Генеральное консульство Украины покидает Тюмень.
31 июля — последний день работы генерального консульства Украины в Тюмени по адресу: ул. Семакова, 4. 18 лет украинские дипломаты вели свою профессиональную деятельность в столице Западной Сибири, а их полномочия распространялись на 12 российских регионов — Алтайский край, Республику Алтай, Кемеровскую, Курганскую, Новосибирскую, Омскую, Свердловскую, Томскую, Тюменскую и Челябинскую области, а также на Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Консульский корпус в полном составе переезжает из Тюмени в Екатеринбург. Смена «прописки» — часть работы по оптимизации присутствия дипломатов на территории России, которую проводит Министерство иностранных дел Украины: уже закрыто консульство во Владивостоке, новые консульства открыты в Новосибирске и Нижнем Новгороде. В связи с этим изменились контуры консульских округов. Полномочия ведомства в Екатеринбурге будут распространяться на регионы Уральского федерального округа.
Само консульство разместится в столице федерального округа по адресу: г. Екатеринбург, ул. Гоголя, 15. Прием граждан будет осуществляться с 8 августа по прежнему графику — дни приема: понедельник, вторник, четверг. Накануне переезда генеральный консул Украины в Тюмени Владимир Бондаренко встретился с корреспондентом «Вслух.ру». Дипломат рассказал о трудовых буднях консулов, о том, как живется украинцам в Западной Сибири, кто выступает «за» и «против» переезда.
— Владимир Иванович, по каким критериям правильно оценивать работу консульства?
— Существуют разные показатели, по которым мы отчитываемся перед Министерством иностранных дел Украины. Но основная консульская задача — защита прав и интересов физических и юридических лиц Украины. В этом ключе и оценивается наша деятельность. Со своей задачей консульство справляется. Результат работы заключается в том, чтобы каждый, кто к нам обратился, смог решить все свои вопросы. А обращаются граждане постоянно. Мы помогаем.
Консульские учреждения в последнее время стали уделять больше внимания улучшению торгово-экономических связей между Украиной и Россией. Решение об этом принято на уровне правительств двух стран. Мы способствуем развитию межрегиональных отношений. В конечном счете вопросы экономики касаются создания рабочих мест, благосостояния народа и так далее. В штатное расписание генерального консульства введен особый пост консула по экономическим вопросам.
— Вы довольны результатом своей работы в вопросах экономики?
— Достаточно сказать, что торговый оборот между Уральским федеральным округом и Украиной измеряется в серьезных цифрах. За девять месяцев 2011 года он составил около 4 миллиардов долларов. Значимым событием в сфере экономического сотрудничества стал Украино-Уральский экономический форум. Две таких встречи уже состоялись в Екатеринбурге и Киеве. Полным ходом идет подготовка к третьему экономическому форуму Украины и Урала, который состоится в Тюмени осенью этого года.
В начале года в регионах Уральского федерального округа побывала серьезная делегация, состоящая из глав украинских областей, под руководством губернатора Житомирщины Сергея Рыжука. Работа прошла успешно и очень плодотворно. По результатам визита на уровне украинского кабинета министров определены конкретные планы сотрудничества и направления, в которых мы будем взаимодействовать. Задача консульства — способствовать тому, чтобы все замыслы воплощались в конкретных проектах.
— Какие отрасли вы считаете наиболее перспективными для сотрудничества?
— В первую очередь, это машиностроение. Свою заинтересованность в сотрудничестве с российско-украинским, по сути, предприятием «Газтурбосервис» высказало руководство запорожской компании «Мотор Сич». Украинцы предложили рассмотреть возможность совместного создания оборудования для утилизации попутного нефтяного газа. Еще один их проект касается сертификации и восстановления производства легендарных самолетов Ан-2 с дальнейшей перспективой нового авиастроения.
Разговоры о таком сотрудничестве звучат почти на каждой встрече украинцев и уральцев. Стороны уже подтвердили взаимный интерес к реализации совместных проектов. Я уверен, что сотрудничество будут продолжено, тем более что представительство компании «Мотор Сич» есть в России. Вопрос организации самолетостроения вынесен на уровень правительства Российской Федерации. Правда, пока не до конца известно, какова дальнейшая судьба идеи. Над ней работают.
— Вернемся к обращениям рядовых граждан. Часто ли они приходят к вам за помощью?
— У украинцев, имеющих российские паспорта, серьезных вопросов к консульству нет. Тем гражданам, которые состоят на консульском учете — таких около 6 тысяч, мы помогаем решать формальные вопросы: печать поставить, оформить документы на проживание и так далее. Наши двери всегда открыты. Консульство принимает около 20−30 посетителей каждый приемный день — это 2000 человек в год. В эти дни люди услышали, что мы переезжаем, стараются успеть на прием. Плюс мы получаем 5−6 тысяч почтовых отправлений в год.
— Что беспокоит украинцев в нашем регионе? Какими чаяниями они живут?
— Украинская диаспора здесь очень большая. Граждан России, имеющих украинские корни, в консульском округе, по разным оценкам, до одного миллиона. Украинцам здесь неплохо. Во время визита делегации украинских губернаторов состоялись встречи с диаспорами в Сургуте, в Салехарде и других городах. Собирались большие аудитории. Земляков спрашивали: як вам — українцям — тут живеться? Говорят: все нормально, нормально живем.
Жаль, нет украинского телевидения. Раньше «Iнтер» транслировали, теперь нет. Но этот вопрос уже из плоскости бизнеса и экономики: хотите смотреть, платите и смотрите. Зато выпускается наша газета — «Голос Украины в Западной Сибири». Создано много украинских культурных автономий на региональном уровне в разных субъектах Федерации. Этим организациям оказывается ощутимая поддержка со стороны администраций регионов и муниципальных образований.
— И со стороны консульства, полагаю, тоже.
— Безусловно. Консульство помогает в организации различных праздников, например, Дня независимости Украины или годовщины со дня рождения поэта Тараса Шевченко. Реализуется программа поддержки земляков «Заграничные украинцы». Согласно постановлению кабинета министров Украины, выделяются средства на финансирование различных программ, призванных помогать украинцам, проживающим в российских регионах.
— Владимир Иванович, с каким настроением земляки реагируют на ваш переезд? Переживают, наверное?
— Консульство Украины в Тюмени работает 18 лет. Конечно, тюменские украинцы ревностно относятся к нашему переезду. Зато с удовольствием эту новость воспринимает диаспора в Свердловской области. Говорят: ждем не дождемся. Я уверяю, что переезд никоим образом не повлияет на решение задач, которые стоят перед генеральным консульством. Никаких отрицательных последствий не будет. Что касается украинцев в северных округах, по большому счету им без разницы, где будет консульство — в Тюмени или в Екатеринбурге.
— Но все-таки Свердловская область в сравнении с Тюменской — менее «украинский» регион…
— Если говорить о численности, то самая большая диаспора на Севере. А Тюмень и Екатеринбург — примерно равны. Конечно, некоторые воспринимают переезд немножко болезненно. Но в Свердловской области у нас больше возможностей решать вопросы экономики. Там часто проходят крупные форумы, действуют семнадцать консульств, работает представительство федерального правительства. Если рассматривать экономический фактор нашей работы, решение о переезде — правильное.
— В Тюмени останется хоть один представитель консульства?
— Нет. В будущем в городе появится почетный консул Украины. Есть такой институт. Но украинская дипломатия его прежде не развивала. Теперь принято решение о назначении на пост почетного консула дипломата в одном из городов Южного федерального округа. После того, как появится опыт подобной работы и будет отлажена практика, почетные консулы появятся еще в некоторых населенных пунктах России. Отмечу, что продолжит работу представительство консульства в Ноябрьске. Оно наделено консультационной функцией.
— Каков график работы у консула? Как часто вы будете появляться в Тюмени?
— В Тюмени буду появляться по необходимости. А распорядок работы консулов таков: в 9 утра мы приходим на рабочее место, а уходим, когда все дела заканчиваются. Есть работа, ее нужно выполнять. Нагрузка очень приличная на каждого консула. На каждый вопрос нужно подготовить ответ. Выслушать людей, документы оформить. Ответить на каждое письмо. Мы все здесь почти живем. И суббота — рабочий день, и воскресенье, если надо. В Екатеринбурге будет такой же график.
— Каковы ближайшие задачи, стоящие перед консульством?
— В конце июля начинается предвыборная кампания на Украине. После того как необходимые процедуры будут выполнены и решится вопрос об открытии избирательного участка в консульстве, начнется полноценная подготовка к выборам. Голосование в Верховную Раду состоится 28 октября. Все будут голосовать на едином избирательном участке. Предстоит серьезная работа. Наша задача — обеспечить прозрачные, честные выборы, они должны носить демократический характер.
— Один из ваших предшественников Евгений Левицкий, работая на посту генерального консула Украины в Тюмени, написал две книги, в которых с юмором делился своими наблюдениями за особенностями российских регионов, в которых ему довелось работать. Когда автор покидал Тюмень, эти книжки на прощание получили все желающие. Вы не делали подобной творческой работы?
— Евгения Викторовича я хорошо знаю. Книги его читал как раз перед поездкой в Тюмень. Так что имел представление о регионе. У меня самого очень хорошие впечатления от Тюмени. Судьба так сложилась, что в России я дальше Москвы не бывал. И вот первый раз в Западной Сибири. У меня хорошие впечатления об этой части страны. Жена почаще меня в город выходит. Видит: народ хороший, спокойный, имеет возможность трудиться и зарабатывать. Куда ни посмотри, везде какие-то связи с Украиной — кто-то работал, кто-то учился.
Лично мои главные впечатления все же связаны с работой. Я долго проходил процесс дипломатической аккредитации. Побывал на Севере, познакомился с руководителями регионов. Оценил потенциальные возможности территории. Так что впечатлений много. До дипломатической работы я был моряком, прошел все морские ступени от матроса второго класса до капитана. Работал первым заместителем министра рыбного хозяйства. Вспомнить в жизни есть что — и об океане, и о дипломатии. Но насчет книги… Надо иметь талант.
— Владимир Иванович, просто по-человечески вам не жаль покидать Тюмень?
— Просто по-человечески меня заботит тот факт, что в Екатеринбурге работы будет больше (улыбается). Штатное расписание остается прежним: мы как работали в Тюмени — шесть дипломатов — в этом же составе переезжаем в Екатеринбург. В консульстве три человека, которые работают по трудовым соглашениям. Это граждане России. Они останутся дома, в Тюмени. В Екатеринбурге мы подыщем новых сотрудников и будем с ними работать по привычной уже схеме.
— Известно, кому достанется это замечательное здание, в котором пока еще располагается консульство Украины в Тюмени?
— Я знаю, что это объект культурного наследия. Мы его арендуем у муниципалитета. Процедура расторжения договора уже состоялась. 31 июля мы здесь все подметем, уберем и отдадим ключи хозяевам.
— Владимир Иванович, дякую за інтерв'ю. До побачення.
— Дякую вам. До побачення.