Про студенческие истории мы читателям уже рассказали, теперь пришла пора взглянуть на сессию с другой стороны - глазами преподавателей. Какие они, нынешние студенты?
Один из самых веселых праздников — День студента, или Татьянин день — отмечается в России 25 января. О бесшабашных студенческих годах и историях, случившихся в этот период, многие вспоминают всю жизнь. Но мы решили подойти с другой стороны — и преподаватели тюменских вузов рассказали «Вслух.ру» о забавных и грустных случаях во время сессии, которые показательно характеризуют современного студента.
О разочаровании
— Собираюсь уходить из аудитории, время, отпущенное на зачёт, прошло. Кто хотел — тот пришёл. Вползает девица, смотрю на неё ласково, вдруг кто-то из непришедших, висяки мне не нужны. «Ой, говорит, вы мне зачёт поставите? Я вам все прислала». Я уточняю (у меня человек триста на сессию вышло): «А вы с какого курса», так как из сегодняшних мне никто ничего не присылал, установки такой не было. Девица осторожно спрашивает: «А у вас зачёт в 13.30?». Отвечаю: «Нет, в 11.30». Девица разочарованно: «Ну тогда мне к другому преподавателю, который в 13.30».
О полной уверенности
— Здравствуйте, Тамара Григорьевна! Поставьте, пожалуйста, зачет, я ходил на все ваши пары.
—Здравствуйте, я — Ирина Михайловна.
Об ударении на согласный
— Было дело, когда студент-заочник с непоколебимой уверенностью утверждал, что русское ударение может падать на гласные и согласные. Когда я попросила привести пример ударения на согласный, очень долго думал. В итоге, правда, пришёл к умозаключению, что это невозможно. В другой раз два студента-заочника просили льготного отношения к ним на зачёте, потому что они — участники боевых действий и «кукушка у них отбита» (цитата). Но это не смешно, а, скорее, грустно.
О неизвестности
— Помнятся случаи, когда студенты, особенно заочники, идя на экзамен, не представляют себе, какую дисциплину они сейчас будут сдавать. Потом выкладывают скриншоты своих диалогов об этом в соцсетях. Я где-то даже сохранила один.
«Мы даже не знаем, в каком кабинете»
«Мы даже не знаем, как предмет называется».
Еще есть история, не моя, а моей коллеги. Назовем ее Ириной Гофман. Однажды ее студенты, уходя с зачёта, забыли тетрадь на парте. Ирина Николаевна говорит оставшимся ребятам: «Кто-то из вашей группы тетрадь забыл, возьмите». На что студент отвечает: Нет, не из нашей группы кто-то, это какая-то Гофман. Часто студенты пишут на тетради имя своего преподавателя, а свое — нет.
О сахаре и зачетке
— Один студент, чтобы хорошо сдать сессию, выполнил некий «общажный» ритуал по привлечению хорошей оценки на экзамене. Видимо, насыпал сахара в зачетку и в полночь сдул его в форточку с мыслями об успешной сдаче. Сахар он выдул, очевидно, не весь: когда я открыл зачетку, мне на пиджак высыпалось изрядное количество сахара. Другой сдавал экзамен по предмету «зоология беспозвоночных». Ему попался вопрос про иглокожих животных. Он был совершенно не готов и не знал, что отвечать. Он смог выдавить из себя лишь следующее; «Звезда…, морская звезда». Нахожу это забавным, но, возможно, не всем зайдет.
Об африканских родственниках
— Сейчас студенты сессию почти не сдают, так как была введена балльно-рейтинговая система. Разве что эта история… У нас повысился процент иностранных студентов. Принимаем всех желающих из разных стран. Особую когорту составляют африканские студенты. Один такой студент каждый раз, когда находится на грани получения тройки по какому-либо предмету, рассказывает разным преподавателям о смерти своих родственников. Но поскольку никто не проверял, правда это или нет, мы не можем однозначно списать это на манипулятивные тактики студента. Но тенденцию все же заметили.
О студенческом потоке
— В начале семестра мне дали список, в котором было 27 человек. На первой паре в аудитории сидели… пятеро. Я их отметила, начали заниматься. Спрашиваю: а где остальные? «Ну вы подождите, они к концу года обязательно подтянутся». Прихожу на вторую пару — там сидит уже семь человек. Но самое смешное — это другие люди! Окей, я повторила для них большую часть прошлого занятия. В третий раз состав снова изменился. В итоге мне три пары подряд пришлось говорить одно и то же.
Пророчество студентов сбылось: на последней паре был просто рекорд, полная аудитория. Но пять человек, которые ни разу не появились, пришли на зачет. Одна девочка сидела в сторонке, дождалась, пока все ушли, и сказала мне тихим заговорщическим голосом: «Вы знаете, я разочаровалась в профессии, это не мое. Поставьте мне, пожалуйста, зачет». Я так посмотрела на нее, сказала: «Ладно, давайте не будем мучить друг друга» и зачет ей поставила.
Об обмане
— Печальный опыт общения со студентами во время сессии случился у меня спустя более пятнадцати лет педагогической практики. Обычные дела: сессия, напротив меня студент, который подготовился из рук вон плохо. Я сообщаю ему, что выше «тройки» он не заслуживает, да и это подарок. Парень огорчается и просит меня войти в его положение: он учится на бюджете, получает стипендию и еще социальную стипендию, как малообеспеченный. И если я поставлю ему «три», он лишится всего, что для его жизни означает полный крах. Он, честно глядя мне в глаза, обещает, что, как только сдаст сессию, выучит мой предмет, придет и оправдает «4». Не знаю, почему, но сердце мое дрогнуло. Шли годы… Студент тот, кажется, уже закончил вуз, но подтвердить свою «4» так и не пришел. Пару раз он встретился мне в коридоре и даже поздоровался. Я не жалею, что поверила ему. Немного жаль других студентов: им-то мне хочется верить.
Чтобы почитать реальные истории студентов, можно зайти в материал «Вслух.ру» — «Близнецы на экзамене и халявная четверка: реальные студенческие истории тюменцев».