В аппарат премьера Михаила Касьянова в среду поступило письмо, подписанное руководителями пяти крупнейших нефтяных компаний. После того как глава правительства дал понять, что задуманное ими детище — Мурманская трубопроводная система — не станет частным проектом, нефтяники выдвинули государству два условия: отменить равнодоступность к трубопроводу и установить неизменно низкие тарифы на транспортировку нефти.
Письмо на имя Михаила Касьянова подписали президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, глава «ЮКОСа» Михаил Ходорковский, исполнительный директор ТНК Герман Хан, президент «Сибнефти» Евгений Швидлер и недавно примкнувший к четверке инициаторов проекта гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов.
Меморандум о строительстве нового частного экспортного направления с возможными поставками нефти в Америку нефтяники подписали в конце прошлого года. В начале января Касьянов разрушил мечты нефтяников, заявив, что все новые трубопроводы на территории России останутся в собственности государства. Впрочем, эксперты сразу давали прогноз, что нефтяники так просто не сдадутся. Тем более что государство, заинтересованное в расширении экспорта для пополнения бюджета, силами одной государственной «Транснефти» не обойдется.
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-службе «Транснефти», сейчас рассматривается два варианта маршрута трубопровода: Западная Сибирь-Ухта-Мурманск протяженностью 3600 км и Западная Сибирь-Уса-Мурманск (через Белое море) протяженностью 2500 км. Стоимость первого оценивается $ 4,5 мрлд, второго — $ 3,4 млрд. Мощность трубопровода должна составить 80−120 млн тонн нефти в год.
В среду нефтяники сформулировали компромиссное предложение. Как сказали «Известиям» в одной из компаний, они готовы отказаться от частной трубы и работать с оператором (скорее всего с «Транснефтью»), но для этого правительство должно выполнить одно условие, а нефтяники в свою очередь готовы даже поступиться таким завоеванием, как равноправный доступ к трубопроводу. «Считаем целесообразным рассмотреть вопрос об изменении принципа равнодоступности к государственной системе магистральных нефтепроводов для российских производителей нефти, являющихся инвесторами вновь строящихся трубопроводов, а также о создании системы регулирования тарифов за прокачку нефти для обеспечения окупаемости инвестиций в запланированные сроки», — говорится в письме глав компаний.
Другими словами, каждая нефтяная компания хочет экспортировать по трубопроводу количество нефти, пропорциональное объему вложенных в проект средств. Так, по 20 млн тонн нефти берут на себя «ЛУКОЙЛ» и «ЮКОС», по 10 млн — «Сибнефть» и ТНК и 12 млн — новый участник проекта «Сургутнефтегаз».
Предсказать реакцию правительства на эти предложения пока не берется никто. Ранее нефтяники уже обращались к вице-премьеру Виктору Христенко с просьбой посодействовать в расширении существующих экспортных возможностей, но график экспорта нефти на этот квартал остался неизменным.
В среду вице-премьеру досталось еще одно письмо. Те же действующие лица (с добавлением президента «Транснефти» Семена Вайнштока и за исключением «ЛУКОЙЛА») предложили Виктору Христенко увеличить мощность «Транснефти» на 15 млн тонн, объединив два параллельных участка нефтепровода: Сургут-Полоцк и Холмогоры-Клин. По расчетам компаний, дополнительная выручка от такого увеличения составит $ 800 млн.