В Тюмень Денис приезжает в двенадцатый раз, И, по его признанию, каждый раз для него это испытание
Пианист Денис Мацуев не согласен с утверждением, что русская исполнительская школа умерла. Доказывать обратное он взялся не на словах, а на деле: стал арт-директором музыкального фестиваля Crescendo и гастролирует по стране с плеядой молодых музыкантов. Начиная с 2005 года, фестиваль побывал в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калининграде, Пскове, а в нынешнем году добрался до Тюмени. Накануне Денис Мацуев пообщался с журналистами. Говорили и о фестивале, и о музыкантах, и о нашей публике, и о музыкальной культуре в целом. В Тюмень Денис приезжает в двенадцатый раз, и, по его признанию, каждый раз для него это испытание. Не потому, что ему не нравится город или его здесь плохо принимают. Музыканта тюменцы очень любят, о чем свидетельствует спрос на билеты фестиваля: на концерты, где играет Мацуев, он выше. Дело в том, как говорит Денис, что вся российская публика в целом, и тюменская в частности, — очень сложная и в то же время самая понимающая. Музыканту есть с чем сравнивать — он объездил с концертами весь мир, однако гастроли по России для него всегда остаются приоритетными, он исколесил более 100 городов страны. В Тюмени Денис был и с сольными и с камерными концертами."Каждый раз, когда я сюда приезжал, я видел изменения в лучшую сторону: менялся зал, менялась публика. Я не говорю о том, что включен или выключен мобильный телефон и хлопают ли зрители между частями. Я говорю о том, что появилось внутреннее понимание. Об этом можно уже судить по первому концерту фестиваля — в зале стояла полнейшая тишина, люди замерли от уникального звучания гобоя Алексея Огринчука. Для города, в котором нет собственного симфонического оркестра, публика хорошо подготовлена", — считает Денис и отмечает, что, конечно, его создавать надо: «Тюмень, имея такой зал, такую публику, такие афиши, достойна иметь симфонический оркестр. Он является лицом филармонии».Пианист посетовал, что среди подрастающего поколения талантов меньше, чем среди его сверстников: «Массового увлечения классической музыкой никогда не было, поскольку это элитарное искусство. Но если в советские времена чуть ли не каждого ребенка отдавали в музыкальную школу, и чуть ли не в каждой семье дома стояло пианино, то сейчас этого нет. Идет коммерциализация всего, родители не хотят отдавать ребенка играть на виолончели, гобое или валторне. В Петербургской консерватории в этом году, не помню точно инструмент — то ли на гобой, то ли на валторну — не было набрано ни одного человека».Но даже если ты талантлив, реализовать себя в регионах очень трудно. Об этом Денис говорит на собственном опыте: «Если бы в 1991 году я не уехал из Иркутска, то ничего бы не было. Если в ребенке появляется искорка, то нужно идти на многие жертвы, как это сделали мои родители. Для того, чтобы стать успешным в России, если ты молодой классический музыкант, понадобится не один год».Именно такую задачу — знакомить слушателей с молодыми талантами — выполняет фестиваль Crescendo. Как рассказал Денис Мацуев, в 90-е годы многие уехали за рубеж, в России в классической музыке знали лишь четыре-пять имен. За шесть лет существования фестиваля сделано немало: 10−15 человек, участвующих в проекте, стали узнаваемыми людьми, они дают сольные концерты и весьма любимы слушателями. Если посмотреть на афишный репертуар в нашей стране, то его на 90% занимают участники Crescendo. Журналисты поинтересовались у Дениса, часто ли он бывает дома. Оказалось, что в Иркутске он проводит 36 дней в году, причем иногда получатся, что это не дни, а ночи — есть возможность только переночевать в родных стенах, а затем нужно опять отправляться в путь. «Я веду кочевую жизнь, но не жалею, что у меня такой ритм, — поделился пианист. — Можно устать от перелетов, гостиниц, но от концертов устать нельзя».