Dipol FM | 105,6 fm
73.5
89.69

Ковровая история в тюменском музее

Выставка традиционных тюменских ковров "Живая старина" - пожалуй, самый значимый и интересный проект тюменского музейного комплекса за последнее время.

Выставка традиционных тюменских ковров «Живая старина» — пожалуй, самый значимый и интересный проект тюменского музейного комплекса за последнее время. Один из тех, что стоит показать гостям города, а если таковых до 3 марта не предвидится, сходить всем взрослым и детям. В XVIII и XIX веке ручное ковроделие было одним из самых популярных народных промыслов в тюменском регионе. Махровые ковры с пышными розами на черном фоне, применявшиеся прежде всего для утепления и украшения саней, были визитной карточкой Тюмени как пряник в Туле. Их продавали путешественникам и гостям губернии в качестве фирменных подарков. Это был бренд. Не случайно на картине Василия Сурикова «Взятие зимнего городка» фигурируют сани, укрытые типичным тюменским ковром. Выставка в музее изобразительных искусств демонстрирует прежде всего то, что и в XX веке этот достаточно древний промысел сохранился. Его не вытеснила индустриализация, урбанизация, медленное умирание села. Как и двести лет назад, мастерицы из деревень юга Тюменской области делали, и даже сейчас продолжают делать, традиционные ковры, сохраняя технологию приготовления, окраски, прядения шерсти, собственно тканья махровых ковров и составления узоров. Санные ковры в XX веке стали украшением домашних интерьеров, в каком-то смысле заменителем фабричных ковров, которые до недавнего времени были дефицитом и символом богатства. В музее представлены ковры с традиционными узорами — пышные цветочные букеты на черном фоне, пара лошадей в розовых венках, и подражанием современным фабричным коврам, сочетание цветочного и геометрического рисунка, только геометрический — «Звезда» и так далее. Коллекция ковров собиралась много лет, в частности искусствоведом Натальей Сезевой, которая теперь готовит к изданию каталог, ищет спонсоров для издания художественно-научного альбома.Выставку «Живая старина» дополняют еще несколько небольших экспозиций. Фотографии Владимира Турбина «Мастерицы» — в первую очередь репортаж, этнографическая зарисовка. Но и просто красивые снимки, запечатлевшие удивительных старух и стариков, деревенский быт и много разноцветных шерстяных мотков и пестрых, не по-сибирски «мексиканистых» ковров. В вестибюле второго этажа устроено рабочее место ткачихи. Станок, за которым по средам и четвергам с 15 до 18 мастерица Татьяна Иванова, тут же расположены чесалки для шерсти, веретено, моталки для ниток — можно проследить процесс появления ковра от пучка шерсти до узорного полотна. Татьяна Александровна — педагог на пенсии. Работала в детском саду, в школе учительницей начальных классов, преподавателем рукоделия для девочек и всегда интересовалась народными промыслами: из глины лепила, из лозы плела, половики ткала и всему этому учила детей. Любовь к крестьянским ремеслам передалась ей от родителей. Татьяна Александровна вспоминает, каким умельцем был ее отец: «Веретешки самодельные всем соседям делал, ботинки шил, лукошки и корзинки плел, мне сшил платье солнце-клеш и когда гости приходили говорил: «Ну-ка, Таня, покружись!».Навыки ковроткачества мастерица впитала с детства — тетка ткала много ковров, снимала узоры со старых образцов, высчитывая «по клеточкам» каждый новый ряд. Мама, учитель биологии, тоже устанавливала дома станок-кросно, к которому маленькая Таня пристраивалась ткать, пока взрослых не было дома. Позже, когда преподавала в школе, Татьяна Иванова познакомилась с бабушкой, Анисьей Сергеевной Ивановой из Каскары, которая посвятила в секреты старинной технологии, помогла установить первое кросно. Получив приглашение от музея, Татьяна Александровна заказала в деревне овечью шерсть, нашла мастериц, которые ее спряли и покрасили по традиционным технологиям. Во время выставки рукодельница намерена выткать как минимум два ковра. Рисунок для первого придумали в музее: дерево, ветви которого символизируют тюменские ремесла. Образцом для второго стал традиционный тюменский ковер с розой из коллекции Татьяны Александровны. Кстати, многие ковры, половички, дорожки, пояса-обереги, украшающие «мастерскую» ткачихи в музее, принадлежат Татьяне Ивановой или сделаны ее руками. Напомним, до 3 марта посетители музея изобразительных искусств могут завязать свой узелок на ковре, который останется в фондах.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!