Как сделать обучение в дистанционном формате более эффективным : Беседы : Вслух.ру : Новости Тюмень

Как сделать обучение в дистанционном формате более эффективным

Эксперт рассказал, на что обращать внимание педагогам и учителям.
Новости > Беседы

Близится новый учебный год. Занятия планируют проводить преимущественно в традиционном формате, однако дистанционный не исключен. В частности, он рекомендован на дополнительных, факультативных уроках, его могут применять при ухудшении эпидобстановки. Как повысить эффективность онлайн-уроков, на что обращать внимание, в интервью «Вслух.ру» рассказал Олег Войкин, руководитель интеллектуального движения Тюменской области, который организует «Что? Где? Когда?» и другие интеллектуальные игры — тренировки и чемпионаты. Во время самоизоляции на площадке данного движения провели более 60 бесплатных эфиров для школьников с более 600 тысячами просмотров.

– Какие плюсы и минусы выявила весенняя дистанционка?

– В Тюменской области во «Что? Где? Когда?» играют примерно 7 тыс. человек, и игра нравится. Однако когда началась самоизоляция, и появилось много свободного времени, у участников не было большого желания присоединиться к онлайн-формату, хотя он достаточно комфортный. Причина - в коммуникации: ребятам хочется пообщаться с ровесниками, поболтать, пошутить. Это один из главных минусов.

center Так интеллектуальные игры проходили до пандемии.

– С технической точки зрения насколько школьники оказались подготовлены к онлайн-формату?

– На самом деле выявилось много проблем, я даже не ожидал, что в 2020 году они могут быть. Несколько игр даже приходилось переносить.

Даже у участников с достаточно дорогими телефонами были сложности со связью. Ребята, которые живут в центре, в частных домах, жаловались на плохое покрытие: они могли вылетать, видеть плохую картинку, трансляция могла тормозить.

У ребят в квартирах не всегда получалось подключить камеру: она была плохая, слабая. В принципе изначально они не рассчитывали на то, что будут пользоваться камерой. В итоге 10% жаловались на скорость интернета, у 25% были проблемы с камерой, еще у 40% не было качественных наушников с микрофоном.

С некоторых «андроидов» невозможно было подключиться к разным активностям в соцсетях, был просто черный экран. Вообще, лучше работать на компьютере - удобнее сидеть, смотреть, читать. Но опять же не у всех хорошо работает ПК.

– Что можно посоветовать для предстоящих дистанционных занятий?

– Организаторам снизить механическую нагрузку на веб-образовании. Меньше применять картинок, видео, пользоваться сервисами без видеосвязи. В общем, избавляться от контента, который может утяжелять программу.

Во-вторых, я бы порекомендовал сократить академический час до 30 минут. Потому что детям приходится конкурировать с родителями: кто будет за компьютером. К тому же их сложно завлечь, ведь не все предметы нравятся, а тут еще дистанционка. Поэтому необходим интерактив.

Вообще, мы делим школьников на несколько категорий. Первая – те, кто получают знания сами. Они привыкли к самостоятельной работе, смогут изучить любой материал, и формат им не важен. Учитель им нужен, чтобы ответить на какие-то вопросы. Но большинство ребят - те, которым не совсем интересно. Для них нужно больше активностей: условно 10 минут из получаса лекция, 10 минут - интерактивный тест на площадке, которых очень много, и они бесплатные, и 10 минут на какую-то коммуникацию. Если коммуникации не будет «официально», то дети начнут решать данный вопрос по-другому. К примеру, болтать в параллельных чатах.

– Для каких ребят больше подходит дистанционка — по возрасту, характеру?

– Нам было легче работать с ребятами от 14 до 17 лет. Дети помладше - обычно непоседы. Нет перемен, чтобы побегать, поиграть, поболтать. Поэтому для них урок в принципе такая площадка, чтобы выплеснуть свою энергию. В итоге учителя жаловались, что во время занятий ученики мешали вести занятия.

По характеру для меня лучше раскрылись более скромные, зажатые ребята. Они, с одной стороны, на занятии обсуждают вопросы с командой, но при этом в комфортной обстановке. А для домашнего ребенка комфортнее дома, чем в полном классе. Дистанционно он может больше сконцентрироваться на обучении, словах учителя, других учеников.

С более активными ребятами оказалось сложнее работать. В офлайн они могут выплеснуть энергию за секунду: хлопнуть по столу, дать пять собеседнику и т.д. Через онлайн сложнее эмоционировать, объяснять, что не так, они тратят на это больше времени. К тому же в онлайн-эфире говорит один человек. Поэтому для гиперактивных, которым нужно сорваться и быстро что-то делать, подобное замедление создает некомфортные условия.

center

– Какие предметы или направления больше подойдут для дистанционки?

– За эти месяцы мы убедились, что провести можно абсолютно все. Но лучше заходит те, где можно представить, что ты находишься один на один с учителем. В этом тоже плюс дистанционного обучения: представляешь, как будто он говорит только тебе. Большой плюс имеют индивидуальные занятия: экономия на дороге по деньгам и времени.

Можно петь или танцевать, но сложнее получить обратную связь. С моей точки зрения лучше идут предметы, где можно увидеть все наглядно: цифры, графики, формулы. То есть точные науки.

– На рынке появляется много новых предложений по образованию в онлайн-режиме. На что обращать внимание при выборе?

– Вопрос неоднозначный. Бывают молодые преподаватели, которые великолепно ведут занятия, но у них еще немного опыта. Могут быть дипломированные специалисты, которых скучно слушать. Поможет «сарафанное радио» – прогуглите конкретного преподавателя, поспрашивайте отклики о нем онлайн и офлайн.

Рекомендую посмотреть тестовое занятие, которое должно быть максимально крутым, интересным, и как ребенок себя чувствует на этом занятии. Если испытывает дискомфорт, то лучше сразу отказаться, потому что дальше будет сложнее. Обратите внимание на занятие с технической точки зрения: плохой микрофон и так далее.

Приглушенный звук кажется мелочью, но рано или поздно будет раздражать и отталкивать. Опять же есть ли задержки в трансляциях. Если на пробном занятии такие вещи всплывают, то в дальнейшей работе они появятся.

– Как лучше подготовить рабочее место для дистанционного обучения?

– В идеале должны быть разные комнаты или зоны: место для сна, отдыха, и работы — где ребенок делает домашнее задание, получает дистанционное образование.

Лучше ввести ряд правил. На занятия приходить в другой одежде, а не в домашней, приводить себя в порядок, как в школе. И не есть во время обучения! Закрыть окна и двери, чтобы не мешал шум с улицы, и другие члены семьи не отвлекали. В общем, убрать внешние раздражители. В этом случае будет легче переключаться и воспринимать информацию, чем открыть глаза утром и в постели пытаться что-то сделать.

Фото: из личного архива Олега Войкина.

* Кстати, теперь у нас есть Telegram-канал.
Интересные истории, байки из редакции и авторские колонки. Подписывайтесь – @vsluh_ru*


Последние новости


реклама
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description