Я планирую задач раза в четыре-пять больше, чем это можно выполнить физически. Что-то остается на бумаге, но я себя за это не корю. Зато есть выбор - делать то, что на душу легло. А потом, раз в год, практически по Библии, прощаю себе долги. Открываю в out look новый файл. И начинаю с чистого листа.
Основоположнику российской школы тайм-менеджмента всего 30 лет, а он уже успел добиться профессионального признания и популярности. Он знает, как правильно распорядиться своим временем и готов научить этому каждого желающего. 30 апреля Архангельский представил проект «Тайм-менеджмент для первых лиц», который прошел впервые в Тюмени совместно с ГК «Маркетинг-Консультант». Наверное, он изрядный педант и немного сухарь — думалось до встречи. Однако в золотом кабинете итальянского ресторана «Максимилиан» меня ждал приветливый молодой человек, гораздый на острое словцо. Из тех, с кем можно говорить долго, забыв про время. И потому — все успеть. Гость «Вслух.ру» и «Вслух о главном» и герой очередного народного интервью — Глеб Архангельский.— Вы родились в День сурка. У вас часто бывает ощущение, что каждый день, в своем роде, День сурка? Или вы, как герой фильма, научились проживать его по-максимуму?— Идея фильма — у тебя есть шанс прожить день идеально. Полезно помнить отцов-аскетов, которые говорили, что каждый день надо прожить так, как будто он последний. Но зацикливаться на этом не стоит. Полезно просто помнить, что день должен быть красивым и полезным, как последний. Я не маньяк.— И вы не зацикливаетесь?— Нет. Первый год или два, когда был хронометраж лично для себя. Как технология больше успевать момент тревожности у меня был — не выпал ли час даром. Это быстро проходит, когда начинаешь понимать, что человек — не машина для достижения максимальной эффективности. Ты можешь прожить и с пользой, и с удовольствием. Вот сейчас, в этом прекрасном ресторане, сижу сытый и добрый. Интервью даю. Фотографируют опять же. Приятно…— Вы тщеславны?— Я четко понимаю, что есть публичный портрет великого и могучего (смеется) Глеба Архангельского. И есть живой человек Глеб Архангельский. И мне, живому человеку, с человеком-портретом весело. Но звездной болезни при этом у меня нет. Некоторые тренеры срослись со своей великостью и им сложно. Не по теме вопроса, но по теме разговора приведу такой пример. Был однажды момент: сижу у подъезда, а мимо идет в оранжевой куртке один из, извините, Равшанов. С пивом в котомочке, довольный, веселый, конец рабочего дня. И меня пронзила мысль, насколько этот человек успешен. Он изменил свою жизнь, переехал в Москву, работает. И у него есть деньги на пиво, и есть, с кем выпить это пиво. Он совершил скачок в жизни ничуть не меньше, чем я или Дерипаска на своем уровне. И я понял, что, оценивая успех, надо смотреть дельту: у этого дворника она может быть куда выше, чем у тебя. Важна размерность. И это понимание излечивает начисто звездную болезнь.— А вот модный все еще онтопсихолог Менегетти писал однажды, что если ты пять минут поговорил с дворником, то за это время опустился до его уровня.— Не знаю такого ученого, не читал. Но насчет опустился — это глупости. Я получаю колоссальное удовольствие от общения с людьми другого социального статуса, которые увлечены своей профессией. Искренне уважаю своего водителя — насколько с душой и профессионально он выполняет свою работу. И рад услышать от него что-то интересное и полезное для себя.— В Тюмень вы приехали в контексте кризиса? Раньше вы, как будто, в провинцию не рвались. Марина, Тюмень— Не совсем так. Я довольно активно ездил. В 2007 я был в Тюмени с базовыми тренингами. Позднее передал это занятие тренерам, а сам занялся тайм-менеджментом для первых лиц. Год мы занимались этим тренингом в Москве. Кризис здесь ни при чем, тренинги для руководителей созрели до регионов, а у регионов появилась в них потребность.— Что вы думаете об идеал-методе Тойча? Миллионер Надежда Копытина, которая недавно была в Тюмени, например, считает его панацеей от всего, в том числе и от потерянного времени…— Это владелица «Ледово»? Мы с ней общались. Но о методе мне ничего не известно.— А тайм-менеджмент — авторская разработка?— Не переоцениваю глубину своего вклада, ведь методология стоит на многих плечах. Но авторские придумки есть — процентов 30. И процентов десять — здравый смысл.— Ваш опыт консультанта и преподавателя тайм-менеджмента помогает в ведении бизнеса? Существует мнение в бизнес-среде, что профессиональные знания по управлению российским руководителям не нужны, всё решают только личные связи и деньги. Как вы относитесь к этому высказыванию? Константин Ю. Смоленцев, Москва— Сейчас отнесусь… Бизнес-среда неоднородна. Отношения-кумовство-блат-родственные связи чрезвычайно живучи еще, видать, со времен татаро-монгольской империи, скрещенной с Византией. Но люди, которых я уважаю и консультирую, находятся где-то в другой плоскости, где возможно движение вперед без родственных костылей, откатов и прочего. Конечно, эти два мира пересекаются и взаимодействуют — я не идеалист. Но мне все же ближе второй пласт. Это интереснее и привлекательнее. Сегодня ты продавал на откатах, а завтра пришло другое руководство и все закончилось для тебя. Связи много значат. И неформальные человеческие отношения тоже. Но на этом можно стать богатым. Но не успешным. Только богатым. И вызывать зависть: «Блин, вот будь у меня такой дядя на нефтяной трубе…». Да ну его, карму портить.— Для вас успех и богатство не одно и то же?— Нет, конечно. А как же тот успешный дворник, о котором я рассказывал? Или великий органист Гарри Гродберг. Он очень много сделала для развития органного искусства. С точки зрения бизнеса он небогат. Но зато он фантастически успешен. Однако надо помнить, что в бизнесе успех и деньги категории коррелирующие. Там деньги — мерило успешности бизнеса.— В каком возрасте вы научились правильно распоряжаться своим временем? — В моем мозге зафиксировалось, что в классе 8, когда дел и занятий стало много, школа была такая продвинутая, я завел тетрадочку, куда записывал все, что нужно сделать за день. Пожалуй, это можно считать стартом. Но сознательно я стал заниматься планированием уже в институте.— Отличником были?— Очень даже. И краснодипломником. Но таким… хулиганом-заводилой. Хотелось высказаться по каждому поводу, выставиться. Курсе на четвертом учиться практически перестал, работал, но «ехал» на прежних знаниях, авторитете и нахальстве. Я как к «великости» отношусь с иронией, так и к «отличности».Хотя, когда Майкрософт наградил меня хрустальной штукенцией и присвоил почетное звание «Высоко ценимый профессионал в области Outlook» (по английски Outlook MVP), и я стал 26-м таким награжденным по Outlook в мире и единственным в России — не скрою, отличник во мне проснулся моментально и ему было приятно.— Глеб, скажите, как вам пришла идея стать «хранителем времени»? Олеся Петрова, Тюмень— Когда в банке я занимался стратегическим планированием, мне стало скучновато и я пришел прощаться со своим руководителем-банкиром. Он спросил, что же в таком случае, мне интересно по жизни, я и ляпнул, мол, системой учета рабочего времени, структурной гармонизацией систем. Забавно, что этот судьбоносный разговор произошел в мой день рождения — День сурка. И он заинтересовался. А потом я пошел в Публичку, перерыл все по теме. Полез в Интернет, увидел, что мало, что есть в России. Сделал проект в банке, а потом ушел в никуда, так как понял, что тема заслуживает общероссийского развития.— И кто вас подобрал, пригрел?— Учителя. Из бизнеса, из консалтингового бизнеса. Они мне здорово промыли мозги — как продавать, как строить бизнес. Я им очень благодарен за интеллектуальный ресурс.— В детстве вы, Глеб, наверное, любили книгу Шварца «Сказка о потерянном времени». Не она ли вас вдохновила на такую необычную специализацию?— Читать читал, но нельзя сказать, чтобы особо любил. Другое скажу, в детстве у меня была настоящая страсть к архивам: я все семейные документы, фотографии, счета, письма раскладывал по папочкам и реестрам. Мама и сейчас радуется — все в порядке, прадедушкин диплом, бабушкина фотография военных лет, описи — все на месте. Я, наверное, средненький планировщик, а вот архивариус — хороший.— На что у вас самого не хватает времени?— Я планирую задач раза в четыре-пять больше, чем это можно выполнить физически. Что-то остается на бумаге, но я себя за это не корю. Зато есть выбор — делать то, что на душу легло. А потом, раз в год, практически по Библии, прощаю себе долги. Открываю в out look новый файл. И начинаю с чистого листа.— Наш руководитель любит, когда сотрудники задерживаются на работе. Так они, вроде как, проявляют лояльность к компании и старательность. Это правильно? На мой взгляд, надо его «переформатировать», но как это сделать? Дайте практический совет. Милена, Сургут— Я бы отказался от слова «правильно». Сама идея перевоспитать — довольно порочна. Кстати, в одной из книг я пишу, что люди любят донести до руководства идеи и принципы тайм-менеджмента с тем, чтобы им самим стало удобнее жить, а не для пользы дела. Надо предлагать идею шага, а не личного комфорта. Для начала сделать рабочий день плотным по качеству, а не по хронометражу. — Организованность, на ваш взгляд, это талант от рождения или приобретенный навык? А как у вас?— Вот вам аналогия. Есть проблема публичного выступления — многим трудно, тяжело выступать публично, а некоторым это дается легко. Меня, например, мама так «уронила» с рождения, что никакой проблемы с выступлениями никогда не существовало. А другого «уронили» не тем боком, для него нет ничего страшнее публичного выступления. Но любой специалист по публичным выступлениям вам скажет, что можно научиться, есть совершенно известные для этого приемы