Dipol FM | 105,6 fm

Данил Хачатуров: «Скажите хоть раз спасибо правительству»

Техосмотр стал главной темой встречи президента ГК РОСГОССТРАХ с тюменскими журналистами.

_Президент ГК РОСГОССТРАХ Данил Хачатуров с начала года стал, пожалуй, самым цитируемым страховщиком в стране. После того как с 1 января ОСАГО привязали к техосмотру, Росгосстрах на время предложил клиентам схему оформления «автогражданки», которая, по сути, вызвала раскол на рынке страхования. События развивались стремительно._

Ряд крупных участников рынка ОСАГО совместно с Федерацией автовладельцев России выступили с инициативой ввести мораторий на действие закона «О техосмотре», пока не решится проблема нехватки операторов технического осмотра и бланков ТО.

Параллельно член правления Российского союза автостраховщиков заявил, что почти 100% всех отгруженных Гознаком бланков нового образца достались ЗАО «Техосмотр», которое, по данным участников рынка, является основным партнером Росгосстраха по проведению ТО.

В РСА эту информацию тут же опровергли, заверив, что бланки достались всем компаниям, подавшим заявки. Но еще раньше Федеральная служба по финансовым рынкам попросила союз автостраховщиков проверить «Техосмотр», а затем, 25 января, сообщила, что выявила в действиях Росгосстраха нарушения страхового законодательства при заключении договоров ОСАГО (страховщик, по версии ФСФР, выдавал полисы без предъявления страхователями талонов, отвечающих требованиям законодательства).

Росгосстрах получил предписание устранить нарушения и объяснить их причины. Что страховщик и сделал, распространив сообщение, что дело в конкретном случае оформления полиса ОСАГО и что нарушение могло произойти из-за несоблюдения сотрудником внутренних регламентов компании. При этом письмо ФСФР стало своего рода ответом на послание Данила Хачатурова главе ведомства Дмитрию Панкину, в котором он просил «провести проверку нашей модели, чтобы подтвердить ее правомерность и выработать необходимые рекомендации для ее корректировки в случае необходимости».

На следующий день после случая с Росгосстрахом еще 14 страховых компаний получили от Федеральной службы по финансовым рынкам письма с требованием до 20 февраля осуществить внутренние проверки соблюдения законодательства при заключении договоров ОСАГО. В этот же день замминистра финансов РФ Алексей Саватюгин провел совещание со страховщиками, на котором было решено, что в течение недели Минфин постарается разработать поправки в законодательство, которые возлагают ответственность за прохождение ТО на автовладельца. Смысл в том, что если ТО не пройден, полис ОСАГО действует, но в случае ДТП страховые компании вправе потребовать от автовладельца вернуть потраченные на выплату страховки средства.

Между тем похожую схему и предложил Росгосстрах: автовладелец может сначала оформить полис ОСАГО, а потом, получив у страховщика частично заполненный бланк талона техосмотра, ехать к аккредитованному страховой компанией оператору ТО. При этом клиент ставит подпись под обязательством пройти диагностику к определенной дате, с которой и начинает действовать полис ОСАГО. Про последующее выставление регресса при аварии в данном случае речи нет.

Решив доработать закон «О техосмотре» и предложив страховщикам внести их предложения, в Минфине отказались обсуждать этические аспекты поведения страховых компаний, посоветовав им взять себя в руки и начать работать.

На фоне всей этой истории президент ГК РОСГОССТРАХ и продолжал свою рабочую поездку по филиалам компании. В среду, 25 января, Данил Хачатуров прибыл в Тюмень, где после встречи с коллективом провел пресс-конференцию для местных СМИ и дал несколько коротких интервью. ИГ «Вслух.ру» публикует выдержки из этих бесед.

— Как гражданин я вместе с вами услышал в мае прошлого года заявление нашего президента, что надо максимально упростить процедуру прохождения техосмотра. Поэтому по максимально упрощенной модели мы взяли на себя ответственность за то, что наш клиент ездит на исправном автомобиле. Мы верим клиенту, мы подписываем с ним соглашение, мы — компания, в которой он оформил 2/3 всех документов для прохождения ТО. Клиент нам сказал, что в течение определенного периода времени, который ему удобен (скажем, через 3 дня), пройдет техосмотр, потому что талон техосмотра действует только тогда, когда на нем распишется эксперт. Я должен не поверить человеку, что он через 3 дня туда приедет? Конечно, поверю, почему нет? Он все для этого сделал. Я выписал ему полис, который начинает действовать через три дня, он расписался под обязательством.

— Как государство, сидя в Москве, будет контролировать, проходит ли человек техосмотр? Это невозможно. Потому эти функции и переданы страховой компании, чтобы она сама решила, хочет ли она проверить, работает ли ручник, по правилам ли затонированы стекла. Если нет, то ей потом за это платить. Ну и прекрасно, пусть платит! Мы готовы. Потому что автомобиль может быть технически не совсем исправен и через 10 минут после ТО.

— Для меня самое важное, чтоб клиент был доволен, потому что у меня другого варианта нет: мы — ритейл. В ритейле, если клиент недоволен, вашей компании нет. У меня сегодня довольный клиент, который приходит и получает услугу.

— ПИКи (пункты инструментального контроля. — _Ред._) могут открываться сегодня буквально на каждом шагу — это прекрасно для малого и среднего бизнеса. Стоимость комплекта оборудования — до 200 тысяч рублей: на самом деле — 170 тысяч плюс расходы на его наладку и на аренду помещения, а арендовать нужно буквально полтора квадратных метра. Не нужны никакие ямы, подъемники, ангары. Вы что, самолеты туда загонять будете?

— Мне нравятся истории типа «пригнали машину на тросе, спокойно зашли, выписали бланк ТО, купили полис ОСАГО». Я вас спрошу, каким нужно быть странным человеком, чтобы купить полис и ТО на машину, которая не ездит? Ну молодец ты! Что еще сказать… Приклей себе на стену полис и радуйся.

— Мне нравится вся эта истерика. Ой, как же так — сейчас техосмотр можно так просто пройти. Ребята, да вы уже выйдите и скажите хоть раз спасибо правительству, что оно довело мысль до логического завершения. Что — вернуть всех в ПИКи, заставить по 2 часа проходить техосмотр и платить за это по 3 тысячи? Вы этого хотите? Не-е-ет. Мы тоже — нет.

— Проверять талон техосмотра вправе единственный орган в Российской Федерации — та страховая компания, которая вам выписала полис. Если кто-то вас остановил и попросил у вас талон, вы говорите: «Читаем 170-й ФЗ». Забудьте про талон, написано там. Нет его больше. И я вам больше скажу: на заседании правительства на прошлой неделе решено, что и талон в принципе не нужен, достаточно диагностической карты, пока в стране проблема с бланками. Убили даже бумажку! Остановил вас инспектор, вы говорите: «Здрасьте, поздравляю вас, талонов больше нет».

— Я так долго прошу правительство повысить базовый тариф по ОСАГО, но не знаю, на что они согласятся. Если они послушают меня, то надо повышать раза в два, хорошо бы в три. Но вряд ли меня послушают. Предложение правительства — поднять тариф, но повысить размер ответственность за страхование жизни: чтобы, если человек погиб в аварии, выплата была в районе 2 миллионов рублей. Известно, что в год на дорогах гибнут 40 тысяч человек…

— Зачем надо повышать тариф по ОСАГО? Потому что нельзя 9 лет держать одинаковые расценки: за 9 лет у вас инфляция все съела. А еще для того, чтобы получать настоящую, достойную выплату, когда происходит ДТП. Потому что сегодня вы приходите в страховую компанию, а они вам начинают со слезами на глазах объяснять: «Понимаете, мы не можем платить по калькуляции этого автосервиса, мы разоримся, мы можем платить только вот столько».

— Сложно обсуждать тарифы по ОСАГО — с государством иди пообсуждай, когда они говорят: «Вы страховщики, вы терпите». А страховщики долго-то не терпят: они либо разоряются — ну вот как они сейчас каждый день разоряются — «Ростра», «Росстрах» (их там целый перечень, по 20 в год — точно), или сильно меньше выплачивают, чем должны. Что за компромисс такой? Кому он нужен? Мое ощущение — надо просто выровнять тариф — посчитать его по-человечески и дальше работать. Тут нет какого-то бинома Ньютона. Это не в пользу страховщиков и не в пользу клиентов, это просто баланс. Но, в конце концов, обиженным оказывается клиент. Нам от этого тоже очень плохо. Он недоволен — не покупает КАСКО, ДМС.

— Если полис ОСАГО будет приниматься в качестве доверенности на управление автомобилем, а у вас открытый полис, то тогда вы или все же оформляйте доверенность, или вписывайте человека в страховку, или покупайте полис по другой цене. Если любой может сесть в вашу машину, поехать на ней и врезаться в столб, — платите больше. А тот, кто знает, кто именно ездит на его машине, пусть платит меньше.

— Я уверен, что закон об ответственности перевозчиков будет принят, потому что еще одну «Булгарию» никто из Минтранса не переживет. Вообще-то, и эту не должны были пережить, но их спасло то, что закон уже лежал в Думе.

— На Западе, у тех, на кого мы равняемся, средний срок выплаты — от 3 до 6 месяцев. У нас, я думаю, — реально месяца два. Конечно, я могу вам сказать, что 14 дней, и многие действительно получают выплату в такой срок, но когда это простой страховой случай. Если же вас выпихнули из машины, в бардачке остался второй комплект ключей и машина уехала, конечно, страховая компания будет долго разбираться, как это так. Потому что по правилам страхования при угоне нужно предоставить оба комплекта ключей.

— Я каждый день с этим разбираюсь — звонят и говорят: «Месяц не платят! Что за контора у тебя такая?!» Я начинаю ругаться на своих — как это так? Поднимаем документы: девять раз из десяти причина задержки в том, что клиент не донес нужные бумаги. Это такая пограничная история — не всегда виновата страховая компания.

— Мы готовы к IPO, но с учетом того, что происходит на рынке, даже думать об этом не стоит. Я могу сказать — 14-й год, к зимней Олимпиаде, даешь!.. Я надеюсь. Потому что, конечно, очень важно котироваться. Очень важно знать цену своего труда.

— Я уверен, что такая российская государственная компания, как мы, должна размещаться в России, потому что самый большой спрос — здесь. Сорок три миллиона человек (с учетом клиентов по ОМС) доверяют нам свои деньги на страхование; есть вероятность, что они доверятся нам и с точки зрения акций. Пускай это будет 10% - это уже 4 миллиона человек. Думаете, в Лондоне 4 миллиона пойдут и купят наши акции? Вряд ли им это нужно… Но нужны какие-то специальные условия, ФСФР должна что-то придумать, чтобы в России стало интересно размещаться. Сегодня в России, к сожалению, размещаться не имеет никакого смысла — столько ограничений.

— Всего 2% россиян страхуют свою жизнь, потому что страховщики, к сожалению, не могут квалифицированно объяснить суть этой услуги. А суть не в том, что шел-шел, упал и, не дай бог, получил увечье или умер, а в том, что вы сами себе накапливаете на старость, но если вдруг что-то случилось, страховая компания выплачивает вам все, что вы накопили, плюс рисковую составляющую… Тюменская область всегда была лидером страхования жизни в России, потому что люди здесь, видимо, больше, чем где-либо, хотят счастливо провести старость.

— Вступление в ВТО никого не волнует: через 9 лет подумаем. Нет с этим проблем — все крупнейшие зарубежные страховщики уже в России. Нет риска никакого.

— Страховой рынок в 2012 году будет расти. Какой кризис? Три новых обязательных вида страхования в любом случае вытащат рынок наверх, темпы роста будут точно больше, чем в 2011-м.

— Мое глубокое ощущение, что молодые люди точно могут сделать сегодня очень успешную карьеру, стать богатыми людьми. Есть инновационные бизнесы, которые почти не представлены в России, но очень развиты на Западе.

— Я не буду отвечать на вопрос, чем бы я сейчас занялся, если бы мне пришлось начинать свой бизнес, потому что я об этом не думал. Но я могу сказать, чем надо заняться. Надо заниматься только тем бизнесом, который ты любишь. Я вижу очень много людей, которые мучаются на своих рабочих местах, они зачем-то туда приходят, отбывают время, а потом жалуются на судьбу, что они не такие успешные, потому что кто-то их «не прорастил». На самом деле главная причина в том, что вы просто занимаетесь не своим делом.

— По состоянию души я бы сегодня пошел людям помогать, потому что, наверное, важнее этого ничего нет. И это всегда возвращается очень серьезным количеством положительной энергии. В бизнесе положительной энергией являются деньги.

— Предполагать, что кто-то из тех, кто входит в список богатейших людей, что-то делает ради денег, — смешно. Деньги никогда не были стимулом, они — инструмент. Вопрос в том, сколько этого «строительного материала» у вас есть, чтобы создать нечто большее. Эти деньги потратить нельзя, потому что их, по сути, нет. Просто предполагается, что, если кто-то из списка «Форбс» вдруг решит уйти на пенсию, то сможет продать созданную им компанию по такой цене. Если, конечно, ничего по дороге не случится, что в бизнесе бывает нередко, потому что средний возраст любого бизнеса в мире на сегодняшний день — 12 лет.

— Я все время спрашиваю, где те деньги, которые мне приписали? Просто место укажите, я пойду хоть чуть-чуть оттуда возьму. Мне будет приятно.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!
Последние новости
Заводоуковские пожарные вытащили из колодца лошадь
Заводоуковские пожарные вытащили из колодца лошадь
Колодец был закрыт деревянным щитом, но крышка не выдержала веса жеребца.
В Тюмени на перекрестке улиц Республики и Красина появились новые светофорные кнопки
В Тюмени на перекрестке улиц Республики и Красина появились новые светофорные кнопки
Такие табло заметны при любой погоде и в любое время суток.
В тюменских парках горожан будут ждать врачи
В тюменских парках горожан будут ждать врачи
Формат экспресс-обследования очень востребован  и позволяет выявить первые отклонения в состоянии здоровья.
Жители ЖК “Авиатор” в Тюмени хотят судиться с застройщиком за проданные котельную и парковку
Жители ЖК “Авиатор” в Тюмени хотят судиться с застройщиком за проданные котельную и парковку
Конфликт начал разгораться еще зимой, а сейчас напряжение достигло пика.
Как аномальная жара в мае отразится на урожае в Тюменской области
Как аномальная жара в мае отразится на урожае в Тюменской области
За комментарием "Вслух.ру" обратился в департамент АПК.