Dipol FM | 105,6 fm

Андрей Пантелеев: Франчайзинг экономически выгоден региону

В преддверии II Всероссийского форума «Франчайзинг: новый потенциал в развитии регионов» корреспондент «Вслух о главном» встретился с начальником управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андреем Пантелеевым.

В преддверии II Всероссийского форума «Франчайзинг: новый потенциал в развитии регионов», который пройдет в Тюмени 24−25 апреля, корреспондент «Вслух о главном» встретился с начальником управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андреем Пантелеевым.

— Андрей Вадимович, скоро в Тюмени откроется форум, посвященный франчайзингу. Расскажите о мероприятии поподробнее — что оно будет собой представлять?

— Это уже второй подобный форум. Решение о том, что мероприятие станет ежегодным, принято еще в прошлом году. Тогда мы опробовали этот формат и поняли, что нужно участникам мероприятия. Именно поэтому второй форум мы делаем двухдневным. Во время работы форума пройдет выставка, где будет представлено более 50 франшиз — как международных и федеральных, так и региональных, тюменских.

— Будут ли чем-то отличаться первый и второй дни форума?

— Да, в плане обучающих мероприятий. В первый день мы организуем большую дискуссию с участием представителей власти различных регионов — всего около десяти, Российской ассоциации франчайзинга, компаний, занимающихся продвижением франчайзинга в целом. За круглым столом обсудим как общие вопросы франчайзинга, так и развитие франчайзинга регионального, на котором мы делаем акцент, потому что именно он является инструментом для выравнивая разницы между столицей и регионами.

Второй день форума будет посвящен предпринимателям, которые хотят понять сам принцип бизнеса по франшизе, его специфику, преимущества и подводные камни. Кроме того, те предприниматели, которые сегодня стоят на пороге открытия своей франшизы, смогут узнать, как написать франшизу и продвинуть ее в другие регионы. К нам приедут несколько компаний, которые как раз специализируются на написании франшиз, с ними прямо в Тюмени можно будет заключить договор.

— А можно ли назвать принципиальное отличие самого форума от прошлогоднего?

— Пожалуй, главное отличие в том, что в рамках форума будут представлены реальные практики, а не только организован общий ликбез. Ну и, конечно, то, что выставка будет проходить два дня — это удобно, это возможность на второй день подойти к вопросу выбора франшизы, скажем, с определенным осознанием. Следует также отметить, что на этот форум к нам едут такие бренды, которые раньше даже не откликались на приглашение. Вообще, мы рассчитываем, что о форуме и его результатах узнает вся Российская Федерация.

— Если вернуться к началу проекта — почему было принято решение, скажем так, возглавить процесс развития франчайзинга в Тюменской области?

— Поймите, потребительский рынок очень многогранен, и оказывать поддержку всем видам бизнеса очень сложно. Поэтому мы искали некий инструмент, который бы позволял расти всем. И франчайзинг отвечает этим требованиям, он «ложится» на все отрасли рынка. Это первое. Второе — любое дело надо сопровождать и помогать ему продвигаться. Так вот, при покупке франшизы, после того, как два бизнеса объединили свои усилия, мы видим, что дальше наше участие не требуется. Наконец, третье и самое важное — для региона это экономически выгодно. Когда федеральная компания открывает в нашей области свой филиал, она платит здесь налоги и создает рабочие места, это так. Но основная прибыль всегда остается в федеральном центре и, соответственно, деньги из региона уходят, в то время как при заключении договора франчайзинга наш предприниматель, купив у федералов франшизу, также платит налоги в областной бюджет и обеспечивает работой население. Да, он платит роялти — и это нормально, надо платить за сопровождение бизнеса. Но вся прибыль остается в регионе и инвестируется сюда. Вот принципиальная разница. Франчайзинг — это универсальный механизм, и хорошо, что мы его довели до развития в регионы, в муниципальные образования Тюменской области. Потому что, однажды насытив Тюмень, мы поняли, что федералы не готовы двигаться дальше, их концепции в принципе не рассчитаны на население в 50−100 тыс. человек. И мы решили делать свои франшизы, тем более что прецеденты уже были — компания «Арсенал», например. Это четвертый момент, который необходимо отметить.

— Можете ли вы подвести какой-то промежуточный итог проекта по развитию франчайзинга?

— Да, проект работает уже три года, и мы видим, что почти неизвестная технология ведения бизнеса стала понятной и привычной. Все понимают, что франчайзинг — это не «волшебная таблетка», но успешность определенных методик развития бизнеса по франшизе доказана. Второе — заметно, как преобразился, обновился потребительский рынок — и в качестве услуг, и в плане конкурентной цены. К сожалению, все это можно сказать только о Тюмени, так что настало время вплотную заняться муниципалитетами области.

— Есть ли вообще в России прецеденты успешного развития регионального франчайзинга?

— Есть отдельные представители других регионов — Челябинска, Екатеринбурга и других, — у которых наши предприниматели купили успешные франшизы и развивают их здесь. Есть, например, челябинский предприниматель, который купил франшизу в Екатеринбурге и работает с ней в Тюмени. Но, что называется, взять в руки флаг регионального франчайзинга — на это не решился ни один регион. Так что здесь нас можно назвать пионерами. Надо отметить, что в плане франчайзинга мы вообще очень открыты, на хорошем счету у всей аудитории, которая работает в этой сфере.

— Можно ли говорить об изменениях в культуре, в уровне потребления в регионе в связи с приходом франшиз на наш рынок?

— Конечно, ведь приход сюда многих брендов обеспечивает комфортность проживания — потребитель может на месте получить то, за чем еще вчера был вынужден выезжать в столицы. Конечно, франчайзинг создает культуру потребления, но франчайзинг еще и может отвечать на запросы населения. Например, полтора года назад в Тюмени встал вопрос прачечных — мы сегодня везем франшизу «Сам прачка». Кроме того, франчайзинг еще и создает культуру предоставления услуги. Я не раз говорил, что если отрасль проседает, достаточно внедрить в нее франчайзинговую компанию — и сразу начинается рост, потому что франшизой задаются стандарты качества услуги, обслуживания, уровня цены и прочее.

— Наверное, можно говорить о перекосе в сторону продажи франшиз в торговле и общепите. Есть ли такие отрасли, которые, по вашему мнению, нуждаются в приходе туда сильной франшизы?

— Да, такие отрасли есть. Например, сейчас решается вопрос о продвижении концепции спортивных клубов в муниципальных образованиях области. Затем — детское образование, включая дополнительные услуги, когда детский развивающий центр предлагает еще и проведение праздников — и такие готовые концепции уже есть, в том числе и тюменская — «Ступеньки». Но если говорить именно о муниципальных образованиях, то там еще нужно наполнение и торговлей, и общепитом — в муниципалитетах и этого не хватает.

— Необходимо ли вам содействие со стороны администрации муниципальных образований для развития франчайзинга в регионе?

— Безусловно, нам бы хотелось от муниципальных образований, во-первых, получить список предпринимателей, которые готовы инвестировать свои средства в экономику региона, в том числе и во франчайзинговые схемы. Убедить их работать по франчайзингу — это уже наша задача. Второе, что нам нужно, — список пустующих ниш в регионе, которые необходимо заполнить.

— Ваше ведомство в числе прочего курирует две большие программы: развитие регионального франчайзинга и «Покупаем тюменское». Пересекаются ли они между собой или это совершенно разные проекты?

Пока мы не ставили перед собой цель свести их, но отчасти они идут вместе. Допустим, если поставить задачу организовать магазин под вывеской «Покупаем тюменское» — он может представлять собой некий франчайзинговый пакет. В этом сам принцип франчайзинга — любой успешный проект может быть оформлен в виде франшизы и продвинут на другую территорию.

— И напоследок вопрос о будущем — чего ждать от потребительского рынка Тюменской области в ближайшие годы?

— Думаю, с учетом открытия новых торговых центров в 2013—2014 годах продолжится бурное развитие областного потребительского рынка, которое по темпам часто опережает общероссийские показатели. А вот после, чтобы оно — развитие — продолжилось, нужно уже вводить на территории какие-то принципиально новые услуги и проекты.

— Что это может быть?

— Ну, например, аквапарк. А вообще стоит поискать в прошлом те проекты и идеи, которые, что называется, не пошли или остались на уровне идей. Ведь каждому проекту предназначено свое время, если помните — первый Subway открылся в Тюмени семь лет назад и оказался невостребован, а сегодня эти рестораны быстрого обслуживания «разбросаны» по всему городу.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!