Необходимость создания банка качества нефти еще не назрела, — заявил накануне в Москве зампредседателя правительства Башкирии Альберт Харисов, комментируя возможность и последствия введения в России такого банка.
Он отметил, что технология применения в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) банка качества нефти оправданна и технологически отработана. В рамках КТК этот проект функционирует эффективно, потому что основной объем транспортируемой по трубопроводам консорциума нефти — высокого качества, в вопросе расчетов цены на нефть при выходе из трубы существует определенная привязка этой цены к экспортной смеси. В России по ряду причин цена на нефть по регионам не установлена.
Возможность использования механизма банка в России осложнена еще и тем, что, в отличие от КТК, на транспортировку нефти по системе трубопроводов АК «Транснефть» претендуют 160 участников.
Банк качества нефти в КТК выгоден, прежде всего, акционерам консорциума, добывающим нефть в Казахстане. По трубопроводной системе КТК транспортируется не только высококотируемая в Европе тенгизская нефть, но и менее качественное российское сырье, принадлежащее «ЛУКОЙЛу» и «Роснефти», — сообщает «Нефтегаз.Ру».
Трубопровод КТК протяженностью 1580 км построен международным консорциумом, в котором правительству России принадлежит 24% акций, правительству Казахстана — 19%, Султанату Оман — 7%. Еще 50% акций консорциума делят между собой компании Chevron — 15%, LUKARCO B.V. — 12,5%, Роснефть-Shell и Mobil — по 7,5%, Agip International и BG Overseas — по 2%, Казахстан Пайплайн и Oryx — по 1,75%.