Dipol FM | 105,6 fm

Что будет с тюменскими вузами, признанными неэффективными?

В области хорошие результаты по ЕГЭ. А кто в школах работает? Это выпускники Тобольского и Ишимского педвузов.

Какова будет дальнейшая политика в отношении высших учебных заведений Тюменской области, попавших в список неэффективных? Этот вопрос был одним из самых обсуждаемых на заседании областной думы накануне. Поводом к разговору на эту актуальную на сегодня тему послужила информация о реализации долгосрочной целевой программы «Основные направления развития образования и науки в Тюменской области на 2011−2013 годы», вынесенная на заседание облдумы.

Судьба неэффективных

Одни депутаты, как например, глава профильного по этому вопросу комитета по социальной политике, не были склонны придавать этому рейтингу большое значение. В конце-концов, заявил Владимир Столяров, то, чего стоит вуз, определяется желанием молодых людей учиться в нем, а все, что кроме, только будоражит общественное мнение.

Других, например, главу комитета по аграрным вопросам Юрия Конева, рейтинг действительно волновал. Что означает реорганизация в отношении двух вузов региона, признанных неэффективными, и какова их дальнейшая судьба, поинтересовался он у главы областного департамента образования и науки Алексея Райдера, присутствовавшего на заседании думы.

Глава ведомства сообщил, что, действительно, Министерство образования и науки РФ, проведя рейтингование и уже завершив работу созданных по данному вопросу групп, 20 ноября на собственном сайте разместило информацию о шкалировании результатов этой работы. Все вузы и филиалы с признаками неэффективности были разделены на три группы.

Первая — это вузы, в отношении которых подтверждено лишь наличие признаков неэффективности, и то в связи со спецификой их деятельности. «То есть эти вузы не названы неэффективными, — подчеркнул Райдер. — Обращаю на это ваше внимание, потому что применение тех или иных терминов в публичном пространстве влияет на их репутацию. Надо учитывать, что старшеклассники уже сейчас определяются с выбором».

Глава департамента образования пояснил, что к этой группе вузов Министерство склонно относить вузы в сфере культуры, искусств, спорта, специализированные вузы по подготовке плавсостава, летные вузы, вузы министерства обороны и так далее. Решением рабочей группы Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий отнесена к первой группе вузов. Причем позиция Министерства — прислушиваться к мнению регионов насчет дальнейшей судьбы этих образовательных учреждений.

Вторая группа — вузы, признанные неэффективными и требующие оптимизации их деятельности. Данное решение Министерства говорит о том, что вуз сохраняет свою деятельность в статусе юридического лица, но совместно с субъектом РФ разрабатывает конкретную программу действий, направленную на оптимизацию своей деятельности в ближайшей перспективе. Эта программа подлежит защите в Министерстве образования до конца декабря этого года и последующей реализации. Райдер отметил, что через год рабочая группа при Министерстве должна будет вернуться к рассмотрению итогов проведенной работы и соответственно к повторному рассмотрению судьбы этого учреждения.

Ко второй группе принято решение отнести государственную сельскохозяйственную академию, филиал этого вуза в Салехарде и филиал строительного университета в Тобольске.

И третья группа — вузы, признанные неэффективным и подлежащие реорганизации. Вместе с этим реорганизация, по мнению Министерства, возможна в двух вариантах: либо оптимизация деятельности по реализуемому направлению подготовки путем укрупнения этого вуза в классические университеты, но с обязательным сохранением осуществляемого направления подготовки, либо ликвидация вуза как юридического лица и ликвидация подготовки по данным направлениям.

Два педагогических вуза области — Ишимский пединститут и Тобольская социально-педагогическая академия — согласно решению Министерства образования отнесены к третьей группе, сообщил Алексей Райдер. «Принято решение об их реорганизации путем укрупнения с обязательным сохранением реализуемых направлений подготовки по педагогическому профилю, что в целом сегодня не может не удовлетворять регион хотя бы в той части, что мы будем иметь возможность продолжать готовить педагогические кадры для системы образования региона», — прокомментировал он.

Повод для беспокойства

Ситуация с неэффективными педагогическими вузами чревата, по мнению Конева, серьезными отрицательными последствиями. «В области хорошие результаты по ЕГЭ. А кто в школах работает? Это выпускники Тобольского и Ишимского педвузов. Там свой учебный план, который характеризуется более тщательным изучением педагогики, психологии, методики преподавания, чего, объективно, нет в университетах», — заметил депутат, добавив, что, по его мнению, в данной ситуации основное — мнение органов власти, а не Министерства образования.

Коллегу поддержал депутат Владимир Новоселов, отметив, что «рейтинг эффективности университетов — штука далеко не безобидная». Он напомнил, что контрольные цифры набора в вузы в следующем году уже готовятся с учетом позиций вузов в этом рейтинге. «И так сегодня никто не идет в педагогику!» — заметил Новоселов.

По его мнению, говорить нужно не столько о сохранении юридического лица вузов, сколько о сохранении содержательной части педобразования. С ним согласилась и депутат Галина Резяпова, заметившая, что современная международная практика и практика РФ ведет к тому, что требуется создание университетских центров, в состав которых входят институты. «Поэтому, может быть, не стоит так уж паниковать, что будет с Тобольским и Ишимским пединститутами, а обратить наше внимание, волю, силы, потенциал на то, чтобы, войдя в состав университета, эти вузы сохранили содержание своих учебных планов. Потому что совершенно прав Юрий Михайлович, что учебные планы в том, что касается методики и технологии преподавания, в педвузах гораздо глубже».

В пользу присоединения педвузов к классическому университету высказался и депутат Владимир Ульянов, который указал на разницу хотя бы в финансовых возможностях институтов и университета: «Головная боль о том, как содержать эти институты, теперь будет у ТюмГУ».

В пику выступившим высказался депутат Сергей Козлов, заявивший, что когда ставится вопрос о неэффективности вузов, он с этим согласен. «Особенно, когда видишь, как выпускники филологических пединститутов не отличают Фонвизина от Гоголя и Пушкина от Лермонтова, — поделился он впечатлениями от просмотра одного из ток-шоу на тему образования и добавил, — с другой стороны, ответственным за это является только один орган, который последние двадцать лет реформировал наше образование. Как поставить вопрос о неэффективности Министерства образования?» На это депутату никто не ответил.

Зато Алексей Райдер сообщил, какие шаги регион предпринимает, чтобы отстоять названные вузы: «Когда, согласно порядку Минобразования, была предусмотрена возможность реакции субъекта, губернатором области было направлено мнение о необходимости сохранения всех четырех вузов, попавших в рейтинг, и изложены доводы в пользу такого решения по каждому из вузов в отдельности». Однако решение было принято то, о котором глава департамента образования сообщил выше.

Спикер думы Сергей Корепанов добавил к этому, что в рамках консультации с главой региона по этому вопросу обсуждалась и целесообразность какого-то обращения депутатского корпуса в Министерство образования. «Что касается Ишимского и Тобольского педвузов, главой региона было сказано, что необходимость укрепления кадрового состава, материально-технического оснащения и финансовой помощи этим высшим учебным заведениям будет изучена на месте. То есть работа в этой части проводится», — сообщил Корепанов. По мнению спикера, многое сделано для сохранения названных вузов.

Качество физики

К вопросу об эффективности или неэффективности тюменских вузов Владимир Новоселов присовокупил обеспокоенность тем, что в этом году результаты ЕГЭ по физике в области «по сути были признаны провальными: порядка 18% выпускников получили неудовлетворительные оценки». При этом, отметил Новоселов, в среднем результаты ЕГЭ в Тюменской области выше, чем по России.

Алексей Райдер согласился, что при незначительном отставании среднего балла по физике в Тюменской области от среднероссийского, есть и вторая сторона медали — достаточно большое число выпускников, выбравших для себя этот экзамен из числа необязательных, не подтвердили свои знания в пределах удовлетворительной шкалы оценки.

Здесь, как отметил глава департамента образования, две причины: помимо качества подготовки по естественно-научному циклу — это готовы констатировать и сами преподаватели физики — контрольно-измерительный материал по этому предмету в текущем году был на порядок сложнее по сравнению с материалами предыдущих лет, и в целом в пределах общеобразовательного курса по физике.

«Нам тоже нужны ответы на наши вопросы, учитывая, что сегодня ставится задача укреплять желание выпускников сдавать физику, к тому же по ряду специальностей этот предмет является обязательным для поступления в вузы. Мы активизировали эту работу: выбор физики в качестве необязательного в Тюменской области на втором месте после обществознания, чего не было в предыдущие годы, — заявил Райдер. — Вместе с тем Федеральный институт педагогических измерений Министерства образования, к сожалению, по-прежнему формирует достаточно трудновыполнимые — и на наш взгляд, и на взгляд экспертов — задания контрольно-измерительного материала. И Министерство с этими доводами тоже согласилось. Нас уверяют, что при подготовке контрольно-измерительных материалов в последующие годы этот институт будет соотносить требования учебной программы с требованиями результатов, которые формулируются в контрольных материалах».

Касаясь качества подготовки, он добавил, что сегодня выстроена система мероприятий с преподавателями естественно-научного цикла. Активно проводятся стажировки, в том числе на уровне лучших школ Тюменской области, демонстрирующих самые высокие результаты по этой области знаний. «Уверен, что в дальнейшем мы будем наблюдать повышение результативности освоения программы по физике», — заявил Райдер.

Получив все возможные объяснения и высказав свою точку зрения на качество современного образования, депутаты в итоге приняли вынесенную на думу информацию к сведению. Дальнейшие шаги областного парламента по поддержке вузов, в защиту которых высказывалось большинство, будут зависеть от того, как депутаты сформулируют высказанные инициативы.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!
Последние новости
В "Синема Парке" пройдет спецпоказ историко-фантастического эпика "Облачный атлас"
В "Синема Парке" пройдет спецпоказ историко-фантастического эпика "Облачный атлас"
Самый дорогостоящий независимый фильм в мировой истории получил положительные отзывы критиков и обрел огромное количество поклонников по всему миру.
COVID-статус соискателя интересует каждого второго работодателя
COVID-статус соискателя интересует каждого второго работодателя
Вторая половина работодателей не задают такие вопросы.
Число выпускников-медалистов в Ишиме выросло почти вдвое за два года
Число выпускников-медалистов в Ишиме выросло почти вдвое за два года
Итоговая аттестация подтвердила объективность выставления оценок.
В Тюмени 8-летняя девочка на самокате врезалась в автомобиль
В Тюмени 8-летняя девочка на самокате врезалась в автомобиль
Обстоятельства происшествия выясняются.
Водитель "Киа" насмерть сбил пешехода в Тобольском районе и скрылся в лесах
Водитель "Киа" насмерть сбил пешехода в Тобольском районе и скрылся в лесах
В округе обнаружен нетрезвый мужчина, причастность его к ДТП устанавливается.