Говорит Родион Гринберг. Самый узнаваемый голос Тюмени о своей работе : Беседы : Вслух.ру : Новости Тюмень

Говорит Родион Гринберг. Самый узнаваемый голос Тюмени о своей работе

О радио, озвучивании и самозанятости.
Новости > Беседы

В серии материалов "Вслух.ру" интересуется у самозанятых людей, чем они занимаются, почему выбрали именно такой формат и, главное, где скрыты подводные камни. Первый герой — Родион Гринберг. Без голоса этого человека невозможно представить ни одну поездку на тюменских городских автобусах. Он ー автор огромного количества рекламных аудиороликов, распространяемых на самых разных платформах. Актер закадровой озвучки. Он голос приложений и создатель музыкальных композиций. Он один из первых официально оформленных тюменских самозанятых.

Этим летом налог на профессиональный доход был введен по всей России. Так называемую возможность «выйти из тени» получили все самозанятые, то есть те люди, которые предпочитают работать без работодателя и без привлечения наемных работников.

В Тюменской области новый режим действует с начала года. Его приверженцев в регионе нашлось достаточно. И это совсем неудивительно. Во-первых, легкость оформления: чтобы стать официально оформленным самозанятым, нужно только скачать приложение. Во-вторых, сам требуемый процент налога считается «выгодной ставкой», а еще к нему предоставляют налоговый вычет. В-третьих, новый налог не требует отчетов и деклараций, нужно только не забывать указывать чеки в приложении.

Кто я?

— Я — диктор, звукорежиссер, саунддизайнер. Делаю озвучку и создаю джинглы и рекламу для радио. Могу сделать и видеорекламу, но это занимает много времени, да и я пока не так опытен. А еще не особо это нравится. Также я актер закадровой озвучки. Это отдельное, но не менее интересное направление.

ー Кому могут быть интересны такие услуги?

ー Людям, занимающимся развитием своей фирмы. К примеру, открывают потенциальные заказчики магазин мороженого или франшизу тех же «33 пингвинов» и решают запустить ролик в жаркое время, чтобы люди тоже охладились. Ко мне могут обратиться студии озвучки, которым необходимы голоса, или радиостанции, которые заказывают пакет джинглов. Услуги могут быть интересны создателям различных игр. Например, им будет нужно, чтобы я написал музыку для приложения. Причем написал с нуля. Конечно, гораздо проще купить на стоке, но не всегда у людей есть возможность все отслушать и выбрать из миллиона предложенных нужную композицию. Ко мне могут обратиться и видеомонтажеры. Например, у них записан готовый материал, но нет соответствующих звуков, то есть нужен саунддизайн ролика. Допустим, это ролик про автомобиль. Тогда в него нужно добавить звуки открывания-закрывания дверей, звук двигателя, звуки в салоне и все прочее.

center

ー Когда вы определились со своей профессиональной сферой?

ー Сразу, как устроился на радио. До этого, скажем так, баловался. Делал какие-то вещи дома. Писал музыку. Когда появился микрофон, взялся за уже что-то более сложное. Например, те же джинглы. Сейчас, конечно, эти джинглы ー работа ни о чем. Я начал работать ведущим на «Радио 7». Это, собственно, позволило в принципе зайти в сферу радио. Вскоре понял, что быть радиоведущим ー не мое призвание. Чтобы добиться успеха в этой профессии, надо очень много знать и иметь подвешенный язык. А дальше получилось так, что у нас ушел звукорежиссер. Я предложил руководству свои варианты-заготовки сделанных аудиороликов. Им понравилось. Так я стал звукачом на «Радио 7».

ー Нужно ли образование, чтобы стать звукорежиссером или диктором?

ー В теории да. Но у меня, например, не было возможности поступить во ВГИК, чтобы полностью овладеть всеми необходимыми навыками. Сейчас уже скорее всего поздно, да и чисто физически времени не будет. Какие-то курсы дополнительно, конечно, нужно стараться проходить. Существует много всяких нюансов. Особенно по вопросам звукорежиссуры. Нужно освоить огромный пласт информации, чтобы понимать, как что-то в одном месте должно звучать, а как в другом. Нужно уметь пользоваться программами. Но даже если есть все оборудование и все программы, не факт, что ты сделаешь все как нужно. Для начала надо просто уметь хотя бы слышать. Остальное придет с опытом.

ー Почему решили стать самозанятым?

ー Я уволился с радио. Там никаких перспектив и низкая зарплата. Времени на мою продукцию не хватало. Звали на другие радиостанции, но я сказал : «Извините, но и вы не сможете мне платить столько, сколько мне хотелось бы зарабатывать. Я могу делать что-то для вас, но сидеть и просто тратить время не хочу. Вам нужен другой сотрудник». Вскоре появилась возможность стать самозанятым. До этого у меня было ИП, но с ним очень много мороки. Даже голова начинала болеть, когда начиналась пора всяких отчетов. Не хочу в это вникать, а отдельно нанимать бухгалтера тоже невыгодно. Все заработанное за год в ИП по сути отдал обратно государству. А у самозанятых все проще: пришла денежка, ты указал это в приложении и раз в месяц платишь налог. Помимо этого можешь получить выписку 2-НДФЛ и взять хоть кредит, хоть ипотеку.

center

Сложные моменты и важность четкой формулировки техзаданий

ー Какие трудности могут возникнуть в работе?

ー В первую очередь, недопонимание с клиентами. Клиент просит одно, ты это делаешь, но по факту ему нужно было совсем другое. Он просто сам не знал, чего хочет, или неправильно выразил свои идеи. Например, возьмем два голоса: баритон и бас. Человек просит озвучить нечто баритоном, я так и делаю, но затем выясняется, что нужен был бас. Клиенту просто нравилось слово «баритон», а разницу между двумя этими голосами он не знал... Иногда бывает трудно просто встать и сделать. По идее заказчику надо все получить сейчас, но ты сидишь и почему-то тебе работать не хочется. Просто лень. Я работаю сейчас на удаленке, а домашняя обстановка все-таки расслабляет. Естественно, если заказ срочный, так сделать не получится.

ー Значит, многое обусловлено изначальными требованиями?

ー Да. Вообще все зависит от техзадания. Например, заказывают тебе простой информационный ролик, а потом говорят, что он теряется среди всех роликов. Но ведь изначально обсуждался именно тот формат, в который входит только одна музыкальная подложка и одна начитка диктора. Здесь ничего другого и не сделать. Если изначально указывают, что нужно поиграться с интонациями, сделать паузу, то и ролик получится другой. Конечно, от этого зависит его длина. Чем длиннее ролик, тем больше денег попросят за его размещение на радио. Хотя мне, конечно, гораздо больше нравится, когда дают возможность сделать со вкусом и красиво, не ограничивая при этом хронометраж.

Необычные заказы

ー Какими были заказы, которые вам особо запомнились?

ー Наверное, озвучка эротического приложения. Такие вещи иногда тоже людям требуются. Вот я и искал звуки всяких мужских и женских вздохов-ахов... Я сотрудничал с Viruseproject, писал закадровый для сериалов. Правда, сейчас они работают только с теми своими сотрудниками, которые в коллективе уже очень давно. Платят там небольшие деньги, зато это очень интересно в плане работы над своим голосом. Я занимался проектами, связанными с разными VR-продуктами.

Одним из таких интересных заданий был проект от РЖД для обучения персонала. В приложении шла речь о каких-то внештатных ситуациях: например, пожарах. Я озвучивал гида, который говорит, что тебе делать, начальников, самих работников.

Еще один проект ー это 3D-озвучка. Человек получает аппаратуру, ходит по залу, рассматривает картины, а я ему все о них рассказываю. Какие еще интересные заказы? Например, переозвучка. Есть вот готовое видео, но звук в нем плохой, и ты на основе картинки озвучиваешь все происходящее. Последний раз мне присылали тридцатисекундное видео, в котором была готовая музыка и озвучка, но, видимо, исходников не сохранилось, а музыку блочил YouTube. Нужно было сделать все сопутствующие звуки: как человек берет карандаш в руки, как протыкает им лист бумаги и так далее.

Озвучивал сказки, которые выложены на Youtube-канале русской версии какого-то сайта. Там по пятнадцать-двадцать миллионов просмотров, но люди, конечно, не знают, что это мой голос.

Вообще так много героев озвучивал и переозвучивал, что всех и не вспомню.

ー По каким принципам вы определяете, как будете озвучивать того или иного персонажа?

ー Это уже идет из собственного опыта. Видел ты, например, в зоопарке медведя. Он большой и медлительный. Ты прекрасно понимаешь, что у медведя не писклявый голос. Он скорее такой «рычащий». Таким голосом говорил медведь в сказках, которые мы смотрели в детстве. По сути, интуитивно понимаешь, кого и как озвучивать. Последним проектом был мультик «Джин и Джинни». Правда, вышло всего четыре серии. Видимо, у людей не хватило бюджета, а мультик очень интересный.

center
Средняя стоимость работ тюменских звукорежиссеров согласно данным из «Яндекс. Услуги»

Чемоданчик звукорежиссера

ー Какие программы нужны звукорежиссеру-диктору для успешной работы?

ー О, их множество. Это может быть даже кнопочка звукозаписи на Windows 7. Многое, конечно, зависит от вашего ПК, навыка и удобства использования. Программ существует столько, что о некоторых из них я наверняка даже не слышал никогда. Из рабочих навскидку можно назвать Adobe Audition, MAGIX Samplitude, REAPER, FL Studio. В общем, все программы, где можно и музыку писать, и запись голоса делать, подойдут.

ー А какое оборудование будет необходимо?

ー Если у тебя уже есть большой опыт, достаточно будет планшета и микрофона USB. На самом деле, аудиоматериал можно сделать и на телефоне. Вообще минимальное количество оборудования для начинающего специалиста ограничивается компьютером (желательно поновее), звуковой картой и колонками. Если ты совсем начинающий, хватит компьютера и наушников. Сиди и ковыряйся. Стоимость всех комплектующих, конечно, может сильно разниться. Если посчитать, то выйдет где-то 70-100 тысяч для старта: компьютер ー минимум тридцать, из них только звуковая карта ー десять. Монитор ー пять, колонки ー пятнадцать, наушники и микрофон ー еще двадцать. Вот таким получится собранный на коленке бэушный вариант. Многое будет требоваться с увеличением твоего собственного мастерства. Так, например, когда перерастешь уровень новичка, нужно задуматься хоть о каком-то шумопоглощении комнаты.

center

Немного о конкуренции

ー Как много в Тюмени звукорежиссеров и дикторов?

ー Человек десять, кто может сделать нечто подобное. Но по факту этим занимается три-четыре специалиста. При этом конкуренция все равно очень большая. Она усиливается с приходом новых технологий, которые берут на себя часть нашего мастерства. Например, появляются микрофоны, которые обеспечивают лучшее качество записи.

Если говорим о дикторах, нужно понимать, что понадобится минимум три года практики, чтобы стать хорошим специалистом. Надо постоянно проявлять себя. Особенно в наших условиях. У меня было бы гораздо больше возможностей, если бы я жил в Питере или Москве. Там есть студии звукозаписи, которые приглашают только к себе. Они не сотрудничают с дикторами на удаленке. Профессиональные студии, разумеется, выше на голову. У них гораздо больше возможностей.

Среди звукорежиссеров конкуренция тоже есть, но зачастую все зависит от того, что именно нужно заказчику. Я специалист в плане создания рекламы и джинглов. Если меня попросят сделать сведение композиции рок-группы, то, возможно, все получится не так хорошо. Сделаю все по-своему, как вижу. И не факт, что буду прав. Я совсем недавно с таким сталкивался. Заказчику, правда, не понравился сделанным мной звук, но я и не брал с него денег: у меня просто было свободное время и желание попробовать себя. Я прекрасно знаю, что могу сделать, а где пока не хватит опыта.

Фото из личного архива Родиона Гринберга

center

* Кстати, теперь у нас есть Telegram-канал.
Интересные истории, байки из редакции и авторские колонки. Подписывайтесь – @vsluh_ru*


Последние новости


реклама
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description