Dipol FM | 105,6 fm

Глеб Архангельский: портрет и человек

Я планирую задач раза в четыре-пять больше, чем это можно выполнить физически. Что-то остается на бумаге, но я себя за это не корю. Зато есть выбор - делать то, что на душу легло. А потом, раз в год, практически по Библии, прощаю себе долги. Открываю в out look новый файл. И начинаю с чистого листа.

Основоположнику российской школы тайм-менеджмента всего 30 лет, а он уже успел добиться профессионального признания и популярности. Он знает, как правильно распорядиться своим временем и готов научить этому каждого желающего. 30 апреля Архангельский представил проект «Тайм-менеджмент для первых лиц», который прошел впервые в Тюмени совместно с ГК «Маркетинг-Консультант». Наверное, он изрядный педант и немного сухарь — думалось до встречи. Однако в золотом кабинете итальянского ресторана «Максимилиан» меня ждал приветливый молодой человек, гораздый на острое словцо. Из тех, с кем можно говорить долго, забыв про время. И потому — все успеть. Гость «Вслух.ру» и «Вслух о главном» и герой очередного народного интервью — Глеб Архангельский.— Вы родились в День сурка. У вас часто бывает ощущение, что каждый день, в своем роде, День сурка? Или вы, как герой фильма, научились проживать его по-максимуму?— Идея фильма — у тебя есть шанс прожить день идеально. Полезно помнить отцов-аскетов, которые говорили, что каждый день надо прожить так, как будто он последний. Но зацикливаться на этом не стоит. Полезно просто помнить, что день должен быть красивым и полезным, как последний. Я не маньяк.— И вы не зацикливаетесь?— Нет. Первый год или два, когда был хронометраж лично для себя. Как технология больше успевать момент тревожности у меня был — не выпал ли час даром. Это быстро проходит, когда начинаешь понимать, что человек — не машина для достижения максимальной эффективности. Ты можешь прожить и с пользой, и с удовольствием. Вот сейчас, в этом прекрасном ресторане, сижу сытый и добрый. Интервью даю. Фотографируют опять же. Приятно…— Вы тщеславны?— Я четко понимаю, что есть публичный портрет великого и могучего (смеется) Глеба Архангельского. И есть живой человек Глеб Архангельский. И мне, живому человеку, с человеком-портретом весело. Но звездной болезни при этом у меня нет. Некоторые тренеры срослись со своей великостью и им сложно. Не по теме вопроса, но по теме разговора приведу такой пример. Был однажды момент: сижу у подъезда, а мимо идет в оранжевой куртке один из, извините, Равшанов. С пивом в котомочке, довольный, веселый, конец рабочего дня. И меня пронзила мысль, насколько этот человек успешен. Он изменил свою жизнь, переехал в Москву, работает. И у него есть деньги на пиво, и есть, с кем выпить это пиво. Он совершил скачок в жизни ничуть не меньше, чем я или Дерипаска на своем уровне. И я понял, что, оценивая успех, надо смотреть дельту: у этого дворника она может быть куда выше, чем у тебя. Важна размерность. И это понимание излечивает начисто звездную болезнь.— А вот модный все еще онтопсихолог Менегетти писал однажды, что если ты пять минут поговорил с дворником, то за это время опустился до его уровня.— Не знаю такого ученого, не читал. Но насчет опустился — это глупости. Я получаю колоссальное удовольствие от общения с людьми другого социального статуса, которые увлечены своей профессией. Искренне уважаю своего водителя — насколько с душой и профессионально он выполняет свою работу. И рад услышать от него что-то интересное и полезное для себя.— В Тюмень вы приехали в контексте кризиса? Раньше вы, как будто, в провинцию не рвались. Марина, Тюмень— Не совсем так. Я довольно активно ездил. В 2007 я был в Тюмени с базовыми тренингами. Позднее передал это занятие тренерам, а сам занялся тайм-менеджментом для первых лиц. Год мы занимались этим тренингом в Москве. Кризис здесь ни при чем, тренинги для руководителей созрели до регионов, а у регионов появилась в них потребность.— Что вы думаете об идеал-методе Тойча? Миллионер Надежда Копытина, которая недавно была в Тюмени, например, считает его панацеей от всего, в том числе и от потерянного времени…— Это владелица «Ледово»? Мы с ней общались. Но о методе мне ничего не известно.— А тайм-менеджмент — авторская разработка?— Не переоцениваю глубину своего вклада, ведь методология стоит на многих плечах. Но авторские придумки есть — процентов 30. И процентов десять — здравый смысл.— Ваш опыт консультанта и преподавателя тайм-менеджмента помогает в ведении бизнеса? Существует мнение в бизнес-среде, что профессиональные знания по управлению российским руководителям не нужны, всё решают только личные связи и деньги. Как вы относитесь к этому высказыванию? Константин Ю. Смоленцев, Москва— Сейчас отнесусь… Бизнес-среда неоднородна. Отношения-кумовство-блат-родственные связи чрезвычайно живучи еще, видать, со времен татаро-монгольской империи, скрещенной с Византией. Но люди, которых я уважаю и консультирую, находятся где-то в другой плоскости, где возможно движение вперед без родственных костылей, откатов и прочего. Конечно, эти два мира пересекаются и взаимодействуют — я не идеалист. Но мне все же ближе второй пласт. Это интереснее и привлекательнее. Сегодня ты продавал на откатах, а завтра пришло другое руководство и все закончилось для тебя. Связи много значат. И неформальные человеческие отношения тоже. Но на этом можно стать богатым. Но не успешным. Только богатым. И вызывать зависть: «Блин, вот будь у меня такой дядя на нефтяной трубе…». Да ну его, карму портить.— Для вас успех и богатство не одно и то же?— Нет, конечно. А как же тот успешный дворник, о котором я рассказывал? Или великий органист Гарри Гродберг. Он очень много сделала для развития органного искусства. С точки зрения бизнеса он небогат. Но зато он фантастически успешен. Однако надо помнить, что в бизнесе успех и деньги категории коррелирующие. Там деньги — мерило успешности бизнеса.— В каком возрасте вы научились правильно распоряжаться своим временем? — В моем мозге зафиксировалось, что в классе 8, когда дел и занятий стало много, школа была такая продвинутая, я завел тетрадочку, куда записывал все, что нужно сделать за день. Пожалуй, это можно считать стартом. Но сознательно я стал заниматься планированием уже в институте.— Отличником были?— Очень даже. И краснодипломником. Но таким… хулиганом-заводилой. Хотелось высказаться по каждому поводу, выставиться. Курсе на четвертом учиться практически перестал, работал, но «ехал» на прежних знаниях, авторитете и нахальстве. Я как к «великости» отношусь с иронией, так и к «отличности».Хотя, когда Майкрософт наградил меня хрустальной штукенцией и присвоил почетное звание «Высоко ценимый профессионал в области Outlook» (по английски Outlook MVP), и я стал 26-м таким награжденным по Outlook в мире и единственным в России — не скрою, отличник во мне проснулся моментально и ему было приятно.— Глеб, скажите, как вам пришла идея стать «хранителем времени»? Олеся Петрова, Тюмень— Когда в банке я занимался стратегическим планированием, мне стало скучновато и я пришел прощаться со своим руководителем-банкиром. Он спросил, что же в таком случае, мне интересно по жизни, я и ляпнул, мол, системой учета рабочего времени, структурной гармонизацией систем. Забавно, что этот судьбоносный разговор произошел в мой день рождения — День сурка. И он заинтересовался. А потом я пошел в Публичку, перерыл все по теме. Полез в Интернет, увидел, что мало, что есть в России. Сделал проект в банке, а потом ушел в никуда, так как понял, что тема заслуживает общероссийского развития.— И кто вас подобрал, пригрел?— Учителя. Из бизнеса, из консалтингового бизнеса. Они мне здорово промыли мозги — как продавать, как строить бизнес. Я им очень благодарен за интеллектуальный ресурс.— В детстве вы, Глеб, наверное, любили книгу Шварца «Сказка о потерянном времени». Не она ли вас вдохновила на такую необычную специализацию?— Читать читал, но нельзя сказать, чтобы особо любил. Другое скажу, в детстве у меня была настоящая страсть к архивам: я все семейные документы, фотографии, счета, письма раскладывал по папочкам и реестрам. Мама и сейчас радуется — все в порядке, прадедушкин диплом, бабушкина фотография военных лет, описи — все на месте. Я, наверное, средненький планировщик, а вот архивариус — хороший.— На что у вас самого не хватает времени?— Я планирую задач раза в четыре-пять больше, чем это можно выполнить физически. Что-то остается на бумаге, но я себя за это не корю. Зато есть выбор — делать то, что на душу легло. А потом, раз в год, практически по Библии, прощаю себе долги. Открываю в out look новый файл. И начинаю с чистого листа.— Наш руководитель любит, когда сотрудники задерживаются на работе. Так они, вроде как, проявляют лояльность к компании и старательность. Это правильно? На мой взгляд, надо его «переформатировать», но как это сделать? Дайте практический совет. Милена, Сургут— Я бы отказался от слова «правильно». Сама идея перевоспитать — довольно порочна. Кстати, в одной из книг я пишу, что люди любят донести до руководства идеи и принципы тайм-менеджмента с тем, чтобы им самим стало удобнее жить, а не для пользы дела. Надо предлагать идею шага, а не личного комфорта. Для начала сделать рабочий день плотным по качеству, а не по хронометражу. — Организованность, на ваш взгляд, это талант от рождения или приобретенный навык? А как у вас?— Вот вам аналогия. Есть проблема публичного выступления — многим трудно, тяжело выступать публично, а некоторым это дается легко. Меня, например, мама так «уронила» с рождения, что никакой проблемы с выступлениями никогда не существовало. А другого «уронили» не тем боком, для него нет ничего страшнее публичного выступления. Но любой специалист по публичным выступлениям вам скажет, что можно научиться, есть совершенно известные для этого приемы и т. д. Аналогично с тайм-менеджментом — кому-то более высокая организованность дана от рождения (или не знаю, воспитания, окружения…), кому-то нет, но тот, кому не дано, имеет все необходимые технологии и возможности, чтобы научиться.— Известно, что для того, чтобы хорошо работать, необходимо и хорошо отдыхать. Как организовать такой полноценных отдых в нынешних кризисных условиях, когда поехать в путешествие уже не удается? Дайте практический совет. Как сами отдыхаете, Глеб? Галина Константинова.— Да, евро и доллар выросли. Ну так езжайте на Байкал или в Карелию. Или вовсе бесплатно — за город. Но на самом деле проблема отдыха есть. Я сейчас пишу об этом книжку. Трудоголики не умеют отдыхать и это их беда. Переключение и отдых не всегда одно и то же. К примеру, взял человек рюкзак, пошел в поход. Отвлекся отлично, но отдохнуть от самого рюкзака и перехода не успел — вышел на работу. И чувствует себя разбитым. Или так: поехал к морю, лег на пляж, а мысли никуда не делись. Как приехал с ними — так и уехал. Тоже плохой отдых. Надо и переключение, и расслабление. Это трудно, но можно. Для этого надо завести ресурсное занятие. Для меня, например, это консерватория. Ну, конечно, мне лень тащиться через пробки, да вечером, после работы, когда и так у стал как собака. Но я все же закидываю расписание концерта в свой смартфон, заказываю билет и тем самым сжигаю мосты. Деваться некуда. И концерт всякий раз меня вознаграждает — я чувствую подъем и могу работать чуть ли не до утра. А пришел бы домой, смотрел бы в тапочках какую-нибудь ерунду по телевизору…— Однажды я уже слышал ваше выступление. Кафедра, докторская, бассейн и прочее — это, конечно, хорошо, а как у вас с личной жизнью? Есть ли семья? Если да, то какую строчку она занимает в вашем расписании на сутки? Максим, менеджер, Тюмень— У меня все хорошо с личной жизнью. Я же не робот. Это важная часть моей жизни.— Кризис высвободил у многих массу свободного времени. Причины на то разные. Но, скорее всего, можно попытаться порекомендовать всем — как им распорядиться правильно. Чтобы не было сожаления об упущенном времени. Как минус обратить в плюс.— Мне странна сама фраза про кризис. Появилось свободное время? Инвестируй в себя — выучи, наконец, какой-нибудь иностранный язык, читай деловые книги, научись чему-то новому.— Вы сами выучили какой-либо иностранный язык в формате «поедания слона», о котором писали в книге? Никак не могу выучить до конца английский. Начинаю с желанием, но потом как-то не складывается. Как мне победить себя?— «Тайм-драйв», 1 глава (улыбается).Техника самомотивации: читать и делать. Вторая часть — определить цели. В голове каждого человека настоящий гадюшник социальных штампов. Его надо расчищать и определять, что именно вы хотите, что нравится делать. Я занимаюсь несомненно любимым делом. Но периодически мне тоже становится тяжело. Это значит, что надо разобраться, что идет не так.— Если у вас появится незапланированное свободное время, как используете?— Оно у меня есть. Нерабочее время я практически не планирую. Выходные — спонтанные. И мне это нравится.— Вы пытаетесь как-то повлиять на близких — семью, друзей, когда видите, что они неправильно, на ваш взгляд, живут, плохо управляют своим временем, разбрасывают силы?— Я не консультирую без запроса. Но очерчиваю границы, когда жизнь близких влияет на мое время. У меня нет маниакальной идеи сделать всех эффективными менеджерами. — Дайте, пожалуйста, пять базовых советов по организации себя во времени… У вас, наверняка, есть некая памятка.— Ну, вот, пошли таблетки… Совет ноль: надо вкалывать и думать мозгом. 1. Знать, определять свои жизненные — родные! — цели.2. Записывать дела.3. Выделять главные дела. Это трудно, потому что они самые неприятные и тяжелые.4. Доводить до конца. Начал писать письмо — отправь его. Учишь язык — доведи до уровня свободного разговора. Я всегда спрашиваю аудиторию, у кого есть дома недоприбитые плинтусы? И такие люди всегда есть. Надо прибить — и хаоса будет в жизни меньше.5. Своим внутренним камертоном чувствовать про каждую минуту насколько по-максимуму ты ее проживаешь.— Мы возвращаемся к началу разговора — к отцам-аскетам и Дню сурка…— Ну да.— А если бы была машина времени, то вы куда бы отправились — в прошлое или будущее?— Ничего себе… Пожалуй, в 1913 год. Мне кажется, что на общем фоне нашей больной и нетрезвой истории промежуток 1861−1913 выглядит весьма интересно. Какая-то трезвость, прогресс, грамотность. Было бы очень интересно посмотреть самому. Знаете, у меня в коллекции есть ежедневник чиновника, где внесен список практически всех государственных деятелей. Записи только по делу. И есть ежедневник (1913 года, между прочим!) интеллигента. Там он записывает спектакли и тарифы на билеты в театр, делает пометки о картине в русском музее и даже помещает ее крошечное изображение. Очень красноречивые записи.P. S. Наши ежедневники в глазах потомков наверняка будут выглядеть как записки сумасшедших…

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!