Тюмень стала одной из дискуссионных площадок в обсуждении злободневной темы: реальна ли угроза разрушения информационного пространства страны? Общественные слушания по этой теме были подготовлены комиссией Общественной палаты.
Тюмень накануне стала одной из дискуссионных площадок в обсуждении злободневной темы: реальна ли угроза разрушения информационного пространства страны? Общественные слушания по этой теме были подготовлены комиссией Общественной палаты РФ по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ. Дискуссионные площадки были организованы помимо Тюмени в Салехарде, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве на базе представительств Ямало-Ненецкого автономного округа. Разговор прошел в режиме видеоконференции. Участие в нем приняли представители федеральной и региональных общественных палат, руководители и редакторы СМИ, представители исполнительной власти, полиграфисты, издатели, распространители печатной продукции. Павел Гусев, глава комиссии ОПРФ по коммуникациям, в самом начале трехчасового разговора нарисовал довольно мрачную картину: из-за мирового кризиса многие зарубежные СМИ сокращают тиражи, зарплаты сотрудников, филиалы; печатные СМИ переходят в электронный формат или вовсе закрываются. В России ситуация, по словам общественника, выглядит на первый взгляд не так пугающе. Однако и в нашей стране есть сложности: те же сокращения тиражей, закрытие изданий. Гусев перечислил регионы и города, где есть примеры кризисных явлений на рынке СМИ: это Мордовия, Томская область, Киров, Владивосток, Орел и другие. Он также предостерег: наступит день, когда в некоторых российских регионах могут не выйти газеты. Регионы с такой постановкой проблемы не согласились. Да, кризис ощущается, есть проблемы, но катастрофы нет, работа в редакциях продолжается. Пока идет оптимизация ресурсов, которая в принципе на пользу. Представители региональных дискуссионных площадок неоднократно повторяли мысль, что кризис приведет к «очищению» рынка информационных услуг, а сам рынок и его представители станут профессиональнее и современнее. О том, что рынок СМИ жив, явственно говорило еще и то, что руководители средств массовой информации, к примеру, заглядывают в то время, когда кризис уже благополучно закончится, не отрицая при этом существующих трудностей. Так, представители медиапространства высказались в пользу реформы СМИ, которая бы вобрала в себя норвежский, французский, немецкий опыт. Критика звучала в адрес никак не умирающего информационного наследства СССР, неэффективной, неконкурентоспособной системы работы части средств массовой информации. Тюмень, в свою очередь, обозначила несколько важных тем для обсуждения: кризис коснулся не только средств массовой информации, но и всей отрасли, включающей также печатные предприятия и систему распространения изданий. И вопрос выживания для печатных изданий — это вопрос исправного функционирования всей отрасли. Кроме того, тюменцы высказали опасение, что в результате сокращений редакционных коллективов больше всего пострадают молодые журналисты, у которых меньше опыта, чем у старших коллег, а также они просто меньше «прикипели» к месту. Таким образом, после окончания кризиса в профессии может обнаружиться закономерный разрыв. И призвали поддержать молодежь, к примеру, создав профильную молодежную организацию. Еще одна важная проблема — выживание районных СМИ в условиях, когда и так небольшой рынок рекламных услуг вследствие кризиса еще больше сокращается, а экономическая ситуация заставляет оптимизировать расходы и сокращать сотрудников и тиражи. Бьет кризис и по социальной, льготной подписке. Московскую дискуссионную площадку порадовал оптимизм регионов, хотя, по всей видимости, к такому настрою там отнеслись осторожно. Несмотря на существующие проблемы, участники разговора каждый по-своему отметили, что информационное пространство страны разрушаться пока не намерено.