Оригинальные работы великих художников Ван Дейка и Рембрандта выставлены в залах тюменского музея : Общество : Вслух.ру : Новости Тюмень

Оригинальные работы великих художников Ван Дейка и Рембрандта выставлены в залах тюменского музея

| Общество
Ирина Щеглова


Выставка "Ван Дейк и его время. Гравюра европейского барокко" открылась в Тюменском областном музее изобразительных искусств. Уникальное собрание из Ирбита оказалось в Тюмени не запланировано: как рассказал в беседе с корреспондентом "Вслух,Ру" директор Ирбитского музея изобразительных искусств, заслуженный работник культуры РФ Валерий Карпов, экспозиция должна была отправиться в Алапаевск Свердловской области, но в связи с аварийным состоянием выставочного зала этого города, дирекция обратила взоры на Тюмень – уже знакомую, и встречающую ирбитцев с восторгом.

Офортная техника, широко представленная на выставке, уникальна: она позволяет раз за разом воспроизводить шедевры великих мастеров или, правильнее сказать, - делать оттиски с оригинальной офортной доски художников даже после их смерти. Конечно, этот процесс не вечен, поэтому оттиски с конкретных шедевров можно перечислить по пальцам.

Счастливым обладателем оригинальных офортов Ван Дейка и оттисков с его офортов является Ирбитский музей изобразительных искусств. Оттиски произведены современниками великого художника, такими как – Схельте Адамс Больсверт, Пауль Понтиус (Дю Пон), Петер де Йоде старший и другими мастерами. Все они делали оттиски с офортных досок Ван Дейка, создавшего целую галерею портретов знаменитых личностей и европейских аристократов первой половины 17 века. Кроме портретов на выставке представлены и офортные картины художников английской, фламандской, голландской, немецкой и французской школы этого же периода.

Каждая работа, привезенная из Ирбита, имеет свою богатую историю, как создания, так и попадания в музей. Например, единственная живописная работа на выставке "Портрет Инфанты Изабеллы Клары Евгении, эрцгерцогини и правительницы Нидерландов" имеет еще 13 подобных "копий". Известно, что первый портрет эрцгерцогини написал сам Ван Дейк, и работа так понравилась правительнице Нидерландов, что она стала заказывать художнику копии, которые отличались лишь небольшими деталями. Творить продолжили ученики Ван Дейка, естественно, под руководством наставника. Эксперты предполагают, что основные части фигуры портрета, который сейчас находится в Тюмени, прописывал сам Ван Дейк.

Картина же была приобретена Эримитажем из частной коллекции в очень плохом состоянии – пятна лака, разъевшего краску, многолетние слои грязи, что и стало причиной ошибки: портрет приписали к творчеству неизвестного художника 18 века и через некоторое время передали в Ирбит. В музее провинциального города сделали реставрацию, и вместе с этим и открытие – над портретом работал сам Ван Дейк. Помог и геральдический герб на подрамнике, который относится к 17 веку. Теперь дело осталось за тем, чтобы подлинность герба и принадлежность его к этому периоду подтвердили в Англии. Эрмитаж же просил передать картину в его залы обратно. Но терять шедевр Ирбит не намерен.

Другая жемчужина выставки – оригинальный оттиск Рембрандта "Портрет Яна Эйтенбогарта, генерального сборщика налогов, так называемый "Взвешиватель золота", датируемый 1639 годом. Разместить эту работу в экспозиции, посвященной Ван Дейку, позволили одинаковые барочные традиции, которым следуют оба великих мастера. Офорт Рембрандта имеет четыре оригинальных оттиска, третий – достояние ирбитского музея. Он был также приобретен из частного собрания в 1977 году за 100 рублей. Сейчас его цена составляет 8-10 тысяч американских долларов.

Действительно, остается удивляться, что же за город такой Ирбит, в распоряжении которого находятся изумительные произведения искусства? "Что такое Ирбит?" – переспрашивает Валерий Карпов, - "это город с населением более 40 тысяч человек. Откуда в таком городишке могут быть Рембрандт и Ван Дейк? Но все у нас в культуре делается вопреки обстоятельствам. Например, не подходят залы Тюменского музея изобразительных искусств для показа таких вещей – плохое освещение и большая сухость, но вопреки этому мы привезли для тюменцев нашу коллекцию". Помочь тюменскому музею с оснащением обещал председатель комитета по культуре администрации Тюменской области Евгений Негинский, который присутствовал на открытии выставки.
* Кстати, теперь у нас есть Telegram-канал.
Интересные истории, байки из редакции и авторские колонки. Подписывайтесь – @vsluh_ru*


Другие новости

13 марта 2002 г.

реклама
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description