Dipol FM | 105,6 fm

Город будущего

Этот уроженец соседнего сибирского города знает Тюмень не хуже любого коренного жителя. Все потому, что генеральный план развития областной столицы создавался под его руководством.

Этот уроженец соседнего сибирского города знает Тюмень не хуже любого коренного жителя. Все потому, что генеральный план развития областной столицы создавался под его руководством.

Данный контракт в размере 294 млн рублей выиграло три года назад омское ООО «ИТП «Град». За прошедшее время подготовлен комплексный проект по разработке градостроительной документации на территории Тюмени. О том, чем это «грозит» жителям столицы Западной Сибири, «Вслух.ру» узнал из первых уст — у главного инженера института «ИТП «Град», куратора проекта Сергея Фигуренко.

— Сергей Валерьевич, сегодня только ленивый не ругает застройку областного центра, сложившуюся за предыдущие столетия. И транспортная развязка не устраивает, и архитектурная эклектика, и количество социальных объектов в районах массовой застройки. Вы способны предложить панацею?

— Мы предлагаем путь решения тех градостроительных ошибок, которые были накоплены за эти годы. Разработанные нами документы способны значительно улучшить качество жизни горожан. Они предполагают планомерно организованные мероприятия по развитию городской территории до 2040 года.

— До создания этого проекта в Тюмени существовал подобного рода документ?

— В городе существовало множество проектов, но они не были гармонизированы в единую общую систему. Был ворох часто противоречащих друг другу документов. Перед нами стояла непростая задача: создать единую систему управления градостроительным развитием Тюмени с использованием современных информационных технологий, разработать многомерный урбанистический проект.

— Для подобной работы необходим колоссальный опыт. На каких объектах вы его получали?

— Наш институт имеет опыт работы в 40 регионах России. Из последних наиболее крупных проектов: Южно-Сахалинск, Новокузнецк, Новосибирск, Курган, Салехард, Ханты-Мансийск, Новый Уренгой. Тюмень — один из сложнейших проектов, но тем интереснее над ним работать.

— Когда проект начнет воплощаться в жизнь, почувствуют ли это горожане?

— «До» и «после» — колоссальная разница. После реализации плана повысится уровень благополучия жителей Тюмени. Собственно, это и составляет основную сверхзадачу. После его внедрения мы надеемся улучшить качество жизни горожан, создать им благоприятную среду жизнедеятельности и существенно повысить капитализацию города, чтобы Тюмень получила преимущество перед другими городами УФО в борьбе за человеческий ресурс.

— Давайте перейдем к частностям — что именно изменится в нашем городе с введением плана, разработанного вами? В первую очередь…

— Первое глобальное решение — разработана комплексная транспортная схема. К исполнению были привлечены наиболее авторитетные исполнители из Петербургского НИПИГрада. Мы провели исследования автомобильных потоков, интенсивности движения, мест приложения труда и отдыха горожан. Была разработана математическая модель, которая позволила принять взвешенные решения по изменению схемы организации движения, конфигурации и количеству транспортных узлов.

Мы предлагаем исключить транзит через историческую часть города. В местах общественно-деловой застройки в центре Тюмени произведен подробный расчет парковок — подземных, надземных, что позволит существенно увеличить пропускную способность улиц, которые по объективным причинам невозможно расширить.

Второе — ограничить строительство крупных торговых и деловых центров в центральной части города. Предусмотреть их размещение преимущественно вдоль объездной дороги. Это позволит иначе распределить транспортные потоки и сократить заторы на основных городских магистралях.

Третье — развить сеть пешеходных улиц и дорог. Тюмень — очень красивый, колоритный город, лучше познавать его, неспешно прогуливаясь. Необходима сеть велосипедных дорожек. Мы предлагаем сделать упор на развитие общественного транспорта. В городе должна появиться ветка скоростного трамвая. Планируется постройка трех новых мостов через Туру, ремонт и расширение существующих путепроводов.

— Похоже на сказку…

—  Не во всем. Одно из важнейших решений — развитие социальной инфраструктуры. Тюмень столкнулась с демографическим взрывом, всплеском рождаемости, к которому не была готова. Сейчас горожане испытывают острейший дефицит дошкольных учреждений. В планах — постройка новых детских садов и в последующем — школ в жилой застройке. В связи с этим ожидается ряд конфликтов между представителями бизнес-сообщества и администрацией. Но это необходимые шаги…

В нашей модели развития предложено множество социальных объектов как на застроенных, так и на подлежащих застройке территориях. Эти шаги позволят жителям города приобретать жилье с развитой социальной инфраструктурой, а бизнесу успешнее его продавать, не сокращая своей прибыли. Это не пустые слова, а тщательно просчитанная бизнес-модель.

Мы располагаем математической моделью, которая подтверждает, что наличие, например, детского сада во дворе увеличивает рыночную стоимость этого жилья на несколько сотен рублей за квадратный метр, а это в сумме несколько миллионов рублей. Часть этих денег в скором времени пойдет в бюджет города в виде налога на недвижимость. Значит, строить детские сады не только нужно, но и экономически целесообразно, даже не затрагивая мультипликативный социальный эффект в виде повышения производительности труда родителей, уровня дошкольного образования детей и их быструю социальную адаптацию.

— Перенос производственных предприятий за черту города — часть вашего плана? Насколько я знаю, предприниматели сопротивляются такому решению…

— Безусловно, частная собственность неприкосновенна, и приказать перевезти завод или фабрику за город никто не сможет. Но в рамках модели поэтапного развития просчитана рентабельность использования каждого участка земли по целевому назначению. Эти данные будут предоставлены собственникам объектов. Стоимость содержания предприятия в центре города и пригородной зоне отличается в разы. И тут каждый предприниматель вправе сделать выбор в пользу того или иного решения. К примеру, аэропорт Плеханово — огромная территория в городе, которая используется для обслуживания легкой авиации. Имеется не самое современное оборудование, не самая благоустроенная территория и не самые благоприятные условия полетов. А согласно объективным математическим расчетам, если на этой территории разместить огромный деловой центр, назовем его «Тюмень-Сити», то денег, вырученных от продажи земли, вполне хватит на постройку и содержание суперсовременного аэропорта в пригороде. На основе рассчитанной рентабельности каждого участка земли производится поэтапное освоение территории города.

— Для проведения столь масштабных работ вам необходимо было изучить и коммунальные сети города, привести их в гармонию?

— Да, за время подготовки проекта были накоплены терабайты информации о современном состоянии территории, мы хорошо изучили и наземную, и подземную части города. На основе исследований нам удалось сформировать единую информационную базу о застройке, системе социального обслуживания, инженерного обеспечения и о многом другом. Проект получил согласование более 40 служб и департаментов города и области. Тюменская городская Дума приняла решение о проведении публичных слушаний по генеральному плану города. Мы вышли на финишную прямую. Осталось получить одобрение горожан.

— Об этом подробнее. Как рядовые жители города смогут высказать вам свое мнение?

— Процедура обсуждения проекта максимальна открыта. До принятия решения было обработано около двух тысяч обращений граждан. 5−6 декабря в городе будут проведены публичные слушания. Жители уже могут ознакомиться с документами на экспозиции в здании администрации города или на официальном сайте, где выложена интерактивная карта. В нее каждый может «воткнуть булавку» и обозначить суть проблемы. Разъяснения будут даны специалистами нашей компании. При возникновении трудноразрешимого противоречия нами будут разработаны несколько вариантов путей решения, за столом переговоров соберутся жители города, представители администрации, представители коммунальных служб и, конечно же, разработчики проекта.

— Что будет после обсуждения?

— Проект станет нормативным актом и будет исполняться органами местного самоуправления, застройщиками и жителями города.

Предполагаемый объем частных инвестиций до 2025 года — 480 млрд рублей, затраты бюджетов всех уровней — 260 млрд рублей, в период с 2025 по 2040 годы — 470 млрд рублей и 396 млрд рублей соответственно.

Новые мосты через Туру построят между ДОКом и Салаирским трактом, а также к деревне Решетниково и селу Яр.

Справка.

_Генеральный план городского округа город Тюмень на период до 2040 года принят Тюменской городской Думой в марте 2008 года. В марте 2010 решено было внести изменения в документ. Именно над этим сейчас работает ИТП «Град»._

_6−7 декабря 2011 г. состоятся публичные слушания по проекту генерального плана города Тюмени. Место проведения: зал заседаний Тюменской городской Думы (ул. Первомайская, д.20)_

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!