Dipol FM | 105,6 fm

Дмитрий Огульчанский: не расслабляться!

Утром 7 апреля 2003 года все ведущие информационные агентства России облетела информация об убийстве генерального директора информационно-консалтинговой группы «Цезарь» Дмитрия Огульчанского. Чуть позже стали поступать сообщения о том, что Дмитрий Огульчанский жив, но в тяжелом состоянии доставлен в НИИ Скорой помощи имени Склифосовского. В Огульчанского стрелял неизвестный в 19.45 на ул. Неглинной в центре Москвы, когда автомобиль «Жигули», в котором ехал гендиректор «Цезаря», остановился на перекретске. По горячим следам задержать наемников не удалось.
В Тюменской области это преступление вызвало резонанс в политических кругах и средствах массовой информации, так как в области Дмитрий Огульчанский известен как политик и организатор нескольких предвыборных кампаний, в том числе кампании по выборам губернатора Тюменской области. Уже спустя два месяца после тяжелой травмы (огнестрельное ранение в голову) и перенесенной операции Дмитрий встал на ноги и вернулся к работе.
— Первый вопрос — о состоянии здоровья. В первые часы после покушения некоторые центральные СМИ вас «похоронили», назвав это покушение убийством. Действительно, не каждому удается выжить после такого серьезного ранения.
— Самочувствие нормальное, на здоровье не жалуюсь. Я благодарен врачам за то, что они сделали. В России, во всяком случае в Москве, есть мощные научные медицинские центры, оснащенные по последнему слову техники и укомплектованные высокопрофессиональными кадрами, способными делать чудеса. И в Тюмени есть такой «Центр медицины катастроф».
— Какие мысли возникают по поводу покушения?
— Лучше бы эти мысли возникали у следственных органов. Насколько мне известно, органами проведена большая работа. На сегодняшний момент дело ведет одновременно московская прокуратура и московский уголовный розыск. Московскими сотрудниками и сотрудниками УВД Тюменской области создана совместная следственная бригада. Дело находится на контроле у руководства ФСБ и у руководства МВД. По поводу успехов ничего сказать не могу. Доказательная база серьезная — есть фото, видеоизображения, множество свидетелей. Известно, что наемники приобрели автомобиль на одном из московских рынков. После совершения преступления они бросили автомобиль возле одного из банков, и цифровые видеокамеры запечатлели их во всех ракурсах.
Насколько я в курсе, генеральная прокуратура следственной бригаде дала жесткое поручение преступление раскрыть. Хотя и так понятно, что раскрывать необходимо любое преступление. Надеюсь, что исполнители будут или уже установлены. Найдут их или нет — это совершенно другой вопрос. Я думаю, поскольку дело уже находится в формате «их разыскивает милиция» со всеми вытекающими отсюда последствиями, эти люди очень глубоко спрятались, либо их уже спрятали заказчики. А, может, и ликвидировали, как это нередко бывает. В том, что будет найден заказчик преступления, я глубоко сомневаюсь — такое бывает редко. И если это происходит, в том числе на уровне серьезных преступлений, имеющих большой общественный резонанс, то это можно расценивать как PR-акцию успехов действий следственных органов и МВД.
— Выдвигались различные версии, касающиеся мотивов преступления. На чем остановилось следствие?
— Основная версия — профессиональная деятельность. А моя профессиональная деятельность сегодня связана с реализацией информационных и политических проектов. Кредиторов у меня не было, дебиторы есть, но это не те деньги, за которые можно убить. Поэтому деньги, коммерцию как мотив я отметаю. Моя профессиональная деятельность в последнее время осуществлялась в юридических лицах, которые занимаются реализацией конкретных информационных проектов, весьма известных и в Тюмени, и в других регионах России. Это Интернет-ресурс «Вслух.Ру» — тюменская областная интернет-газета и печатная газета «Вслух о главном».
— Один высокопоставленный сотрудник ФСБ в первые дни после покушения сделал заявление, что покушение, возможно, является исценировкой.
— Мне понятна мотивация этого заявления — желание устранить или нивелировать все версии, так или иначе связанные с политикой. Это не ново. Считается, что в России нет политического экстремизма. Помните, когда был убит Юшенков, беззастенчиво говорили, что «воровать меньше надо». Потом пытались перевести стрелки на родственника, объявленного подозреваемым номер один. Сотрудник местного управления ФСБ был замечен в большой любви к журналистам, которых и решил снабдить сенсацией. Не так давно он заявлял о намерениях всерьез проверить информацию о моих связях с ЦРУ и о моей причастности к сбитому украинскими войсками ПВО «Ту-154». Тогда я баллотировался в Думу ХМАО, настроение было предвыборное, были, видимо, и определенные просьбы со стороны других участников избирательного процесса.
— Если главная версия связана с вашей профессиональной деятельностью, то без политической мотивации преступления никак не обойтись.
Не хочется в это верить. Ведь если в политическом противоборстве начинают действовать принципы: «Нет человека — нет проблемы» или «Убивай, а то проиграешь», то мы движемся не к цивилизованной демократии, а к политической России 19 — начала 20 веков, когда свирепствовал политический террор. Но я отдаю себе отчет в том, какое влияние на политические процессы оказывает возглавляемая мною консалтинговая группа «Цезарь», являющаяся учредителем и одновременно редакцией интернет-газеты «Вслух.Ру».
Согласно рейтингам независимой системы учета посещаемости интернет-ресурсов «Спайлог», интернет-газета «Вслух.Ру» уверенно сохраняет 12-ю позицию в разделе «Политика» среди 150 тысяч сайтов, уступая только именитым федеральным изданиям, таким как «Газета.Ру», «Политком.Ру» и другим.
Вообще, я — совершенно незаметная фигура. Считаю, что событию шестого апреля в Москве было уделено слишком много внимания. Неделю «ОРТ», «РТР», «НТВ», «РИА-новости», «РБК» и «Интерфакс» — множество федеральных СМИ, иностранных СМИ создавали самые разнообразные легенды. Например, рижская газета «Телеграф», имеющая репутацию серьезного издания, писала о том, что, работая в «Сибнефтепроводе», я занимался не только связями с общественностью, но и стратегическим планированием. И вообще контролировал российский экспорт нефти в этом направлении. Что я бывал неоднократно в Риге и Вентспилсе. Я там никогда в жизни не был!
Справка «Вслух о главном» Свою карьеру в политике Дмитрий Огульчанский начал в 1994 году в Сургуте как лидер организованного им Регионального движения молодежи. В 1996 году был избран депутатом Думы Сургута. В 1998 стал депутатом и Думы ХМАО. Участвовал в организации предвыборных кампаний депутатов Государственной Думы и депутатов региональных органов власти и местного самоуправления ХМАО, мэра Когалыма, губернатора ХМАО и губернатора Тюменской области. В 2001 году поступил на работу в Тюмень на должность заместителя генерального директора ОАО «Сибнефтепровод» по приглашению президента АК «Транснефть». В 2002 году приступил к реализации проекта интернет-газеты «Вслух.Ру».
— Как жить дальше после всего? Прятаться, нанимать охрану, бронировать автомобиль? И вообще, отношение к жизни поменялось?
— После таких случаев люди ведут себя по-разному. Кто-то после выписки бежит из России, отправляясь в никуда. Кто-то пытается в целях защиты отказаться от всего совершенно: от активных действий, от работы, от бизнеса, превратиться в простого обывателя, заявить, что «мне ничего не надо, я ни на что не претендую и ни в чем не участвую». Некоторые люди ломаются психологически. Со мной не произошло ни первого, ни второго, ни третьего. Случившееся никак не повлияло на мое мировоззрение. Какой я был, такой я и остался. Испуга никакого нет, есть полная уверенность в завтрашнем дне. И мы будем работать, и двигаться совершенно спокойно дальше — без всяких психологических или физических надломов.
— Во всех сообщениях СМИ УрФО вы фигурировали как политтехнолог или политконсультант. Покушение бурно обсуждали в гильдии политконсультантов Екатеринбурга. Бывало, что политконсультантов били, даже резали, но чтобы нанять киллеров: В то же время в Тюмени надвигаются выборы в Госдуму, выборы мэра, городской Думы. А наш Президент даже в своем очередном послании говорил о высокодоходности политтехнологий как бизнеса, причем бизнеса из сферы теневой экономики. Быть может, кто-то претендовал на этот тюменский кусок, ведь общий «пиар-бюджет» на таких выборах весит сотни тысяч долларов.
— Дело в том, что бизнес политического консалтинга у нас сильно «заадминистрирован». В том смысле, что политконсультантов не выбирают по тендеру, и конкуренции на этом рынке нет почти никакой. Здесь все решают связи и репутация, авторитет политконсультанта. Да, на моем счету ряд успешных избирательных кампаний, в том числе и своих собственных. Но даже на федеральном уровне интересы политических партий обслуживают от силы восемь-десять политтехнологов. Так что говорить о жесткой конкуренции не приходится. К тому же в Тюменской области нет такой агрессивной политической борьбы, как, скажем, в Екатеринбурге, где сталкиваются интересы региональных политиков, стоящих за ними финансово-промышленных групп и даже организованных преступных сообществ. Но и там пиарщики, политконсультанты не подвергаются «физическому давлению». По большому счету, политическое консультирование напрямую не связано с политикой, как, скажем, реклама пельменей не связана с кулинарией.
— Если отбросить политику, то враги могли возникнуть на информационном поприще.
— Если говорить об управляемых мною информационных ресурсах, то ни для кого не секрет, какая информационная политика реализуется в последние годы посредством этих ресурсов. Мы пытались донести до жителей Тюменской области как юга, так и северных округов реальные прогнозы относительно будущего области, информацию о том, какую позицию по этому вопросу занимает федеральный центр, и каких точек зрения придерживаются региональные элиты юга области и северных автономий.
Позиция Президента России по отношению к сложноустроенным субъектам федерации предельно понятна, но Тюменская область — особый случай. Здесь федеральная политика, направленная на упрощение административного устройства страны путем укрупнения в первую очередь сложноустроенных регионов, сталкивается с мощным противодействием со стороны северных региональных элит. И борьба вокруг вопроса о будущем Тюменской области лежит в двух плоскостях — политической и информационной. Причем информационным ресурсам отводится особая роль, поскольку в любом случае будущее области зависит от мнения ее жителей, и борьба за влияние на общественное мнение будет усиливаться. Простому обывателю даже трудно представить, какие ресурсы направляются на формирование общественного мнения по этому вопросу. На это работают сотни СМИ, в том числе и федеральные, и сотни миллионов рублей. Достаточно посмотреть динамику роста официальных бюджетных трат на информационное обслуживание власти в северных округах.
— Ваше имя недавно фигурировало в СМИ в связи с конфликтом на телекомпании «Тюменское время». Прямо серый медиа-кардинал какой-то, ей-Богу.
— Если говорить о моей роли в смене менеджмента телекомпании, то она минимальна. Решения по таким вопросам принимают акционеры. В свое время мы серьезно анализировали ситуацию с журналистскими и управленческими кадрами в региональных СМИ Тюменской области. Результатом этой работы стал своего рода реестр профессионалов, которым можно делать предложения. Замечу, что сегодня кадровый вопрос для СМИ Тюменской области весьма актуален. Поэтому для работы в телекомпании и были приглашены люди с Севера, из Сургута. Это опытные профессионалы, высоко оцененные не только в области, но и в Москве, на общероссийских телевизионных конкурсах, таких как ТЭФИ.
Если говорить о мотивации кадровых перемен в «Тюменском времени», то политической составляющей, о которой говорили некоторые СМИ, не было вообще. И не могло быть, если внимательно присмотреться к редакционной политике телекомпании. Речь идет о банальных вещах — о классическом случае вмешательства акционера в дела компании в связи с бардаком в финансово-хозяйственной деятельности, грозившим полным банкротством. Я думаю, если бы так обстояли дела в любой свободно мыслящей телекомпании любого демократического государства, собственник бизнеса поступил бы так же.
На Западе собственники СМИ исповедывают принцип невмешательства в редакционную политику, но на финансово-хозяйственную деятельность это не распространяется. В «Тюменском времени» не то чтобы плохо велся бухгалтерский учет, а он был, мягко говоря, непрозрачным. Юристы, разбиравшиеся в делах компании, приходили просто в недоумение, настолько все было запущено.
— Почему кадровые решения в «Тюменском времени» вызвали недовольство со стороны журналистского коллектива?
— Я думаю, это естественная реакция на попытку изменить устоявшиеся в компании отношения, в том числе вертикальные, с руководством. Многих положение дел в компании устраивало, несмотря даже на то, что зарплата выплачивалась не вовремя. Была такая дружная и веселая семья, не сильно озабоченная экономикой предприятия, ведь компания существовала за бюджетный счет. Попытка навести в компании элементарный порядок, выстроить по-настоящему профессиональные (а не панибратские) отношения натолкнулась на сопротивление. Для кого-то была велика боязнь потери рабочего места. Но я уверен, что настоящих профессионалов, а они в телекомпании есть, это никак не коснется. Для них важно, чтобы им хорошо платили и работать не мешали.
— Раз уж вас назвали политконсультантом, а это не так уж далеко от истины, давай поговорим о выборах. В декабре мы будем выбирать депутатов Государственной Думы, депутатов городской Думы и мэра Тюмени. Ваш прогноз на декабрьские выборы.
— Если говорить о муниципальных выборах, то, по моему убеждению, мэром останется Степан Киричук. Киричук — это фигура, по большому счету устраивающая всех. В том числе и областную администрацию, и основные хозяйствующие субъекты города. Он выстроил конструктивные отношения с областью, благодаря чему в городе многое удалось сделать за последние два года. Тюменцы в этом уже убедились.
В отличие от многих других мэров столичных городов, тюменский мэр четко усвоил, что сфера его деятельности — это не политика, а дороги, тротуары, «коммуналка», дворы, в общем, городское хозяйство. Взять хотя бы соседний Екатеринбург. Там очень крутой политик мэр, крутой политик губернатор, они постоянно борются за политическое влияние. В то же время по екатеринбургским дорогам ездить невозможно без угрозы для целостности автомобиля. А ведь дороги по праву называют визитной карточкой местной власти.
Но мэру следует помнить, что принцип «сохранить и приумножить» для тюменцев уже не актуален. Люди ждут кардинальных качественных перемен. Для них главное уже не «как-нибудь выжить», а улучшить качество жизни. То есть для них важен не только уровень благосостояния, о повышении которого не говорит только ленивый политик, они требуют того, что называют «комфортом городской среды».
Я думаю, Степан Киричук в состоянии не обмануть эти ожидания. Несколько иная ситуация с городской Думой. Городская Дума нередко занимала деструктивную позицию во взаимоотношениях с исполнительной ветвью местного самоуправления, тормозила развитие города. Некоторые депутаты забыли, что городская Дума — это не трибуна для политической демагогии, а орган, принимающий сбалансированные решения на основе анализа сложившейся в городе ситуации, реализующий полномочия, делегированные избирателями. Я думаю, что на 70−80 процентов местная Дума в декабре будет переизбрана.
Что касается выборов в Госдуму, то они пройдут по намеченному еще полгода назад сценарию. Я имею в виду предопределенную победу «народников» Райкова и Конева в одномандатных округах. Они получат поддержку со стороны власти и на региональном уровне, и на федеральном. В Райкова уже вбухали огромные деньги — на раскрутку Народной партии. Но эффекта почти никакого — партия плетется в хвосте рейтинга на уровне одного процента. Поэтому для Райкова кампания в одномандатном округе — единственный шанс избраться в парламент.
Предвыборные заявления Жириновского не стоит воспринимать всерьез — они рассчитаны лишь на очередную раскрутку брэнда ЛДПР (что уже удалось) и отчасти являются проявлением нелюбви «либерального демократа» к Народной партии и ее лидеру Геннадию Райкову. Говорится о намерениях поучаствовать в выборах по 178-му Ишимскому избирательному округу Геннадия Корепанова, вице-спикера областного парламента. Мне кажется, избрание в Госдуму, переезд на жительство в Москву и государственная пенсия — это был бы лучший вариант завершения его политической карьеры, близкой к закату.
— А каковы шансы нашего знаменитого коммуниста Александра Черепанова?
— Да никаких. Будет, конечно, много левой риторики, популизма, демонстрации ненависти по отношению к олигархам и прочим врагам народа, кровопийцам, эксплуататорам народных масс, но практического результата не будет никакого. Кстати, наверное понятно, кого подразумевал президент Владимир Путин в своем послании, когда говорил о депутатах, на словах называющих предпринимателей не иначе, как кровопийцами, а на деле лоббирующих интересы крупных компаний?

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Вместо знаний словоблудие и бумагомарание: как в дореволюционной Сибири работали частные адвокаты
Вместо знаний словоблудие и бумагомарание: как в дореволюционной Сибири работали частные адвокаты
Любопытные факты с документальной основой.
#история
#профессор
#адвокаты
#судьи
#ТюмГУ
В Тюмени отремонтируют мост по пути к санаториям и горячим источникам
В Тюмени отремонтируют мост по пути к санаториям и горячим источникам
Работы выполнят в рамках нацпроекта в 2024 году.
#дороги
#ремонт
#мост
#развязка
#нацпроект
#ГУС
#Тюменская область
#новости Тюмени
Чувашский эксперт присоединился к словам Путина о единении общества
Чувашский эксперт присоединился к словам Путина о единении общества
Теракт 22 марта стал серьезным вызовом для всех.
#экспертный клуб
#Владимир Путин
#терроризм
#единение
#солидарность
В Тюмени строительная организация не выплатила 38 млн рублей налогов
В Тюмени строительная организация не выплатила 38 млн рублей налогов
Уголовное дело рассмотрит суд.
#прокуратура
#суд
#уголовное дело
#налоги
#Тюмень
#новости Тюмени
Сургутянина обвиняют в изнасиловании девочки-подростка из коррекционного класса
Сургутянина обвиняют в изнасиловании девочки-подростка из коррекционного класса
Судья принял решение оставить подозреваемого на свободе.
#дети
#уголовное дело
#статья
#суд
#ХМАО
#Сургут
#новости Тюмени