Dipol FM | 105,6 fm

Непознанное. Загадки и тайны Почты России

Радио 7 взялось разгадать, что означает "информационное и технологическое обслуживание".

Почта России — одно из немногих мест, которое до сих пор вызывает ностальгию по перестроечным временам: очереди, хамство и атмосфера полного уныния. Если бы этим ограничивалось, то можно было бы даже гордиться, ведь есть же рестораны на околосоветскую тематику, куда клиентов заманивают этой своеобразной эстетикой, а тут без притворства, по всем канонам.

Не хватает только одного — классического обсчета и обвеса, но в Почте России свято блюдут традиции, поэтому почти каждый раз, когда вы собираетесь оплатить налог в отделении почты, с вас возьмут больше, чем нужно. Происходит это невероятно простым образом. Вместе с предчеком на оплату налогов клиент получает предчек на информационное и технологическое обслуживание налогоплательщика.

Сумма в этом чеке зависит от региона — там, где область богаче, сумма выше, там, где беднее, — ниже. В Тюменской области информационное и технологическое обслуживание стоит 40 рублей, а, например, в Курганской — 25. Сумма и правда отнюдь не грандиозная, но 40+40 — уже 80, а по всей стране, да за год, наберется как раз на бонусы топ-менеджменту, а то и куда больше.

И главное, делать ничего не нужно, только бумагу на чек и несколько кликов оператора, а если спросят, за что, то так и скажем: «за информационное и технологическое обслуживание».

Идеально. Главное, чтобы никто не заметил, но, к счастью, иногда замечают.
23 сентября 2016 года в прокуратуру Тюменской области обратился с жалобой 81-летний пенсионер. Его претензии заключались в необоснованных поборах со стороны Почты России. При оплате земельного налога с пенсионера взяли 40 рублей в качестве оплаты информационного и технологического обслуживания налогоплательщика.

Казалось бы, и сумма маленькая, да и к различным комиссиям мы уже давно привыкли. Но дело в том, что информационное и технологическое обслуживание — это никакая не комиссия, а полноценная услуга, которая пенсионеру не только не была оказана, она, в общем-то, ему была не нужна. Иными словами, эту услугу ему навязали, при этом еще и не оказали. Прокуратура отреагировала оперативно, отправив в адрес УФПС по Тюменской области представление, в котором указывалось на недопустимость брать с клиента деньги, а услугу не оказывать. УФПС по Тюменской области вину признало, деньги пенсионеру вернуло и в ответе на представление указало: «Плата в размере 40 рублей за информационное и технологическое обслуживание налогоплательщика взимается с письменного согласия последнего до перечисления платежа в бюджет. В случае несогласия клиента оплачивать эту услугу, налоговые платежи принимаются к переводу без взимания дополнительных сумм».

На этом, по идее, вопрос и должен был быть закрыт, однако сама по себе формулировка, из которой следует, что в общем-то, можно и не платить, поднимает другой вопрос, это вообще как? Хочу — плачу, хочу — не плачу? За разъяснениями Радио 7 обратилось в финансовый отдел УФПС по Тюменской области и ответ оказался крайне странным: «При оплате налоговых платежей комиссия (имеется ввиду информационное и технологическое обслуживание, — прим. редакции) 40 рублей взимается в обязательном порядке. Плата взимается в любом случае».

Это утверждение было подтверждено и в отделениях Почты России по Тюмени. Операторы указывали на то, что оплачивать «комиссию» придется в любом случае, при этом никто толком так и не смог объяснить, за что эти деньги будут взяты. Одни утверждали, что это просто «комиссия» за перевод, другие говорили о компьютерах и программах, через которые этот перевод производится. Иными словами, как бы вы ни крутились, платить придется, и это несмотря на то, что данная услуга, вроде как, дополнительная.

Возможно, какую-то ясность внесет ФГУП Почты России? Но, увы, в центральном офисе не нашлось ответственных лиц, которые были бы в состоянии объяснить, в чем смысл услуги информационного и технологического обслуживания. Хуже того, клиентский отдел вообще не в курсе, что такая услуга существует: «В отделении Почты России должны предупреждать о любой дополнительной услуге и ни в коем случае не должны ее предлагать „по умолчанию“. В случае нарушения, необходимо писать жалобу в УФПС по Тюменской области».

Было бы несправедливым кивать только в сторону УФПС по Тюменской области, ведь это филиал, и он, так же как и филиалы в других регионах, лишь выполняет спущенное «сверху» распоряжение.

Редакция Радио 7 устроила марафон по обзвону отделений Почты России по всей стране, с отдельным конкурсом «Попробуй, дозвонись». Во всех отделениях, до которых удалось дозвониться, исключая Москву, услуга информационного и технологического обслуживания оказалась обязательной, без которой осуществить налоговый перевод через почту вы не сможете.

Руководства УФПС различных областей разошлись во мнениях: где-то уверяли, что без 25, 30 или 40 рублей платеж не будет принят, а где-то, например, в Самарской области, так же как и в Тюмени, заявили, хочешь — плати, хочешь — не плати, разницы нет.

Если бы эта «комиссия» в полном объеме уходила в кассу Почты России, было бы не так обидно. Ведь это госкомпания, которая волочит на себе еще и социальную функцию. Во многих населенных пунктах почтовые отделения — единственное место, где житель может оплатить счет за телефон, свет, налоги, штрафы и т. д.

Разумеется, такие отделения, где и дорог-то нет, не в состоянии окупить затраты на собственное содержание. А доставка пенсий и корреспонденции на лодках во время паводков в Тюменской области достойна отдельной благодарности сотрудникам УФПС по Тюменской области. Но, увы, деньги эти приходится делить, при этом, по непроверенным данным, самой Почте России достается около четверти от этих 40 рублей, все остальное уходит в ЗАО «Биллинговый центр».

Биллинговый центр — это довольно крупный холдинг, известный, как ЦФТ (Центр финансовых технологий), в котором дочерние предприятия заключили договор с Почтой России на оказание того самого информационного и технологического обслуживания. Тюменская область относится к макрорегиону Урал, и в качестве подрядчика здесь выступает Федеральная система сбора и обработки платежей «Город». Деятельность компании регулируется Роскомнадзором, и нет никаких сомнений в том, что это реально существующая компания, которая действительно оказывает массу биллинговых услуг. Но в данном случае важно понять, какие из оказываемых компанией услуг, входят в понятие «информационное и технологическое обслуживание». И вот официальный ответ:

Информационно-технического обслуживания плательщика, включает в себя:

1. предоставление информации о действующих на дату внесения суммы платежа и ставках государственных пошлин в соответствии с законодательством;

2. предоставление информации о налоговой задолженности по номеру ИНН;

3. предоставление информации о реквизитах и наименовании получателя денежных средств;

4. оказание информационной поддержки плательщику в случае его обращения за сведениями о совершенном платеже.

Таким образом, если вы отправились в отделение Почты России с квитанцией, и вам не требуется получать всю эту информацию, то и в услуге «информационное и технологическое обслуживание» вы не нуждаетесь. Более того, даже если вам очень нужно посмотреть на свои задолженности перед государством, сделать это можно совершенно бесплатно в личном кабинете, как на сайте налоговой, так и на сайте госуслуг.

Знают ли об этом в Почте России? Похоже, нет. Иначе как понять ответ пресс-службы УФПС по Тюменской области? «Речь идет не о дополнительной услуге, а об услуге за информационное и технологическое обслуживание плательщика. Если плательщик не желает воспользоваться услугой, он вправе для целей совершения перевода в бюджетную систему РФ обратиться в кредитную организацию (банк) или иную организацию, осуществляющую прием переводов в бюджетную систему РФ».

К многочисленным версиям Почты России о том, надо платить 40 рублей за информационное и технологическое обслуживание или нет, теперь можно добавить еще и то, что это никакая не дополнительная услуга. Возможно, имелось в виду то, что для осуществления непосредственно денежного перевода в Казначейство, необходимо воспользоваться сервисами компании ЗАО «Биллинговый центр». Тогда обязательность оплаты «комиссии» в 40 рублей становится очевидной, а там, где благодаря 58-ой статье налогового кодекса брать дополнительные деньги за налоговый платеж запрещено, почта оплачивает услуги Биллингового центра из своего кармана.

Выглядит даже благородно. Но, увы. Для осуществления перевода средств непосредственно в Казначейство, необходимо подключиться к системе ГИС ГМП, в которой и обрабатывается вся информация о поступающих налоговых платежах. Ни Почта России, ни Биллинговый центр к ней не подключены, а в Федеральной системе сбора и обработки платежей «Город» подтвердили, что услуги денежного перевода компания не предоставляет. Налоговый платеж отправляется из Почты России в банк, а уже из него в Казначество и для такого перевода дополнительные услуги не нужны.

Подтвердить бесплатность подобных денежных переводов может любой банк, подключенный к ГИС ГМП. Тем удивительнее то, что люди продолжают нести платежки на почту, платить сверху 40 рублей, вместо того, чтобы без каких либо дополнительных сборов отправить деньги в Казначейство через банк. С другой стороны, в банке у вас не примут деньги без квитанции. Иными словами, просто с паспортом или ИНН оплатить налоги вы не сможете. Это лишний раз подтверждает то, что информационное и технологическое обслуживание клиента — всего лишь информационная услуга, и при наличии квитанции она не нужна.

Вправе ли Почта России отказать в приеме налогового платежа, если клиент не стал оплачивать дополнительную услугу, как на это намекает пресс-служба УФПС по Тюменской области? Согласно 58 статье налогового кодекса, может, но только в том случае, если в населенном пункте есть отделение кредитной организации (банка), в противном случае Почта России обязана принимать перевод без взимания какой-либо дополнительной суммы. Согласно же 437 статье Гражданского кодекса, Почта России не вправе вас отправлять в банк, даже если он находится на соседнем крыльце. Совершенно не важно, есть банки в населенном пункте или нет, отказать вам в приеме налогового платежа Почта России не может, так как указывает эту услугу на публичных носителях.

Таким образом, если вы приходите в любое отделение Почты России с целью перевести налог по квитанции, а вам выдают предчек с требованием оплатить дополнительно 40 рублей за информационное и технологическое обслуживание:

1. Вы можете отказаться от оплаты этой дополнительной услуги, ссылаясь на то, что вам она не нужна.

2. **Если у вас из-за этого отказываются принимать платеж, вы можете сослаться на 437 статью Гражданского кодекса. Указывая прием налоговых платежей в списке услуг, Почта России, простыми словами, заключает с вами публичный договор.
**
3. Если вы уже оплатили эту дополнительную услугу, то вы вправе потребовать вам ее оказать. Если услуга оказалась не нужна, или так и не была оказана, вы можете потребовать вернуть 40 рублей.

Удивительно то, что в процедуре приема налогового платежа в отделениях Почты России есть признаки нарушения целого ряда законов о защите прав потребителей. И происходит это уже не первый год.

1. Со всеми дополнительными услугами, условиями их оказания и стоимостью, потребитель должен быть ознакомлен в доступной и наглядной форме. В нескольких случайно выбранных отделениях Почты России отсутствует какая-либо информация об информационном и технологическом обслуживании клиента. Согласно ответу пресс-службы УФПС по Тюменской области, оператор не обязан предупреждать об этой услуге, то есть, устно вас также не проинформируют, а с учетом того, что операторы не знают, за что берут деньги, то даже если бы они хотели, то просто не смогли бы вам ее описать.

2. Если услуга оказана вам «по умолчанию», это относится к «переплате», что также нарушает права потребителя. Ну, а так как дополнительный платеж в 40 рублей сотрудники Почты России относят к обязательному, то это значит, оплату за него будут требовать с каждого.

3. Практически всё, что объясняют сотрудники Почты России относительно услуги информационного и технологического обслуживания, а также обязательность его оплаты, можно трактовать как введение в заблуждение, а это уже довольно серьезное нарушение УК. Равно как и получение денег и неоказание после этого услуг. Хорошо, что делается это исключительно по незнанию, и, если говорить о Тюменской области, то есть надежды на изменения в ситуации.

Остался еще один важный вопрос. Откуда и зачем появились эти 40 рублей? Попытки найти концы в этом страшной путанице ни к чему не привели. Сумма 40 рублей была определена в приложении к договору между Почтой России и «дочкой» ЗАО «Биллинговый центр». На вопрос, кто установил эту цену, оператор кивает на поставщика услуги, а те — на оператора. Неизвестно, кто стал автором распоряжения собирать дополнительную плату за налоговый платеж, и почему эта услуга превратилась в обязательную, но известно, что источник сидит выше УФПС и МРЦ Почты России, а наша редакция уперлась в коммерческую тайну.

Хочется верить, что навязывание дополнительной и зачастую ненужной услуги клиентам Почты России — всего лишь следствие некомпетентности топ-менеджмента ФГУПа или ключевых звеньев в управлении, которые сначала были не в состоянии донести до подчиненных порядок оказания этой дополнительной услуги, а затем просто не мониторили работу. Но, наверное, никто не удивится, если среди учредителей, директоров или топ-менеджеров ФГУПа Почта России и ЗАО «Биллинговый центр» обнаружатся одни и те же лица. Ведь это так удобно: заключить договор и через сознательно криво составленные регламенты или их полное отсутствие обязать операторов почты собирать с клиентов деньги, а затем по договору переводить их в коммерческую структуру. А если где-то возникнут претензии, вернуть 40 рублей и продолжать собирать миллионы.

Редакция Радио 7 отправила официальный запрос во ФГУП Почта России, к сожалению, по прошествии недели ответ так и не был получен (впрочем, неудивительно).

_Отдельная благодарность: директору УФПС по Тюменской области, Ершову Андрею Николаевичу, пресс-службе Западно-Сибирского банка Сбербанка России, прокуратуре Тюменской области._

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Шесть медалей Зимних Игр Паралимпийцев завоевали тюменские спортсмены
Шесть медалей Зимних Игр Паралимпийцев завоевали тюменские спортсмены
Соревнования прошли в Ханты-Мансийске.
#паралимпийцы
#медали
#Ханты-Мансийск
#соревнования
Тюменка Виктория Сливко стала первой в спринтерской гонке на ЧР по биатлону
Тюменка Виктория Сливко стала первой в спринтерской гонке на ЧР по биатлону
Состязания продолжатся завтра, 26 марта, гонками преследования.
#биатлон
#чемпионат России
#Жемчужина Сибири
#спорт
#состязания
#победа
#Виктория Сливко
Владимир Якушев: Для развития ОПК необходимо работать с кадрами. Резервы есть
Владимир Якушев: Для развития ОПК необходимо работать с кадрами. Резервы есть
Президент страны обозначил дальнейшее ускоренное развитие ОПК одной из основных задач.
#кадры
#оборонно-промышленный комплекс
#Владимир Якушев
#промышленность
#развитие
Портреты для Бессмертного полка можно сделать бесплатно
Портреты для Бессмертного полка можно сделать бесплатно
В Тюменской областной научной библиотеке стартует акция «На парад с портретом деда».
#Бессмертный полк
#память
#Великая Отечественная война
#библиотека Менделеева
#помощь
#9 Мая
Малыш не стал ждать и появился на свет в машине скорой
Малыш не стал ждать и появился на свет в машине скорой
Стремительные роды приняли опытные фельдшеры.
#роды
#скорая помощь
#медицина
#фельдшер