Dipol FM | 105,6 fm
92.26
99.71

К юбилею Великой Победы. Перегон вслепую

Когда я родилась, деда уже не было в живых пять лет. Инсульт. Но рассказывали о нем в семье так, что я его полюбила заочно

Лучшее, что каждый может сделать в память о Великой Победе, это не забывать. Благодарность за нее должна передаваться из поколения в поколение, как генный код.«Вслух.ру» и «Вслух о главном» продолжают цикл публикаций, посвященный юбилею Победы. Приглашаем всех принять в нем участие. Письма с фронта и из тыла, открытки, воспоминания — все это и есть настоящая, не книжная история, которую пишем сегодня мы все вместе.Когда я родилась, деда уже не было в живых пять лет. Инсульт. Но рассказывали о нем в семье так, что я его полюбила заочно. Вот так — щелк — и симпатия. И как-то даже не возникало сомнений, что нам было бы о чем поговорить, погрустить, посекретничать, посмеяться. В бою на Курской дуге, где он занимался подвозкой снарядов, дед получил осколочное ранение в ногу, началась гангрена, и все шло к тому, что ногу могли отнять, но врач ее чудом спас. Кроме того, была контузия, и домой дед вернулся инвалидом войны 2-й группы. Но, все-таки, на двух ногах. Работал механиком. В паспорте он был записан как Порфирий Евстафьевич Боярский. Но все — и семья, и друзья — его называли Германом. Это имя он придумал себе в юности, и многие потом даже не догадывались, что по паспорту у него другое имя. Так что для меня в рассказах он всегда был «деда Гера». В детском мозгу это выглядело даже вот так, один словом — «Дедагера». К началу Великой Отечественной ему было уже 32 года. До этого он получил боевое крещение на Халхин-Голе и участвовал в финской войне в 1939—1940-х годах. Часть своих воспоминаний дедушка, к счастью, записал в тетради и набрал на печатной машинке. Вот лишь один из эпизодов — как в 1942 году он, помпотех отдельного автобатальона 126 стрелковой дивизии 64 армии, под свою ответственность (так как приказ запаздывал, а рации не было) уговорил командование перевести технику, продовольствие и снаряжение в безопасное место, чтобы их не уничтожили немцы. Происходило это под Сталинградом. «Во избежание любопытных глаз на передвижение автомашин и грузов, не доезжая с километр до деревни, в балке был построен мостик. По нему автомашины уходили на армейские склады и возвращались с грузом. Минуя деревню. Батальон со всеми предосторожностями начал движение по логу, в сторону деревни. Когда половина эшелона перешла мостик и на максимальной скорости во главе с зам. командира дивизии двигалась к Сталинграду, появились десять немецких танков без пехоты, которые параллельно с колонной шли в сторону деревни. Танки шли по верху балки. Расстояние между машинами и танками было 50−60 метров. Но шум танков заглушал шум автомашин. Бойцы и командиры видели все эти танки. Наверху было светлее, чем внизу, и не надо было давать никаких указаний. Каждый понимал свое положение и старался оторваться от танков, пока орудийный и пулеметный огонь не обрушился на колонну. Правда, я видел, что колонна находится в „мертвом“ пространстве прострела. Но танки могли нанести удар, протаранив нашу колонну. Даже повредив две-три машины, идущие впереди. И батальон не смог бы выйти из балки. Кроме мостика другого выхода из балки не было. Но немцы не заметили. Они ушли в деревню. А хвост автоколонны все еще был по эту сторону лога. Но вот и последняя автомашина командира автобатальона и командира взвода Соловьева вышли на дорогу и на максимальной скорости без света рванули в сторону Сталинграда. Не так-то просто было подготовить батальон для передвижения ночью, без света. Не одна машина стукалась в задний борт. Но я упорно учил передвигаться ночью. И вот результат дисциплины, учебы. Первая машина набирала скорость 20 километров в час, а за ней выпускалась следующая машина с интервалом в 50 метров, и когда она набирала скорость, интервал становился 80−100 метров. Если почему-либо боец скорость такую не мог держать, он обязан был свести машину в сторону и ждать замыкающего паркового взвода, который и оказывал помощь. Все это отрабатывалось днем, а потом ночами. На борту сзади машины фосфором рисовали круг диаметром в 50 сантиметров. Шофер ехал с открытым ветровым стеклом, а его помощник лежал на капоте. И ни разу не попадали под бомбежку колонной. Но здесь машины шли со скоростью в 40 километров. Это было необычно. Ночи были темные. Каждый был напряжен до предела. Когда осталось до укрепрайона 5−8 километров, они стоили всех 50 километров. И вот почему: немцы в деревне узнали, что в логу расположились тылы дивизии. Танками они догнать не могли и вызвали авиацию. И вот неожиданно вся местность озарилась, как от жар-птицы. Хоть иголки на земле ищи — вся колонна была как на ладони. Немцы начали бомбить перед колонной, чтобы сбить передние машины, посеять панику, и когда машины ринутся в обгон, сгустятся — тут и нанести сокрушительный удар.

Немцы сыпали мелкие бомбы как горох. При бомбежке машины не глушились. Бойцы и командиры падали в кюветы, и, надо сказать, майор каждую секунду использовал, когда самолеты разворачивались для захода. А их было не менее десяти. Колонна вырывалась вперед, развивая максимальную скорость. Но вот бомбы снова сыпались, как горох, снова остановка, но никакой паники, строгое соблюдение интервалов. Если бы посмотреть со стороны, то можно было подумать, что это не война, а маневры. Машины шли в строгом интервалом, не шарахаясь в сторону. Бойцы, как запрограммированные, выполняли все движения головной машины. Но вот прямое попадание в машину комбата. Но, к счастью, он с санинструктором был в 25 метрах от взрыва и остался жив. Командир взвода забрал их к себе в машину. Еще не погасли фонари в воздухе. Летчики, наверное, сбросив весь груз, ушли на загрузку или выполнять другое задание. Мы потеряли одну машину комбата и две поврежденные взяли на буксир. И еще при свете светильников проехали головной машиной до самого укрепления. Когда погас свет, колонна сбавила скорость до 5−10 километров. Трудно было после яркого света что-то различить на дороге. Но вскоре мы были в укрепрайоне…»

В Великую Отечественную дед получил орден Красной Звезды. А среди медалей одна из самых любимых как раз — «За оборону Сталинграда»: уже потемневшая и с колодкой, обтянутой зеленоватой тканью с красной полоской. Которую без волнения невозможно взять в руки.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Сообщение о бесчинствующих в Тюмени подростках проверит прокуратура
Сообщение о бесчинствующих в Тюмени подростках проверит прокуратура
Поручено дать оценку исполнения законодательства по профилактике безнадзорности.
#проверка
#прокуратура
#Тюмень
#подростки
#безнадзорность
Какие выплаты и меры поддержки почетные доноры получают в Тюменской области
Какие выплаты и меры поддержки почетные доноры получают в Тюменской области
И как подать заявление на полагающиеся льготы.
#поддержка
#выплаты
#льготы
#почетный донор
#Тюмень
Тюмень встала в 9-балльные пробки
Тюмень встала в 9-балльные пробки
Продолжается снегопад.
#дороги
#пробки
#снегопад
#уборка улиц
#новости Тюмени
На Совете законодателей обсудили меры поддержки участников СВО и их семей
На Совете законодателей обсудили меры поддержки участников СВО и их семей
А также развитие особо охраняемых территорий.
#Совет законодателей
#дума
#Тюменская областная дума
#Фуат Сайфитдинов
#СВО
#поддержка
#Тюменская область
#новости Тюмени
В Тюменской области проведут реконструкцию котельных в поселке Рощино и деревне Казарово
В Тюменской области проведут реконструкцию котельных в поселке Рощино и деревне Казарово
Одобрены заявки девяти регионов.
#реконструкция
#котельная
#ЖКХ
#заявка
#Тюменская область
#новости Тюмени
#новости России