В "Медее" коллектив "Эски Масчид" из Карши (Узбекистан) обращается к античным театральным традициям.
В «Медее» коллектив «Эски Масчид» из Карши (Узбекистан) обращается к античным традициям, к эпохе, когда театр носил не только развлекательную, но и сакральную функцию, все роли играли мужчины, а декорациям и костюмам не придавалось такого значения, как сегодня. Правда, артисты исполняли античную трагедию на узбекском языке, к тому же в духе мусульманского искусства, распевая тексты, подобно мулле. В обращении к национальным традициям заключается один из творческих принципов режиссера Овлякули Ходжакули. Но его театр — совсем не то, что в кулуарах называют «театром националов». Это не «младший брат» российского или еще какого-то театра, отличный от «старших» национальным колоритом или какой-то туземной наивностью, а самодостаточное, мощное искусство.В рамках фестиваля ранее был представлен спектакль татарского театра «Свет моих очей» Первый можно было смотреть без синхронного перевода, поскольку действие, интонации актеров, декорации, костюмы были достаточно иллюстративны, чтобы понять незнакомый сюжет. Второй существует в системе знаков, не дублирующих, а дополняющих друг друга. Даже зная сюжет «Медеи», зритель не обойдется без перевода, поскольку сценическое действо не является буквальным пояснением текста. Сценография проста — подсвеченный красным задник и свет, указывающий на тех или иных героев. Три пары героев находятся на сцене одновременно в течение всего представления: раб и кормилица, Ясон и Медея, Креонт и Главка. Актеры одеты в прямоугольные хламиды из темной блестящей ткани. Мужчины обриты наголо, исполнители женских ролей носят шапочки с многочисленными длинными косами, костюм Медеи дополняют металлические бляшки-груди и треугольник подвешенный на уровне паха на косах. Убитых детей символизируют развернутые конвертики-одеяльца, с изнанкой, обшитой красными перьями. В начале спектакля есть эпизод, в котором раб играет с деревянными куклами-чучелками — Медеей и Ясоном, но потом кукольная тема не возобновляется. Музыкальное сопровождение составляют актерские распевания текста и звуки кожаного бубна. Действия актеров похожи на ритуальные танцы. Спектакль «Эски Масчид» может показаться пластическим, музыкальным, художественным перформансом, однако именно он возвращает современного зрителя к театру слова. К слову надо прислушиваться, чтоб понять действие, слово как бы заново получает силу, даже произнесенное безэмоциональным переводчиком в наушниках.