Сегодня исполняется ровно 37 лет с того дня, когда в действие был введен крупнейший в мире нефтепровод «Дружба», без которого невозможно представить себе экономику Тюменской области. Его протяженность составила около 5 тысяч километров, на территории России он пролегает через 8 областей и 32 района. «Система нефтепроводов „Дружба“ поражает своим величием: магистраль пролегла через Волгу, Оку, Припять, Днепр, Днестр, Вислу, Дунай и сотни малых рек. Она пересекла Полесские болота, Карпатские горы, сотни автомобильных и железных дорог», — отмечает Александр Пейганович, руководитель ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» с 1989 года.
«Общая протяженность именно наших магистральных нефтепроводов диаметром 720-1220 мм составляет более 3,8 тыс. км, ежегодный грузооборот — около 70 миллиардов тонно-километров. Согласно проекту, еще в 1964 году Брянск как географический центр магистрали (тысяча километров до Самары, столько же до Львова) был утвержден местом, откуда должны были управлять трубой. После распада Союза я, ощущая угрозу развала „Дружбы“, сделал то, что надлежало по проекту… За мной в Брянск последовали 12 специалистов, полторы сотни пришли уже здесь: все они составили костяк аппарата управления. При его формировании старался не допустить антагонизма в коллективе и считаю, что эта цель достигнута.»
Как подчеркнул Александр Пейганович в интервью журналу «Трубопроводный транспорт нефти», за годы «работы уже в СНГ у нас сложились нормальные производственные отношения с предприятиями Белоруссии и Украины. Не было случая, чтобы не выполнялись взаимные обязательства по поставкам нефти на нефтеперерабатывающие заводы вообще и на экспорт в дальнее зарубежье в частности. Четкая работа прослеживается во всем, поскольку каждый понимает, что именно от него зависит общее благо. С таможней, правда, были разногласия, поскольку нефть, уходящая из России, учитывалась по старым стандартам. Поставили новое оборудование учета на пограничной ЛПДС „Унеча“, обучили людей. Новый узел учета теперь ничем не уступает действующему в Польше.»
Александр Пейганович убежден, что за магистралью нужен постоянный, более чем за любым другим хозяйством, контроль. «И мы относимся к этому очень серьезно. Служба воздушного патрулирования „Дружбы“ регулярно осматривает 1250 километров трассы нефтепровода, бригады водолазов совместно с аварийной службой обследуют подводные переходы. Мы создали службу спасателей, обучаем людей на специальных курсах, организуем учения по ликвидации аварий. Запаслись различными механизмами, аварийными средствами на случай беды. И всячески стремимся ее предотвратить…Обследовали около семи тысяч километров. Полностью завершили дефектоскопию в 2000 году.»
По мнению Александра Пейгановича, нефтяник — «это действительно профессия мужская. В летопись „Дружбы“ вписаны имена замечательных нефтетрубопроводчиков, наших профессионалов: А. Андреева, В. Дикмарова, В. Лизунова, А. Обыденного, О. Чербуленаса… Тем не менее у нас трудится и более семисот женщин. Тонкую работу делают они и делают очень ответственно. А когда прекрасные дамы рядом, то и мужчины стараются себя показать…»
Пожелаем в этот день нефтяникам-трубопроводчикам дальнейших профессиональных успехов!