Dipol FM | 105,6 fm
93.44
99.58

Алена Васильева: Вершина дизайна – мой шкаф

В Тюмени существует сильная школа дизайна, ее выпускники год за годом меняют облик города – рекламу, журналы, магазины и поликлиники. Но дизайн частных квартир все еще считается излишеством для миллионеров.

В Тюмени существует сильная школа дизайна, ее выпускники год за годом меняют облик города — рекламу, журналы, магазины и поликлиники. Но дизайн частных квартир все еще считается излишеством для миллионеров.

Стоит ли владельцу обычной малометражки обращаться к дизайнеру интерьера? Какова сверхзадача дизайна? Что происходит с хозяином, когда его дом преображается?

«Вслух о главном» предлагает заглянуть на творческую кухню дизайнера вместе с гостем рубрики «Народное интервью» Аленой Васильевой.

Трехмерная специальность

— Алена, как вы решили стать дизайнером интерьеров?

- Точнее — средовым дизайнером. Учебная программа дает студентам в первые четыре года попробовать себя в средовом и графическом дизайне. Они требуют разного типа восприятия: графика двухмерна, среда — объемна, включает комплекс различных характеристик. Я поняла, что лучше воспринимаю среду.

— Кого вы считаете своим учителем в профессии?

- Нашему поколению повезло, у нас лекции читал Геннадий Васильевич Вершинин, сейчас он уже меньше преподает. Но вообще нельзя сказать, что был один учитель. Это группа людей — Ольга Трофимова, Елена Улькина… Каждый вкладывает в студентов частичку себя, а мы уже из этих частичек собирали что-то свое.

— Что за предмет вы преподаете, какой-то особый раздел физики?

- Физика среды — прикладная дисциплина, она нужна практикующим дизайнерам, чтобы правильно рассчитать освещение, акустические особенности помещения, учесть особенности восприятия человеком цвета, света, звука.

— А ведь есть расхожее мнение, что дизайнер интерьера только и придумывает, куда поставить диван да какие купить шторы!

- Если обратиться к опыту европейских коллег, станет ясно, что у них есть две профессии. Планированием пространства по большому счету занимается архитектор. Декоратор же подбирает текстиль, картины, акценты, создает конечный образ интерьера. В нашей ситуации дизайнер решает вопросы, которые относятся к сфере деятельности архитектора, а вот декораторские функции часто берут на себя заказчики, считая, что с этим они сами справятся.

— Умеете ли вы шить, рисовать, делать что-то в других сферах изобразительного творчества? Лена, Тюмень

- Умею и шить, и рисовать… У нас образование строится так, что можно освоить многие специальности, кто-то из выпускников становится живописцем, кто-то — керамистом… Я сейчас пробую себя в моделировании одежды. Когда училась, такой специальности не было, а теперь появилась, и я, поскольку вижу образовательный процесс изнутри, заинтересовалась, тоже решила попробовать. Пока только для себя.

Портрет заказчика в интерьере

— Предположим, я решила обратиться к дизайнеру — как найти «своего» человека? Ольга, Тюмень

- Мне кажется, это как при выборе парикмахера или портного — люди просят знакомых порекомендовать мастера. Каждый новый интерьер становится визитной карточкой автора: к заказчику приходят гости, им нравится, они хотят «также красиво, но по-другому»…

Другой путь — взять координаты нескольких человек, встречаться, смотреть портфолио, разговаривать. Никто не нанимает дизайнера, не увидев его работ или не получив хотя бы рекомендации от знакомых.

— Как проходит первая встреча с клиентом?

- Первая встреча бывает для заказчика тяжелой. Он ведь дает о себе самую краткую информацию, а ты вторгаешься в личное пространство, начинаешь задавать неудобные вопросы, и он не понимает, зачем это нужно. Конечно, часть информации считывается визуально — обращаешь внимание на тип поведения, манеру одеваться. У женщин-заказчиц иногда сразу видна любимая цветовая гамма, стиль. Мужчины менее открыты, с ними сложнее. Но вот постепенно входишь в доверие… После одной-двух встреч люди начинают раскрываться, особенно, когда приносишь первые эскизы.

— Похоже, дизайнерам требуется учебный курс по психологии.

- Точно. Курс в учебной программе есть, но я считаю, его надо существенно расширить, потому что многие тонкости общения приходится постигать на практике.

— Алена, добрый день! Пытаетесь ли вы переубеждать заказчиков в каких-то их задумках в отношении интерьера? Тяжело ли наступать на «горло собственной песне», когда вам видится все совсем иначе, чем заказчику? Тезка, Тюмень

- Да, переубеждать приходится нередко. В таких случаях я стараюсь привести максимум аргументов, показать примеры, объяснить, как взаимодействуют цвета… Если переубедить не удается — честно говоря, иногда встречаются просто упрямые люди, — приходится выправлять ситуацию другими способами, непонятными заказчику. Например, играя оттенками цвета, можно сгладить неудачное сочетание.

«Наступать на горло», конечно, бывает обидно. Иногда заказчик принимает дизайн-проект, а от авторского сопровождения отказывается. Далее, в ходе работ он изменяет какие-то неважные с его точки зрения детали, но они в результате меняют всю картину.

— Были случаи, когда вы отказывались от заказа, и почему? Марина, Тюмень

- Бывали случаи, когда при первой встрече с заказчиком становилось понятно, что наши взгляды слишком различаются и переубедить друг друга будет невозможно. Такая работа превратится для одного из нас в насилие над собой — лучше от нее сразу отказаться.

— Какие стереотипы или заблуждения распространены среди тюменцев, когда они обустраивают свои квартиры, дома? Дмитрий, Тюмень

- Самый распространенный стереотип — уверенность, что респектабельность хозяев лучше всего подчеркнет классический интерьер. Причем это такая «махровая» классика. Хотя в последнее время люди много путешествуют, привозят какие-то объекты, которые хочется вписать в обстановку. Чаще стали обращаться к европейской классике — она более спокойная, сочетается с современными элементами.

— Среди объектов, которые тюменцы привозят из-за границы, есть работы современных дизайнеров, хотя бы самых популярных авторов вроде Филиппа Старка?

- Про такие объекты пишут обычно в специализированных журналах, если человек не интересуется дизайном, он с трудом представляет, с чем можно сочетать эту мебель. В тюменских магазинах ее не встретишь. А многие предметы надо именно увидеть вживую…

Когда человек покупает итальянский диван ручной работы, с вышивкой и резьбой, он видит, за что платит. Глядя на дизайнерский диван в стиле минимализма за ту же цену, трудно понять, чем же он так хорош. На него надо сесть, почувствовать, как он тебя принимает, пощупать бархатистую поверхность, гладкое массивное дерево — это более интерактивная вещь.

— Каков обобщенный портрет вашего заказчика?

- Сейчас женщин стало больше, а еще года два назад это были преимущественно мужчины. Причем жен могли и не ставить в известность о своих планах. Как правило, это состоявшиеся люди в возрасте за 40 лет.

— Платежеспособные…

- Да, и дело даже не в том, что они могут оплатить услуги, хотя в каком-то смысле это тоже показатель статуса — сказать гостям «вот, у нас тут работал дизайнер». Если приглашают дизайнера, значит, хотят сделать нерядовой интерьер, вложить изрядные средства в обстановку, декор.

— Недаром считается, что дизайн интерьеров — излишество для богатых… Но ведь можно сделать недорогой ремонт так, чтобы результат смотрелся не хуже «класса люкс»?

- Конечно, и вот как раз такой интерьер требует кропотливой, более тщательной работы дизайнера. Когда бюджет ограничен, приходится расставлять приоритеты: на предмет, задающий тон в интерьере, можно потратиться, но сэкономить на других деталях, взять материалы попроще, но компенсировать замену профессиональными средствами: игрой света, локальным цветовым пятном… Вот это и есть настоящая работа дизайнера по интерьерам, она не сводится к тому, чтобы выбрать люстру из итальянского каталога.

Любому дизайнеру интересно работать с разными социальными группами. Молодые люди более креативны, подвижны, легче идут на эксперименты, но такой заказчик — редкость. Возможно, из-за стереотипа, что дизайн — это непомерно дорого.

— Судя по объявлениям, минимальная стоимость дизайнерской помощи колеблется от 250 до 600 рублей за квадратный метр проектируемой квартиры. Что входит в такой «пакет услуг»?

- Каждый имеет в виду свое наполнение, но в любом случае, это цены на комплекс услуг, так называемый дизайн-проект с технической документацией, эскизами. Если же речь идет о консультациях, то все зависит от заказчика — некоторые совсем не видят общей картины будущего дома, кто-то уже в общих чертах представляет, чего хочет…

— Значит, если заказчик не готов платить за полное сопровождение, он может получить «точечные» консультации. По каким вопросам вы бы рекомендовали обращаться к профессионалу?

- Думаю, стоит поручить дизайнеру планировку — со стороны бывает лучше видно, и человек с опытом поможет найти интересные решения. Важно грамотно проработать освещение. А вместо полного дизайн-проекта с картинками в формате 3D бывает достаточно определить атмосферу интерьера в целом, подобрать цвета и фактуры, от которых заказчик отталкивается при самостоятельном выборе декора.

— У меня вопрос про приемы визуального расширения пространства в маленькой квартире. Даст ли демонтаж перегородки с кухней эффект большего пространства или все-таки колонны и некоторые мини-преграды создают впечатление более длинного путешествия по помещению? Виктория, Тюмень

- В некоторых случаях объединение кухни и комнаты позволяет увеличить пространство квартиры. Но может получиться функционально перегруженное помещение, визуально замусоренное и от того кажущееся меньше. Многое зависит от особенностей квартиры, ожиданий заказчика. Готов ли он к объединению двух порой противоречащих друг другу функций — отдыха и приготовления пищи.

Задача — сделать мир лучше

— Мне кажется, обустройство дома подталкивает человека к самопознанию, почти психоанализу. Какую роль при этом играет дизайнер?

- Дизайнер выступает в роли переводчика — он переводит мысли заказчика на материальный, предметный язык.

— В чем, по-вашему, сверхзадача дизайна?

- У нас на практике все сводится к созданию маленьких кусочков: квартир, камерных пространств. А глобальная задача — менять к лучшему всю среду вокруг себя, и через среду менять человека. В гармоничном интересном окружении человек становится лучше.

— Вы ведь занимаетесь не только квартирами, но и общественными интерьерами?

- Да, я проектировала обстановку для нескольких парикмахерских, салона красоты, для винного бутика на ул. Володарского. С коллегами из «Интеграф-дизайна» участвовала в создании интерьеров биатлонного центра «Жемчужина Сибири» на Черной речке. Там я занималась проходными зонами и VIP-рестораном. В новом здании ЗАГСа работала над холлами.

— Работа в команде устроена иначе, чем в одиночку?

- Идеально, когда работает коллектив единомышленников, но такое редко бывает. У каждого свое видение. Поэтому делается так: каждый берет себе участок объекта и делает эскизы. Потом заказчик выбирает один эскиз, который и определит стиль всего проекта.

— А чем частный проект отличается от публичного?

- Работая над общественным объектом, ты воплощаешь свои идеальные представления о правильном и гармоничном. Такие проекты защищаешь перед группой людей, имеешь возможность поспорить, привести свои аргументы. Частный интерьер — личное дело хозяина, ведь это он будет здесь жить. В таких случаях надо быть гибче, прислушиваться к заказчику и уже его идее придавать художественную завершенность.

— Может ли дизайн стать искусством, в чем принципиальная разница между искусством и дизайном? Николай, Тюмень

- Когда учишься, дизайн преподносится и воспринимается как искусство. А потом, где-то на этапе перехода к практической деятельности часто случается переосмысление ценностей. Дизайн перестает быть искусством и становится способом заработка.

— В каком стиле вам нравится работать? Есть ли идеи, которые вы мечтаете воплотить?

- Мне поднадоела классика, она менее вариативна. Хочется немного похулиганить, попробовать сочетание несочетаемого, создать некое игровое пространство.

Конечно, в процессе работы накапливается багаж интересных нереализованных идей, которые хочется применить. Например, в своей дипломной работе, посвященной загородному дому, я нашла несколько решений, позволяющих при помощи технических средств привнести в интерьер природные ассоциации: тень листвы, закатный свет в лесу.

В зарубежной практике сейчас актуальны экологические материалы, натуральные цвета, жилище, максимально приближенное к природе. У нас, видимо, это тема еще не наболела. Даже в загородных коттеджах вместо того, чтобы впустить природу в дом, сделать пейзаж частью обстановки, люди предпочитают делать маленькие окна.

Вообще в нынешних тюменских интерьерах, на мой взгляд, не хватает человеческого тепла, рукотворности, вещей не стандартных, не заводских. Даже если заказчик готов приобрести люстру или предмет мебели индивидуального дизайна, непросто найти исполнителя. Ручной труд у нас не ценится, поэтому мало людей, которые бы занимались этим профессионально, как в Италии, где целые семьи занимаются каким-нибудь ремеслом.

— Кто ваш любимый дизайнер всех времен и народов?

- Со студенческих времен мне очень нравится Алвар Аальто, вообще финский, скандинавский дизайн с его вниманием к натуральным материалам, ручной проработке деталей…

— Как относитесь к «Икее», послу скандинавского дизайна во всем мире?

- «Икея» выпускает массовую продукцию, упрощает формы, и отчасти они утрачивают свое очарование. Но даже и в таком виде дизайнерские идеи не теряются, они делают предметы привлекательными, узнаваемыми. Такие вещи должны быть, ими удобно пользоваться. А если грамотно обыграть, никто и не догадается, что это «Икея».

— У вас есть любимый дизайнерский объект, который бы хотелось заиметь дома?

- Мне кажется, они все немного временные. Есть большое количество прекрасных предметов, в некоторые я, конечно, влюбляюсь. На несколько дней. А потом появляется другой…

— В каком стиле оформлена ваша квартира?

- В стиле минимализма. Я делала квартиру для себя, это пространство для жизни, а не для демонстрации клиентам. Вершина дизайна для меня — шкаф, который сделал муж по моему проекту. Неважно, сколько вещь стоит и кто ее автор. Важно, что она удобная, любимая, сделана под тебя.

Справка «Вслух о главном»

Алена Васильева — средовой дизайнер, выпускница Тюменского института дизайна, филиала Уральской государственной архитектурно-художественной академии. В 2008 году стала лауреатом конкурса «Молодые архитекторы и дизайнеры — городу», представив свой дипломный проект загородного дома. Член Союза дизайнеров России с 2009 года. Работала в студиях «П.А.П.А.» и «Интеграф-дизайн», преподает курс «Физика предметно-пространственной среды» в институте дизайна и визуальных искусств Тюменской академии культуры. Недавние наставники, а теперь коллеги рекомендуют ее клиентам как «человека, который умеет слушать».

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменцам помогут подготовиться к грантовому конкурсу Росмолодежи
Тюменцам помогут подготовиться к грантовому конкурсу Росмолодежи
Событие состоится 24 апреля.
#Моя территория
#гранты
#помощь
#молодежь
#Тюмень
#новости Тюмени
Паводок в Тюменской области: село Казанское в безопасности, в Ишиме укрепляют дамбу
Паводок в Тюменской области: село Казанское в безопасности, в Ишиме укрепляют дамбу
Исторический максимум побит.
#паводок
#дамба
#Ишим
#Казанское
#Александр Моор
#Владимир Якушев
#Федор Шишкин
#Тюменская область
Тюменца оштрафовали за танцы на проезжей части по улице Ленина
Тюменца оштрафовали за танцы на проезжей части по улице Ленина
Остальные танцоры устанавливаются.
#ГИБДД
#штраф
#танец
#ПДД
#нарушение
#Ленина
#Тюмень
#новости Тюмени
На что обращать внимание во время развития детей: рекомендации педиатра
На что обращать внимание во время развития детей: рекомендации педиатра
И почему вредны гаджеты.
#дети
#развитие
#здоровье
#гаджеты
#врач
#советы
#Тюмень
#новости Тюмени
Жители Ишима сдают мебель и бытовую технику под охрану
Жители Ишима сдают мебель и бытовую технику под охрану
Места для хранения определены во всех муниципалитетах.
#паводок
#хранение
#имущество
#Ишим
#Тюменская область