На розничную цену алкоголя ЕГАИС не влияет : Экономика : Вслух.ру : Новости Тюмень

На розничную цену алкоголя ЕГАИС не влияет

рубрика: Экономика

Автор:

Движение алкоголя от производителя к потребителю будет прозрачным.


C 1 января 2016 года все розничные магазины вне зависимости от торговой площади и товарооборота должны были подключится к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), которая призвана учитывать объем производства и оборота всех категорий спиртных напитков, включая пиво и слабый алкоголь.

Благая цель – сделать движение алкоголя от производителя к потребителю максимально прозрачным – натолкнулась на неприятие предпринимательским сообществом. Бизнес обвинил государство в ужесточении контроля и стремлении заработать на розничных магазинах в кризис – за установку системы платит, естественно, предприниматель. Обозреватель «Вслух.ру» попросил представителей контрольных органов и исполнительной власти региона рассказать о том, так ли страшен ЕГАИС как его малюют.

Свобода и ответственность

Несмотря на то, что ФЗ-182 обязывает розницу фиксировать в ЕГАИС закупку алкоголя с 1 января, данные о поставленном в магазин продукции должны быть внесены в систему до 20 апреля 2016 года (речь идет о закупка с 01.01.2016 по 31.03.2016). «Если по какой-то причине предприниматель еще не подключился к системе, никто не будет его наказывать вплоть до 20 апреля», – заверяет руководитель Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Уральскому федеральному округу Юрий Чащин.

Таким образом, розница получила отсрочку, чтобы привести свою деятельность в соответствие законодательству. Однако, если бизнесмен и дальше собирается торговать алкоголем, не подключаясь к ЕГАИС, его ждут серьезные штрафы: для юрлиц – от 150 до 200 тыс. рублей, и для должностных лиц – от 10 до 15 тыс. рублей. «Кроме того, если предприниматель думает, что он может три месяца проработать без подключения, а потом просто прекратить свою деятельность, он ошибается. Раз деятельность велась, значит он должен был продавать алкоголь в соответствии с законодательством», – уточнил представитель Росалкогольрегулирования.

Отметим, что имеются и другие льготы. Так, фиксации в ЕГАИС не подлежит розничная продажа алкоголя в поселках, численность населения которых менее 3 тыс. человек, и в которых отсутствует точка доступа в Интернет. Впрочем, перечень таких поселков должен быть определен законом субъекта РФ. Да и для внесения данных в ЕГАИС, по словам специалистов Росалкогольрегулирования, достаточно скорости 256 КБ/с – то есть подойдет мобильный интернет от любого из сотовых операторов.

Не так уж и дорого

Еще одна претензия от предприятий розничной торговли – затраты на установку системы. «Во-первых, сама программа скачивается бесплатно с сайта Росалкогольрегулирования. Во-вторых, необходимые для работы в ЕГАИС электронная цифровая подпись и G-карты стоят от 3600 до 5000 рублей», – объясняет Юрий Чащин. Не так уж и дорого.

К дополнительным затратам можно отнести покупку компьютера (если конечно, у кого-то еще его нет). Но требования к нему очень невысоки – и предприниматель, по мнению специалистов контрольного органа, может обойтись дешевой «машиной», стоимость 8–10 тысяч.

Впрочем, это затраты лишь первого этапа внедрения ЕГАИС. Пока что розничные магазины обязаны фиксировать лишь закупку алкоголя, а с 1 июля алкоголя 2016 года (в городах) и с 1 июля 2017 года (в сельской местности) будут должны регистрировать в системе еще и каждую бутылку, отпущенную потребителю. Для этого понадобится новое оборудование, которое должно быть установлено на кассах в торговом зале.

«Стоимость такого оборудования также варьируется от 6–9 тыс. рублей до 20–30 тысяч», – рассказал Юрий Чащин. Недорогой аналог вполне подойдет небольшим магазинам у дома. Кроме того, не обязательно устанавливать специальные сканеры на все кассы – например, в магазине можно сделать отдельный алкогольный отдел.

Начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрей Пантелеев считает, что в будущем установка ЕГАИС поможет предпринимателям сэкономить. «Розничные магазины обязаны обязаны ежеквартально декларировать продажи алкоголя. Автоматизация этого процесса приведет к сокращению временных издержек на заполнение документов, и, соответственно, к снижению затрат на оплату этого труда», – говорит он.

Динамика подключения

В целом, динамика установки ЕГАИС в регионе положительная. «Если на конец прошлого года к системе подключилось около 20% предпринимателей, то на прошлой неделе их было около 40%, к сегодняшнему дню уже 50%", – отметил Андрей Пантелеев. По его словам, многие предприниматели говорят о том, что вести дела стало намного проще – если раньше приходилось много работать с бумажными документами, то теперь документооборот между оптовиком и розницей проходит по сети.

Оптовые организации, отгружающие алкоголь розничным магазинам на территории Тюменской области подключены на 98%. Причем, по словам Юрия Чащина, оставшиеся 2% – это те предприниматели, которые приняли решение выйти из алкогольного бизнеса. То есть, показатель практически 100-процентный.

Лидер УФО по подключенности к системе – Свердловская область с показателем около 70%. Ситуация в остальным регионах идентичная Тюменской области. В среднем по федеральному округу ЕГАИС установили 56,6% розничных торговых точек.

Что получит потребитель?

После 1 июля каждый из нас, покупая бутылку вина к праздничному столу, сможет проследить полный путь продукта от производителя к конкретному магазину. Доступ к этой информации будет содержаться на чеке о покупке (ви виде QR-кода либо изображения). Таким образом, резко уменьшится шанс купить «паленый» алкоголь.

Что касается слухов о том, что алкогольный рынок отреагирует на внедрение ЕГАИС повышением цены на конечный продукт, то они безосновательны, уверяет Андрей Пантелеев. «На розничную цену алкоголя существенно влияют цены на спирт, стоимость бутылки, акцизы. Прямой связи между ЕГАИС и ценой на продукт нет. Да и затраты на внедрение не того уровня, чтобы повлиять на это», – заявил он.


Другие новости

27 января 2016 г.

реклама