Dipol FM | 105,6 fm

Игрушки как профессия, или Это бизнес, детки!

"Вслух.ру" продолжает публикацию материалов из серии "Журналист меняет профессию". На этот раз обозреватель Ольга Никитина примерила на себя роль продавца игрушек, исполнила свою детскую мечту и сделала необычайно удачную покупку.

Одна маленькая девочка всерьез полагала, что продавцы мороженого, конфет и игрушек — самые счастливые люди на свете. Их жизнь казалась просто сказочной: хочешь — играй целый день с новыми куклами, хочешь — объедайся пломбиром и «масками» в пестрых обертках. Из магазинов игрушек уходить просто не хотелось, случались и валяния на полу с потрясанием кулачками. Спустя годы, той самой девочке, то есть мне, уже взрослому серьезному журналисту, представилась возможность примерить на себя профессию продавца игрушек.

Честно говоря, куклы и кубики как способ проведения досуга меня уже давно не интересуют. Хотя вместе с сыном мы частенько бываем в магазинах, и теперь уже мой отпрыск канючит: «Ну купиии…» Однако, вспомнив детскую мечту, я решила совместить приятное с полезным. Удастся ли мне поиграть или все на самом деле серьезно? Ведь это бизнес, детки!

Полигоном для моих испытаний стала небольшая, уютная лавка под названием «Детворец» на Ямской. Хозяйка Настя охотно встретила «нового продавца» и с увлечением начала рассказывать о своем «детище»: «Здесь товары для творчества, дальше настольные игры, игрушки для детей постарше…» Перед моими глазами в шесть рядов мелькают яркие коробки и упаковки, упаковки и коробки… Все хочется разглядеть поближе, ведь нужно будет суметь предложить что-то потенциальному покупателю. Однако в реальности невозможно остановить свой взгляд на чем-то одном. Своенравная девчушка во мне требует уделить внимание большеглазым куклам, а ответственная мамаша — рассмотреть умный конструктор, который сделает из моего чада маленького гения. Кажется, девчонка стала брать верх, потому что каждую игрушку мне хотелось развернуть и рассмотреть.

Оказалось, Настя меня прекрасно понимает потому, что и сама обязательно играет во все, что привозит в лавку: «Пробуем все на себе, а как иначе?» Значительная часть стеллажей заполнена ее излюбленными наборами для творчества: аппликациями, витражами, гравюрами, наборами для выжигания и лепки. Над кассой висят уже готовые поделки, дело рук Насти.

— Вот, значит, как вы коротаете время между покупателями? — смеюсь я.

— Да, но не только. Чаще книжки читаю, — отвечает Настя. А потом рассказывает, что охотнее всего люди покупают именно те игрушки, которые нравятся самим продавцам: глаз горит, энтузиазм очевиден — как не купить?

Время шло, а, между тем, самого главного элемента покупательского процесса — того самого клиента — пока не видно. «Что же это такое?» — я начала волноваться.

— Не переживай, в будни в первой половине дня покупателей немного. Потянутся к обеду, — успокаивала меня хозяйка магазина.

После пары минут походов по периметру магазина и разговоров с Настей, я уже была в курсе того, что покупатели в магазине, в основном, постоянные, и клиентов ни в коем случае нельзя судить по одежке. «Бывает, что заходит какой-нибудь потрепанный мужичок, и он вполне может быть готов потратить пять тысяч на подарок внуку, которого не видел много лет», — делится опытом молодая предпринимательница.

Тем временем двери распахнулись, и в магазин вошел мужчина пенсионного возраста. Он неторопливо прошелся по залу и остановился у стенда с творческими наборами. Я решила не лезть со своими неуклюжими предложениями и понаблюдать, как будет действовать моя наставница. Та без какой-либо назойливости поинтересовалась, что именно ищет покупатель. Он смолчал, тогда мы наперебой начали трещать о том, какие чудесные получаются гравюры «вот из этих наборов». Улыбнувшись, мужчина признался, что смотрит что-нибудь для себя. Но почему-то ничего не купил.

Нет, мне не показалось, что мы его как-то спугнули. Сколько раз сама вот так заходила в магазин, гуляла, но ничего не брала. Но все же я попросила Настю провести для меня небольшой мастер-класс по обращению с покупателями. Ничего сверхсекретного мне не поведали, единственное, что нужно было запомнить — раз и навсегда отказаться от фразы «Вам помочь?» Посетители уже запуганы этой фразой, часто реагируют на нее агрессивно. А негатив не нужен никому — ни продавцу, ни покупателю. По совету Насти, я настраивала себя «действовать легко и ненавязчиво», завязывая беседу о том, для кого нужна игрушка, какая. «Здесь для мальчиков, здесь — для девочек, тут помладше, тут постарше» — и клиент сам разберется.

И только я подготовилась, как в магазин стремительно влетела замученного вида дама. Постояв пару секунд посреди зала, не обратив внимания на приветствия и улыбки двух симпатичных продавщиц, она развернулась и пулей вылетела за двери.

— Ну что ж, бывает и так, — пожала плечами моя наставница.

— А давай поиграем во что-нибудь!

— Давай!

И две взрослые девицы с увлечением принялись мять и месить так называемую «жвачку для рук» — комок гибкого упругого пластилина, который мог шариком отскакивать от любой поверхности или расплыться гладкой лужицей на полке. Потом взялись разбирать на части удивительный нанокуб, магнитную головоломку из 216 сфер. Одной из нас (то есть, мне) пришла незамысловатая идея сделать браслетик, другая начала плести из магнитных шариков замысловатый узор. За этим занятием нас застали наши третьи за день покупатели — молодая женщина и ее любопытный, но стеснительный сынишка.

И тут я поняла — это мой звездный час! Или сейчас, или никогда! Поприветствовав клиентов, я, как учила владелица лавки, поинтересовалась: «Что бы вы хотели посмотреть?» Общительная клиентка рассказала, что им нужна некая башня, чтобы всей семьей по очереди собирать ее по кирпичику и разбирать снова. «У нас есть такая, но пластиковая, а очень нужна деревянная», — клиентка достала фотоаппарат и показала снимки, где веселые дети запечатлены с этой самой башней. Звездный час стремительно сходил на нет, потому что где башню искать — я и понятия не имела. Тут мне на помощь пришла Настя. Оказалось, что башня была, да, да, но кончилась. Но зато в лавке игрушек есть чудесный «Эрудит», аналог английского Scrabble. В него тоже можно играть всей семьей. «Вам какой нравится больше: с голубыми буквами или с желтыми?» Буквы! Моя филологическая душа взревела «Ура!», и я с жаром начала обсуждать преимущества «Эрудита» перед другими настольными играми, развивающую роль игры и так далее, и тому подобное.

Переворошив полку с интеллектуальными играми, мы поняли, что клиенты вряд ли решаться сейчас на серьезную покупку. Однако мы настолько расположили их к себе, что уходить с пустыми руками им не хотелось. Ну, может, и не расположили, но покупка все-таки свершилась! Милые покупатели выбрали себе яйцо с жвачкой для рук (да, да!). Не зря я оставила фиолетовую кляксу упругого пластилина на самом видном месте!

Хозяйка магазина доверила мне взять деньги, открыть кассу, отсчитать сдачу. Ну что, мелкая хулиганка во мне была весьма довольна — поиграла, поработала, что-то продала, да еще и увидела настоящие заработанные на игрушке деньги. Пожелав всего хорошего нашим клиентам, мы порадовались и продолжили собирать бесконечно увлекательный нанокуб.

В конце моего импровизированного рабочего дня я засобиралась уходить. Но не могла же я уйти просто так, без полюбившейся жвачки для рук, отличной антистрессовой игрушки и, как выяснилось, средства привлечения внимания. И честно говоря, превратившись из продавца обратно в покупателя, я почувствовала себя более комфортно и привычно. И приятно, потому что мне сделали скидку!

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!