А также восстановить по источникам XVIII века деревенскую, мещанскую и монастырскую кухни тюменского края.
В Тюменской области от Тобольского до Казанского районов крестьяне в собственных подворьях варили пиво, рецептуру которого можно восстановить, заявил кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ТюмГУ Сергей Туров сегодня, 3 октября, на круглом столе по гастрономическому туризму.
«Юг Тюменской области — начиная от Тобольска и заканчивая Казанским районом — входит в район пивопития и пивоварения. Там пиво готовилось в каждом дворе. Даже существовал специальный набор для его изготовления. На натуральном хмеле, который в регионе собирался в огромных количествах. Вдобавок готовили братчинное пиво дважды в год — на Николу Зимнего и Николу Вешнего. Для этого в специальном амбаре держали специальный набор посуды. И рецептуру можно, кстати, найти. И восстановить аутентичный напиток. Мы в экспедициях это делали», — заявил историк.
Он добавил, что и в Тюмени до революции было развито пивоварение. Для местного завода бралась вода из двух источников — в районе Городища и в районе Зареки. «Я сам не любитель спиртных напитков. Но история пивоварения у нас есть и она богатая. В Тюмени у нас немцы пиво варили до революции и неплохо это делали. Историей одного из пивоваренных заводов — заводом Ядрышникова — я занимался. Он находился на ул. Челюскинцев, 8. Сейчас там огромная каменная усадьба — это его дом. А сзади располагался пивной завод. Вода из родника на Городище и в Зареке была удивительно мягкой, поэтому использовалась для приготовления пива, фруктовых вод и водок», — пояснил Сергей Туров.
По его словам, изготовление пива по старым рецептам и технологиям подчеркнет самобытность тюменского пивоварения. «Это все будет интереснее, нежели просто налепить, как сейчас делают в магазинах, „Тюменское пиво“. А чем оно отличается от ярославского или какого-нибудь другого?» — высказался историк.
На круглом столе Сергей Туров напомнил, что у сибирских крестьян до революции было очень разнообразное меню, как постное, так и обычное. В их рационе были каши с конопляным или рыжиковым маслом и рыбьим жиром, картофельница, репница, репные паренки с суслом (сладковатым наваром на муке и солоде), кулага (смесь ржаной муки в солоде, заваренная кипятком, проваренная и выдержанная на холоде. Считалась лакомым постным блюдом). У хантов — квашеная в земле утка. При этом, уверяет он, меню сибирских крестьян, мещан, купцов и даже монахов можно восстановить по гастрономическим книгам XVIII века.
«У нас была и своеобразная монастырская кухня. Коллеги нашли меню монастырской трапезы XVIII века Рафайловского монастыря. У нас есть Троицкий монастырь, на его территории вполне можно открыть столовую монастырскую и угощать аутентичными блюдами», — предложил историк, не уточняя, что было в меню.