Dipol FM | 105,6 fm

Записки венчурного инвестора: девять оберегов венчурного проекта

«Вслух.ру» продолжает серию публикаций о венчурном инвестировании. На эту тему рассуждают партнеры Группы Венчурных Инвестиций Антон Язовских и Андрей Фоменко.

«Вслух.ру» продолжает серию публикаций о венчурном инвестировании. На эту тему рассуждают партнеры Группы Венчурных Инвестиций Антон Язовских и Андрей Фоменко.

Бизнес-идея и регистрация компании — это еще не начало. Это лишь заявка на начало, пакет документов. Все начинается с действий, в том числе, и ошибки. Как показывают наши проекты, собственные победы и промахи, существует ряд оберегов (назовем это так), которые помогают начинающему инновационному бизнесу выжить и преумножиться. В этом материале мы выделили то, что, на наш взгляд, является ключевым на самом старте: не до него, когда предприниматель отрабатывает идею, ни после него, когда выстраивается система менеджмента, а именно на самом старте.

Баланс опыта и драйва в команде. С одной стороны, в команду важно привлечь активное начало — тех, кто увидит неожиданные варианты развития продукта, новые рыночные ниши, тех, кто готов генерировать и, самое главное, доводить до реализации нестандартные решения, экспериментировать и не сдаваться. С другой стороны, такой напор нового важно уравновесить — необходимы носители жизненного, организационного, коммерческого опыта. Они обеспечат краш-тест новаторским идеям, помогут взвесить все «за» и «против», расставят важные акценты в решениях и действиях. И, что немаловажно, именно они будут настаивать на последовательности действий — step by step.

Бывают бизнес-идеи без команды, рожденные в головах новаторов или начинающих предпринимателей. Но сколь гениальными не были бы эти идеи, для их претворения в жизнь и превращения в бизнес-проекты необходима сбалансированная команда.

Преданность команды проекту и концентрация. Члены команды, независимо от того, в доле они или нет, не должны обладать менталитетом наемного работника. Важно жить проектом — искренне верить в его перспективы, «болеть» за результаты и круглосуточно предпринимать действия по улучшению всех сторон проекта. В непредсказуемых условиях старт-апа это позволит выдержать график или хотя бы не слишком выбиться из него. Дело в том, что промедление, как минимум, — это потеря выручки и излишние издержки в период инвестиций, когда доходы еще не генерируются (аренда, зарплата, лизинговые платежи), а как максимум, — это сдача рынка более расторопному конкуренту.

Общие ценности и понимание интересов. Драйв и концентрация в команде проекта существуют только тогда, когда есть взаимное уважение и доверие. Тогда мы слышим друг друга, стараемся понять, увидеть сильное в каждом. Для создания такой благодатной среды необходимо разделять общие ценности, стремиться к единым перспективам. Например, сложно ужиться человеку, заинтересованному сорвать куш сегодня, в среде тех, кто стремится вырастить бизнес национального или международного масштаба. Не жалейте времени, чтобы понять друг друга — это фундамент взаимного усиления и общего успеха.

Подбор персонала. Персонал — это продолжение команды, ее рычаг. Именно руками профессиональных технологов, менеджеров, рабочих, аналитиков, бухгалтеров мы обеспечиваем сохранность и эффективное приложение ресурсов (оборудования, помещений, сырья, финансов и т. д.), с ними мы создаем и закрепляем отношения с клиентами и партнерами, находим и используем новых рыночных возможностей.

> Экономьте на благоустроенности своей жизни, но не на профессионалах.

Что это значит? То, что отбирать персонал в старт-ап необходимо со всей тщательностью и ответственностью. Не нужно пренебрегать экономической безопасностью — проверьте историю ключевых лиц, которым вы доверяете свое детище. Далее, запуск проекта требует скорости и точности действий, а значит, необходимы те, на кого можно положиться и не перепроверять по сто раз на дню качество и сроки исполнения задач. Не менее важна способность быстро принимать решения, готовность предлагать конкретные варианты действий. В итоге — нам нужны целеустремленные, ответственные, честные и открытые к новому профессионалы. Экономьте на благоустроенности своей жизни, но не на профессионалах.

Контроль сроков и содержания — это азы управления старт-апом. Можно свалиться в сторону бесконечного совершенствования продукта и не решиться предложить его клиентам. Обычно таким комплексом отличника страдают разработчики. Согласимся, качество важно. Можно принять оправдания различных сотрудников и принять как данность, что проект «объективно» тормозится из-за проблем с поставками сырья, с наладкой оборудования, из-за сложных отношений с продавцами технологии и потенциальными клиентами… Да, сложных моментов хватает, но требуется настройка на «невозможное» — выдерживать качество и сроки при заданном инвестиционном бюджете. А «заразить» коллектив идеей качества, сроков и эффективности можно только примером — держите эти параметры на контроле, постоянно обсуждайте их с сотрудниками, нацеливайте их на бережливость и ответственность, лично соответствуя этим факторам успеха.

Гибкость, готовность адаптировать проект под новые реалии. Для старт-апа, а, тем более, для венчурного проекта, важно исключить стереотипное мышление. По мере работы над технологией, продуктом, способами его продвижения можно натолкнуться как на реально непреодолимые ограничения, так и на новые, неожиданные возможности. Это значит, что команде проекта важно уметь увидеть то, мимо чего проходят другие, нутром чувствовать истинные потребности и ценности клиентов и уметь отбрасывать наносное, пусть и заманчивое.

К слову, если решение или концепт сложен, значит это не то — в корзину. Необходимо стремиться к простоте — она максимально удобна и ценна для потребителя.

Работа со всей цепочкой потребителей. Зачастую, начиная проект, мы думаем о конечном потребителе, например, о жильце будущего дома, который воспользуется нашими инновационными стеновыми материалами. Но это не все! Еще есть застройщик, для которого важны сроки и качество (зачастую, формальное), а еще есть подрядчик, для которого важна технологичность работ, стоимость и простота сдачи объекта. Сиюминутные интересы будущего жильца и всех участников строительства иногда вступают в противоречия. Вот тут и важно понять, как, желая сделать конечный продукт наиболее интересным для клиента, сделать его интересным и для прочих участников. Например, создать стеновой материал с лучшими эксплуатационными характеристиками, но при этом, удобный в производстве, доставке, монтаже и отделке. В противном случае вхождение продукта в рынок будет тяжелым, а иной раз, продукт будет обречен на провал.

Выстраивание хозяйственных отношений. Творческий запал нужно упорядочивать. Чтобы однажды предпринимателя не окатили ледяным душем из инкассовых, судебных исков, недостач и испорченных партнерских отношений важно с самого начала администрировать отношения с партнерами, персоналом, поставщиками, клиентами… Практика показывает, что потраченные на старте недели и даже месяцы на обсуждение, согласование и юридическое оформление позиций, налаживание учета окупаются сторицей. Это и экономическая защита бизнеса, и поступательность развития, и удобно выстроенные каналы поставок, и оправданные ожидания, и уверенность в партнерах и контрагентах.

Ответственность и бережливость. Весь коллектив старт-апа находится в одной лодке. Это надо принять без оговорок. Да, формально зоны ответственности и возможности каждого определены, что называется, на берегу. Но очень важно, чтобы этот самый «каждый» думал за себя и за того парня: как мне выполнить свою работу так, чтобы вложить в общий котел максимум, да еще и сделать мои результаты предельно удобными для моих коллег? На первый взгляд проще проблему «забросать» финансами. Гораздо сложнее решить ее системно и с минимумом затрат драгоценных инвестиционных ресурсов. Но лишь изначальное стремление к элегантным и эффективным решениям рождает динамичный бизнес, способный к долгосрочному успеху.

Успешных и впечатляющих стартов с продолжением!

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Яндекс-Дзен.
(0)

Iblock element