Катя Макарова и её платья: дизайнер из Тюмени создает одежду "а-ля рус" : Беседы : Вслух.ру : Новости Тюмень

Катя Макарова и её платья: дизайнер из Тюмени создает одежду "а-ля рус"

"Вслух.ру" поговорил с тюменкой о будущей выставке, об актуальности силуэтов, проверенных временем, и как, создавая русское платье, не скатиться в "клюкву".
Новости > Беседы

Мы порой так увлечены зарубежными брендами, что не замечаем происходящего в мире моды у нас под носом. А между тем в Тюмени живут и работают дизайнеры, одежду которых хочется носить не снимая. И при этом вы вряд ли увидите кого-то на улице точно в таком же. Тюменка Екатерина Макарова шьет русские платья на заказ, сохраняя и переосмысляя традиции для современности. Ее бренд "Катя и все её платья" занимается изготовлением модной и интересной авторской одежды в этническом и историческом стиле. В таких нарядах тюменки чувствуют себя барышнями или крестьянками, но главное - единственными и неповторимыми. А скоро у Кати откроется выставка, на которой будут представлены ее швейные изделия, многие из которых достойны называться произведениями искусства. "Вслух.ру" поговорил с дизайнером о выставке, об актуальности силуэтов, проверенных временем, и как, создавая русское платье, не скатиться в "клюкву".

– Катя, расскажите немного о себе: как давно занимаетесь пошивом одежды? С чего все началось? Кто учил вас шить?

– Мне 33 года, пошивом занимаюсь полжизни, а на заказ шью шесть лет. В студенчестве увлеклась исторической реконструкцией, долгое время шила только для нее, к современным вещам не прикасалась. Я изучала технологии прошлого и крой. В Тюмени реконструкцией одежды тогда никто не занимался. Начинала не со Скандинавии, а с XV века Европы. Это было время, когда крой значительно усложнился и нужно было уметь посадить вещи по фигуре. Вначале у меня уходило много времени на платья, но это того стоило.

После вторых родов я сильно располнела и не могла себе ничего купить. До этого носила джинсы и футболки, а тут сшила себе юбку, и муж похвалил. Он воодушевил меня, и я начала шить юбки, потом перешла к платьям, к разной современной одежде. Через какое-то время поступили первые заказы. Браться за них стала не сразу: на свою фигуру садить наряд я научилась, другое дело - разные женщины со своими особенностями.

center

– Почему именно русское платье стало основой для вашего творчества? Что покоряет вас в традиционной одежде?

– Долгое время я занималась исключительно европейской одеждой, а русскую не любила, не видела в ней красоты. Такое происходит, когда человек чего-то не знает или знает плохо. Но в какой-то момент я стала изучать музейные источники русской традиционной одежды, съездила на мастер-класс к коллекционеру, начала ходить на выставки, покупать книги.

И тогда поняла, что русская одежда - это не красные габардиновые сарафаны с жуткой отделкой, которые мы можем видеть на псевдонародных коллективах.

Я увидела, что наша культура непростая, богатая, глубокая. У нас большая страна, и нет одного сарафана на всех. В каждой губернии - что-то свое. В русском костюме можно найти самые разные влияния, ткани и крой, неожиданные решения в посадке, в логике одежды. Это покорило и покоряет до сих пор. Отделка вещей сложная, тонкая, насыщенная нюансами. В исторической одежде она балансирует на грани избыточности и выверенной гармонии. Кажется, еще одна пуговица - и будет слишком, но как раз этой пуговицы нет.

Мы знаем современную одежду с ее фасонами и линиями, но с трудом представляем, что "удобно и красиво" имеет массу разных вариантов. И то, что бытовало у нас в России, - один из источников таких вариантов.

– Насколько такая одежда актуальна для современных женщин?

– То, что красиво, удобно и говорит о вечных ценностях, актуально всегда. Несмотря на течение времени, красивое остается красивым - сто лет назад и сейчас. Особенно если взывает к исконным идеалам, к женственности, к милосердию, спокойствию. Одежда - она же не просто для того, чтобы укрыть тело от холода, она про вечное.

center Коллекция "Новолетие"

– Наверняка, вы не просто создаете платья, но и формируете целые коллекции. Расскажите немного о них.

– Одна из коллекций - "Кудесница" - состоит из современных вещей, вдохновленных традиционными русскими рубашками. Я брала крой одежды различных губерний и делала из них более-менее современные вещи, которые сохраняют традиционное настроение. Это было сочетание рубашечной ткани с ручной набойкой и джинсовой тканью.

Коллекция "Новолетие" вдохновлена эпохой модерна. Именно из нее вещи чаще всего отшиваются на заказ. Модерн - это начало ХХ века, тогда было популярно изучение этнографии и восточные влияния. Прекрасная эпоха, когда к женщине относились благоговейно. Это настроение мне хотелось передать.

В коллекции "Созерцание" я использовала современный крой, но много внимания уделила тканям, близким к традиционным. Это пестрядь, разные полосочки, клеточки. В них меньше отсылок к историческому костюму.

– Как происходит процесс придумывания новых платьев? Чем вы вдохновляетесь?

– Отдельные платья - это мои реакции на все окружающее. Вижу какую-то пуговку, ткань, отделку, женщину, небо, осень - и в моей голове рождается платье, юбка или рубашка. Потом приходит момент, когда мне это нужно из себя "вытащить" и воплотить. Оно всегда во мне.

center Коллекция, вдохновленная модерном

– Как сочетать традиции и современность в одежде?

– Просто: брать и сочетать. Нужно быть честным самим с собой и не думать, кто и что о тебе скажет. Если хочется, то надо носить традиционную одежду в современном мире. Я, например, очень люблю сочетание традиционной вещи с чем-то остросовременным - ремнем, обувью или шляпой. Тогда оно приобретает какой-то вкус. А современные акценты как бы показывают: я с вами, я в этом времени живу.

– Понятие "русское платье" - многогранное, одежда менялась с веками. Интересует ли вас работа с историческими нарядами? Можно ли их у вас заказать, например?

– В этом смысле меня интересует очень большой промежуток времени: от X века до начала XX. Если в X-XI веках силуэты не слишком менялись, то в последующие времена фасоны варьировались за сто лет не единожды. Про XIX век я вообще молчу - там началось примерно такое же, что мы имеем сейчас: каждые 10 лет можно идентифицировать по платью.

У меня есть много вещей XV века, XIX века... При интересном заказе я не поленюсь и изучу историю костюма, постараюсь воссоздать платье насколько возможно досконально и углубленно. Мне такое нестрашно и очень интересно.

– Платье - это хорошо, но ведь не только их носили модницы во все века. Не могли бы вы привести примеры актуальной одежды, которую и сегодня можно носить с удовольствием?

– А платье до какого-то момента в истории означало всю одежду в целом. Для меня так до сих пор. В понятие входит много разных составляющих, и многие из них можно интересно применять.

Например, корсеты - моя отдельная любовь. Недавно читала книгу про парижского модельера Поля Пуаре, который избавил женщин от корсетов и ввел в моду подтянутое тело. А неизвестно, что сложнее - носить корсет или держать себя в форме. Повседневно я корсеты не ношу, но порой надеваю на балы и могу сказать, что это совсем не та адски неудобная вещь, какой ее изображают. Корсет можно легко использовать в современности - и бельевой вариант, и надевать сверху на одежду. Это поможет усложнить образ.

center

А вот передники - это современному человеку сложно. Ведь сегодня передник - это просто кухонная вещь. И нелегко объяснить, как он может быть красивым и нарядным акцентом. Нужна, наверное, отдельная кампания по продвижению передников, но я их прекрасно вижу и в современном образе.

Панталоны - замечательная вещь, особенно зимой. И панталоны из-под юбочки - это всегда мило. Полушубки, душегреи - прекрасный вариант с простым прямым трикотажным платьем. Мне кажется, базовую вещь мы можем легко сочетать с любой исторической или традиционной вещью.

– Вы часто сами становитесь моделью для демонстрации нарядов. А сами носите только то, что сшили? Или джинсы присутствуют в вашем гардеробе?

– Я действительно живу в этой одежде. У меня нет джинсов, но есть спортивные штаны для пробежки - это уступка, и мне она не очень приятна. Но я еще не нашла выход из этой ситуации: бегать в юбке - это слишком странно. Я - модель своей одежды, потому что я лицом отвечаю за то, что делаю.

– Как подобрать к таким образам обувь? Современные босоножки вряд ли подойдут?

– Обувь - самое интересное! Убеждена, что мои платья нужно сочетать именно с современной обувью. Например, моя подруга легко сочетает все с кроссовками. И прекрасно! Я кроссовки не люблю, но в моем гардеробе всегда есть тяжелая обувь на тракторной подошве. С моими вещами хорошо сочетаются казаки, босоножки - у них тоже есть много исторических отсылок. Они не сделают образ "бабушкиным", старинным, а сыграют на его необычности.

center

– Глядя на ваши фотографии в соцсетях, очевидно, что вас интересует история моды - не только русской. У вас есть наряды, иллюстрирующие эпохи?

– У меня есть наряды, иллюстрирующие многие эпохи, но не каждую. Не думаю, что это в человеческих силах. Есть раннее Средневековье, XIII век, XIV, конец XV... А вот смириться с XVII веком, с его барочными и рококошными платьями, мне было нелегко. Именно в то время "верхи" жили великолепно, а "низы" - максимально плохо. Сейчас у меня отторжения нет, эпоха стала мне интересна. Это время, когда зарождалась профессия кутюрье, когда творила первая женщина-модельер Роза Вертен, основательница профессии. Она - не просто модистка и швея, а модельер с большой мастерской, доверенное лицо Марии-Антуанетты.

XVIII и XIX веками я просто околдована, но там все слишком стремительно менялось. При этом Россия - своеобразная страна: после реформ Петра она взяла европейскую моду, но принимала ее не всю и не всегда. А то, что принималось, очень интересно преобразовывалось. Хочу сказать, что невозможно проиллюстрировать эпоху каким-то одним платьем, это всегда большой комплекс - с корсетом, головным убором, аксессуарами…

– Не могли бы вы рассказать о нарядах, созданием которых вы особенно гордитесь?

– Есть проекты, которые приятно вспоминать. Это работа над костюмами группы Gilead, а также исторические комплекты для экскурсовода Романа Платонова. Еще я помогала одеть жениха на свадьбу в стиле викингов. Мы сшили брутальному мужчине рубашку из кожзама в необычной технике. Как-то раз я шила из маленьких кусочков халат, вдохновленный цветными горами в Китае.

Есть мундир с золотной вышивкой - это повод для гордости. Это был заказ гостиницы "Восток", для которого мне нужно было много всего изучить. Мы поставили на него антикварные пуговицы, получилась прямо хорошая вещь. Я отшивала фольклорный ансамбль из другого города. Хотелось бы, чтобы таких заказов было побольше. А еще как-то шила скафандр. Конечно, это не моя стезя, но мне интересно искать необычные подходы и решения.

center

– У вас подрастают дети, как удается сочетать творческие порывы и материнство?

– Плохо удается. Дети жалуются, что я всегда работаю. Хотя стремлюсь к гармонии и прибегаю к помощи мужа и бабушек. На первом месте - родительство. Мне кажется, любая женщина с тремя детьми, которая пытается работать, скажет то же самое.

– Интересно ли дочерям ваше занятие?

– Старшей абсолютно неинтересно, она пацанка, и платья - не про нее. Вторая дочь - звезда, кокетка, принцесса, ей это интересно. Она выбирает кружево на корсет и жаждет ходить на балы. Третья - еще маленькая и пока что наследство, оставшееся от сестер, она носит с удовольствием.

center

– Расскажите немного о грядущей выставке: где и когда она пройдет, что мы на ней увидим?

– Летом сразу несколько человек предложили мне заняться выставкой. Оставалось только принять решение и выбрать помещение. Я всегда говорю "да" творческим предложениям. Гости увидят на ней все интересное, что я пошила. В частности, попрошу у клиентов особые заказы, чтобы их показать.

Это будет выставка, совместная с коллекционером Павлом Шишкиным, у которого много вещей крестьянского быта Ялуторовского района. Платья будут находиться в антураже соответствующего времени. На выставке будет несколько отделений: Средние века, городское платье XIX века, крестьянская одежда XIX века, будуарная зона с корсетами и современные вещи.

Планируем, что выставка продлится три дня - с 6 по 8 ноября - по адресу: ул. Профсоюзная, 88. На открытии тюменский театр "Чудейство" устроит премьеру своего спектакля, второй день хотели сделать детским, а на третий - лекции и беседы за круглым столом. В связи с пандемией остается надеяться, что переносить выставку не придется.

– И последний вопрос: в одежде каких времен вы хотели бы видеть женщин сегодня?

– Я бы хотела видеть женщин счастливыми и не боящимися быть собой. Если они счастливы в джинсах, я никогда не стану настаивать на своей манере одеваться. Если они счастливы в моем платье - то я рада помочь. Счастье в трениках и худи - тоже неплохо. Главное, не бояться казаться странными и высказываться. Я хотела бы видеть женщин в одежде счастья. История одежды всех времен - это история поиска счастья и своего места в этом мире.

center

Фото: Мария Михалёва, Анна Жагорина, Евгений Лисиенко, Григорий Гаптрахимов

* Кстати, теперь у нас есть Telegram-канал.
Интересные истории, байки из редакции и авторские колонки. Подписывайтесь – @vsluh_ru*


Последние новости


реклама
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description