Кружись, как 300 лет назад: в Тюмени танцуют старинные танцы : Беседы : Вслух.ру : Новости Тюмень

Кружись, как 300 лет назад: в Тюмени танцуют старинные танцы

Дресс-код, галантный этикет, шикарные костюмы - здесь все соответствует эпохе предшествующих веков.
Новости > Беседы

Если вы думаете, что балы уже сто лет как канули в Лету, то глубоко заблуждаетесь. В Тюмени и сейчас танцуют кадрили, польки и мазурки. Это делают увлеченные люди, для которых бальные танцы вполне современны. О том, как проходят балы и кто принимает участие в этих необычных танцевальных мероприятиях, “Вслух.ру” рассказала руководитель студии исторического танца Merletto Юлия Зольникова.

– Здравствуйте, Юлия, с чего начиналась эта феерия исторического танца под названием Merletto?

– Студия возникла около 12 лет назад благодаря Ольге Яйлоян и Виктории Курушиной. С Викой мы вместе учились, она договорилась, чтобы нам разрешили заниматься в холле института, а позже - и в отдельном зале. Потом Викторию пригласили продолжать обручение в Шотландии, а Оля увлеклась другим танцевальным направлением. Нам было жаль оставлять студию, и мы с Анастасией Король взяли руководство на себя.

Merletto - в переводе с итальянского “кружево”. Если представить схему графически, то исторические и шотландские танцы будут чем-то напоминать изысканное кружево. Тут стоит вспомнить, что все, кто стоял у истоков Merletto, имеют техническое образование и геометрическое воображение.

center

– Расскажите о вашей личной истории увлечения историческим танцем. Вы - хореограф по профессии?

– По профессии я инженер, а хореография - мое хобби. Увлечение историческими танцами началось в студенческие годы, попав на благодатную почву ранее полученных знаний классической хореографии. Я окончила мастерскую движения в гуманитарной гимназии г. Надыма.

Мне нравится, что в исторических танцах всё идет по заранее известной схеме, но есть место для "шалостей". Однако большую часть времени я знаю, что ожидать от людей вокруг.

Также импонирует, что в большинстве исторических танцев нет эротического подтекста, можно спокойно пообщаться с огромным количеством людей на протяжении танцевального мероприятия, и это будет прилично и правильно. А еще нет необходимости приходить на мероприятия со своим партнером, ведь исторические танцы позволяют менять партнеров в танцах.

– Ваша студия - это кружок энтузиастов или люди приходят заниматься платно?

– Я всегда стремлюсь сделать занятия максимально доступными. В нашей истории есть периоды, когда мы занимались бесплатно - на базе вузов и Тюменского благочиния. Сейчас период, когда для занятий арендуется помещение, потому занятия платные. Мы занимаемся раз в неделю по воскресеньям, занятие длится два часа. Стоимость - 150 рублей. Полагаю, это демократичные расценки.

center

– Кто они, ваши ученики? Что они находят в занятиях?

– Каждый ищет что-то свое. Как бы прозаично это ни звучало, есть те, кто ищет спутника жизни. Такие ребята быстро разочаровываются и уходят с пустыми руками, ведь у нас не клуб знакомств. Хотя за 12 лет и образовалось много семейных пар, но это были те, кто пришел именно танцевать, а отношения завязались как-то случайно.

Другие приходят, потому что видели нас на сцене и хотят уметь так же. Еще есть люди, которые бывают у нас за компанию с друзьями или просто мечтают попасть на бал.

– В бальных танцах без партнера делать нечего. К вам приходят парами?

– Наше направление социальное, на занятие можно прийти одному. У нас нет закрепленных пар, в которых постоянно танцуют. Но, как я уже говорила, есть семейные пары, что занимаются у нас или встретились на занятиях.

– Какие основные направления у студии? Что именно вы танцуете? Где и когда ранее исполнялись эти танцы?

– В основном мы занимаемся танцами 19 века - вальсы, кадрили, польки, мазурки, контрдансы, марши, экосезы... Это придворные танцы, их танцевали на балах и танцевальных салонах как в Европе, так и в России. Также изучаем шотландские контрдансы. Это национальное направление, оно развивается и исполняется по нынешнее время. Геометрия и элементы шотландского контрданса близки к историческим танцам.

center

– Трудно ли освоить танцы времен, например, Ренессанса? Насколько сложны они для современного человека?

– Был у нас небольшой опыт изучения танцев Ренессанса, это увлекательно. Для зрителя ничего особенного, а вот для танцора! Представьте: заставить по-другому работать мышцы, одновременно начинать движение левой ногой с полупальцев, а правым плечом вести волну. Сложно и увлекательно, но, к сожалению, не зрелищно для современного человека.

Сложность танца зависит от количества различных танцевальных элементов. К технически сложным можно отнести кадрили, мазурки, польки. Более просты по технике марши. Но и название танца не всегда говорит о его сложности. Так, полька остендез - технически проста, а вот цыганская - сложная. А ведь, казалось бы, обе польки.

– Что служит вам источником для восстановления танцев?

– Исторические танцы хороши тем, что имеют записанную схему. Я редко работаю с исходными схемами, которые хранятся в закрытых фондах библиотек Европы и России. В России наше направление развито достаточно широко, а я не борюсь за ведущие позиции или за роль первооткрывателя, мне вполне достаточно схем, находящихся в общем доступе. Другой вопрос, что схемы записаны танцевальными терминами, без знания которых танец не разобрать.

– Немаловажной частью работы студии являются балы. Что на них происходит? Как часто они проводятся, посвящены ли какой-то определенной эпохе?

– Организация балов - это масштабное направление деятельности студии. На балу можно показать знания, полученные на занятиях, и просто отдохнуть. Если, конечно, ты не организатор. На балы мы всегда зовем другие танцевальные студии из городов России. Бывают балы, приуроченные к историческим событиям, тогда дресс-код подбирается в зависимости от года события. Бывают фэнтезийные балы, вдохновленные вселенными из книг или фольклора. А еще танцевальные вечера, посвященные торжественным моментам жизни участников студии.

center

До карантина совместно с благочинием мы проводили благотворительные открытые балы, приуроченные к большим церковным праздникам, и прямо на мероприятии учили с гостями танцы. Покровский бал, Пасхальный, Сретенский, Рождественский - мы как бы продолжили традицию царской России. Хотя понятие открытого бала, где на самом мероприятии учат танцы, это современное веяние.

Большая часть балов состоит из танцевальных блоков, музыкальных и чайных пауз. Для открытых балов стараемся разработать сценарий.

– Где вы берете прекрасные костюмы для балов? Они обязательно должны быть аутентичны или это относительно?

– Подбор костюма к танцевальному мероприятию зависит от задумки организаторов. И если в мероприятии заявлен дресс-код 1865 года, то костюм должен быть максимально приближен к эпохе. Хотя определенная доля послаблений присутствует. Костюм позволяет лучше понять танец и погрузиться в волшебную атмосферу. Многие девушки шьют сами, кто-то пользуется услугами швей. За долгий период существования студии у нас накопились костюмы, и мы сдаем их в аренду на фотосъемки и мероприятия. Некоторые платья из нашей костюмерной сшиты по музейным образцам.

– Наверняка, у каждого увлеченного есть тематический гардероб? Не могли бы вы рассказать о вашем?

– Мой танцевальный гардероб не очень велик. Пара платьев в стиле эпохи ампир, пара кринолинов и турнюров, бальный и несколько прогулочных образов эпохи модерн, несколько фэнтезийных облачений, один стилизованный комплект под барокко. Некоторые костюмы замечательным образом комбинируются - и за счет нижних конструкций силуэта могут использоваться в качестве нарядов на различные исторические темы.

center

– Какая эпоха самая сложная в отношении костюмов? Нужна ли особая обувь, аксессуары? Правда, что перчатки на балу обязательны?

– Каждая эпоха относительно костюма интересна и сложна по-своему. Для танцев хорошо подойдет обувь на мягкой подошве. Если говорить о женской, то у обуви не должно быть высокого каблука, оптимальная высота 5-7 см. Для занятий подойдут чешки или джазовки, для бала - джазовки, кадрилики или танцевальные туфли с закрытым носком и небольшим каблучком.

Перчатки - обязательный элемент бального образа 19 века, но, к примеру, в 16 веке вы на балу перчаток не увидите. На фэнтезийном мероприятии наличие перчаток также будет обусловлено образом. Если говорить о бале по традициям 19 века, перчатки в бальной зале обязательны, но их снимают при принятии пищи, к примеру, во время чайного перерыва.

– Следуете ли вы не только моде времени, но и этикету тех лет?

– Да, на балах мы стараемся придерживаться основ этикета выбранного исторического периода. Но в эту игру получится играть, только если все присутствующие в курсе основ этикета. Об этом стоит говорить отдельно, хотя, на мой взгляд, сильных отличий от нашего привычного этикета нет. Возможно, это связано с тем, что меня в школе учили основам этикета. Умение говорить и принимать комплименты, приглашать на танец и провожать партнершу по окончании танца, проявлять и принимать заботу во время танца, брать на себя ответственность в танце, это несложно и вполне применимо в повседневной жизни.

center

– Расскажите, пожалуйста, застопорилось ли развитие исторических танцев в Тюмени в пандемию? Как вы это пережили? Сейчас репетиции проходят?

– Пандемия стала тяжелым испытанием, и для нас в том числе. Бесплатные занятия при благочинии были закрыты. Часть танцевальных мероприятий - отменена. Сейчас мы не набираем новичков, занимаемся небольшой смешанной группой раз в неделю. Строим танцевальные планы, но уже с поправкой на современные реалии. Так, 15 ноября планируем провести небольшую танцевальную встречу с шотландским уклоном и фэнтезийным дресс-кодом "для своих". Дальше в нынешней обстановке пока не загадываем, хотя, вероятнее всего, рождественская вечеринка в "семейном" танцевальном кругу тоже состоится.

Фотографии из архива Юлии Зольниковой и студии танца Merletto

* Кстати, теперь у нас есть Telegram-канал.
Интересные истории, байки из редакции и авторские колонки. Подписывайтесь – @vsluh_ru*


Последние новости


реклама
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description