Dipol FM | 105,6 fm

В театре драмы - премьера. По этому поводу появились мнения. Практически полярные. Однако вердикт вынесут все же зрители.

В театре драмы — премьера. По этому поводу появились мнения. Практически полярные. Однако вердикт вынесут все же зрители. Улетел и не вернется Премьера на сцене драмтеатра — эпизод-фантазия «Мотылек»Через месяц Тюменский драматический театр завершит 152-й театральный сезон. За последний творческий год зрители увидели немало новых спектаклей: отличных, хороших, «средней тяжести» и абсолютно непонятных. Появление некоторых я все ж таки оправдала… Но премьера на малой сцене в конце мая — эпизод-фантазия «Мотылек» в постановке лауреата Государственной премии России, заслуженного деятеля искусств Р Ф Михаила Полякова, что ранее отметился пятью неплохими работами в театре «Ангажемент», — до сих пор вызывает недоумение… Дело не в постановщике, художнике и актерах. Дело в пьесе. От рабочего материала зависит третья часть успеха. И если он, мягко говоря, никакой, то остается посочувствовать… Объяснюсь. В забытой богом глуши, где зима начинается в октябре, а лето в июле, в военной части случилось не просто ЧП, а ЧП в кубе. Рядовой-первогодка Коля Лебедушкин превратился в девушку. Еще вчера он бросал гранату на восемь метров, носил солдатскую робу, чистил зубной щеткой унитазы и тихо ненавидел примитивный армейский уклад, а сегодня стоит перед полковником в синем сатиновом платье, с длинной рыжей шевелюрой и истерически кричит про то, что нынче он артистка Наталья Сергеевна, которой не место в казарме… Полковник Кинчин (Владимир Орел) негодует. Капитан Багаев (Сергей Осинцев) предчувствует сладкую месть. Остальные солдатские чины (адъютант Ювачев — Юрий Лободенко, военврач Морозов — Константин Антипин) ведут себя как в цирке. А Коля, ой, Наташа, ничего, освоился. Поскольку домой, дабы не посрамить честь российского армии, не пускают, целыми днями валяется на койке в клубе, пьет «Арабику», пишет пьесы, мечтает о премьере собственного спектакля «Азельма — король пчел», увлекает театром старого одинокого командира Андрея Исаевича. Репетируют вместе: Наташа — Дездемона, полковник — Отелло. Первая слишком эмоциональна, второй никак не может пустить слезу. Первая заламывает руки, давит «талантом». Второй осторожничает. Так бы и играли два года, но случились боевые учения, и Лебедушкин (а), как и следовало ожидать, погиб (ла) под колесами то ли БТР, то ли… Не женское это дело, в армейской технике разбираться. «И житие его (ее) было недолго, но ярко, как у мотылька…» И вроде бы грустно, но смотреть неловко: хочется поскорей выскочить из зрительного зала и бежать без оглядки. Я не оканчивала театральный вуз. Я всего лишь журналист. Но принцип: если ты что-то затеял, то должен понимать, зачем, — для всех творческих людей един. Что хотел сказать пьесой «Мотылек» автор? Что хотел сказать спектаклем «Мотылек» режиссер? Не уяснила. Не разгадала. Не почувствовала. Висела где-то над сценой малюсенькая такая попытка Полякова намекнуть о чем-то зрителям, но и она, как главный герой, была раздавлена колесами все той же солдафонской, смерть несущей техники. Туда и дорога. Серьезно, никак не возьму в толк, зачем Михаил Давыдович взялся за такую кислятину? Разве мало в мире пьес? Не стану осуждать актеров. Мы знаем и нежно любим Орла, Осинцева, Антипина по другим постановкам театра. Студенту Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий Юрию Лободенко первый в начале творческой карьеры спектакль, мягко говоря, поднапортил… Сердце кровью обливается, когда видишь, как молодая рыжеволосая актриса Дарья Башкина — Лебедушкин — изображает чрезвычайную нервность, бессмысленную тревожность и манерные поэтические завывания, словно пародируя Беллу Ахмадулину. Вот только Владимира Орла, играющего полковника, невозможно заставить быть фальшивым: у него природная органика, он примет любую роль как родную. Орел из тех артистов, которых можно вывести на сцену читать телефонную книгу, и зрители все равно будут пищать от восторга, влюбляться без памяти… На премьере были цветы. Немного, но были. Букеты хризантем и недавно распустившейся сирени. Без живых цветов вышло б совсем некрасиво.Ирина Человечкина («Тюменская область сегодня»)Мотылек на срочной службе В тюменской драме — событие за событием. Не успели зрители перевести дух после гастролей «Школы современной пьесы», театр снова удивил новым спектаклем. Пьесу Петра Гладилина «Мотылек» на малой сцене поставил Михаил Поляков. С творчеством этого известного режиссера тюменские ценители театрального искусства хорошо знакомы. Поляков (лауреат Государственной премии, заслуженный деятель искусств России) не раз делал постановки в молодежном театре «Ангажемент». Его спектакли всегда замечали и критики, и простые зрители, давно усвоившие: этот мастер всегда найдет чем удивить. Удивляться начинаешь еще до начала спектакля, уточнив в программке актерский состав. Играют в «Мотыльке» заслуженный артист России Владимир Орел, актеры Сергей Осинцев, Константин Антипин. В списке действующих лиц и исполнителей — новые имена: Дарья Башкина и студент Тюменской академии искусств и культуры Юрий Лободенко. Для дебюта на тюменской сцене режиссер доверил молодой актрисе одну из главных ролей в эпизоде-фантазии (так определен жанр постановки). Играет Дарья Колю Лебедушкина, военнослужащего первого года службы. Но — не будем морочить голову читателю, объясним все толком. Сюжет пьесы, как и спектакля, чем-то напоминает популярный сериал «Маргоша». Мужчина в силу сложившихся обстоятельств вдруг проснулся… женщиной. Такие чудеса в решете. Жил себе такой парень — Коля Лебедушкин — актером стать мечтал. Да вот нагрубил начальству, выгнали беднягу из театрального — и отправился он прямиком в армию, Родину защищать. И так молодому человеку не хотелось служить, что даже йод пил, иголки глотал, шизофрению разыгрывал… — годным все-таки оказался. И послали его служить за тридевять земель от родной Москвы. Это — эпизод, фантазия — впереди… На дворе завывает вьюга. Полковник Кичин (Владимир Орел) разгоняет тоску водочкой. Врывается адъютант и сообщает нелепую новость: рядовой превратился в девушку. Проштудировав умные книжки, военврач находит вполне «логическое» объяснение метаморфозе. Живет в природе такая рыбка-тупорылка, каждые три минуты меняющая пол. Знать, среди млекопитающих и людей подобное случается. На военном совете принимается суровое мужское решение: девушка должна снова стать парнем. Лучшее для этого средство — муштра и дисциплина. А пока симулянта Лебедушкина прячут в клуб. Не в казарме же ему (то есть ей?!) жить. В пустующем клубе, где уже несколько лет идет ремонт, и происходит действо. За-снеженные танки, плац, казарма — все эти армейские атрибуты сделаны миниатюрно-игрушечно. Такая ненавязчивая подсказка для зрителей…- В постановке Полякова нет ничего лишнего. Все выстроено очень четко — чувствуется хорошая режиссерская работа, — поделился впечатлениями заслуженный артист России Вениамин Панов. — Лаконично, выразительно и сценическое оформление, сделанное художником Алексеем Паненковым. Смотрел на сцену — и вспоминал наш гарнизон. Среди бесконечной заснеженной пустыни затерявшийся военный городок… Здесь всегда царили особые законы: строгая дисциплина, товарищество, взаимопомощь. Я — бывший офицер, мне все это близко и понятно. Но сегодня отношение к воинской службе, считавшейся когда-то почетной обязанностью, изменилось. Армия уже не воспитывает — все чаще ломает. Об этом нужно говорить — иначе нельзя… Первую треть спектакля, за-правленного смачным армейским юмором, зал не переставал хохотать. Чего стоили реплики Владимира Орла, в которых слышался такой узнаваемый хохляцкий прононс. Но настает момент, когда смех резко стихает. «Ты поедешь домой в цинковом гробу!» — роняет фразу командир роты Багаев (его играет актер Сергей Осинцев). Всесильный капитан заставляет хрупкого Лебедушкина чистить зубной щеткой туалет, отправляет парня в караул в мокром нижнем белье. Чтобы солдат взбодрился на морозце, не заснул!.. По ходу действа становится понятно: перевоплощение — не чудо, а всего лишь «искусство выживания». Пьеса, да и спектакль, — звонкая оплеуха армейскому беспределу. Хотя сам драматург в одном из интервью настаивал, что его «Мотылек» — не об армии, о спасении души…"Отпустите меня домой!" - как заклинание повторяет Лебедушкин. Да только мольбы его разбиваются о банальную трусость. Отпустить — разговоры нехорошие о части пойдут, начальство повышения по службе не получит. Чего стоит отдельно взятая человеческая жизнь, если речь идет о чести мундира?.. Затем происходит еще одно превращение. Бывалый вояка Кичин и мечтающая вернуться в Москву «девушка Коля» начинают репетировать «Отелло» Шекспира. Лебедушкин шьет из клубных занавесок театральные костюмы, рассказывает погруженному в свои проблемы полковнику о величии театра, делает ему режиссерские замечания… Сперва иной облик обрел рядовой, теперь меняется (духовно) офицер. Действительно, велика сила искусства! В полковнике проснулась дремавшая человечность. Но хэппи-энда в спектакле нет. Развязка — трагична. Мотылек Лебедушкин погибает на боевых учениях. И, кажется, этот факт никого, кроме полковника, не удивляет. Смерть нестандартного солдата вписывается в один процент несчастных случаев…Любовь Киселева («Тюменские известия»)

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!