Алексей Райдер: Все, что в пределах образовательного стандарта, нельзя преподавать за деньги : Беседы : Вслух.ру : Новости Тюмень

Алексей Райдер: Все, что в пределах образовательного стандарта, нельзя преподавать за деньги

На сайте интернет-газеты «Вслух.ру» состоялась онлайн-конференция с участием директора департамента образования и науки Тюменской области Алексея Райдера.
Новости > Беседы

Во вторник, 12 ноября, на сайте интернет-газеты «Вслух.ру» состоялась онлайн-конференция с участием директора департамента образования и науки Тюменской области Алексея Райдера. Он рассказал о том, что изменилось и изменится в системе образования, а также развеял мифы, популярные среди родителей школьников.

С 1 сентября 2013 года в России действует Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Некоторые положения вступят в силу с 1 января 2014 года. Новый закон внес значимые изменения в систему образования в Российской Федерации. Отметим лишь малую часть: дошкольное образование стало первым уровнем в системе общего образования; закрыть сельскую школу можно только с одобрения сельского схода; мониторинг эффективности вузов теперь обязательное и ежегодное мероприятие; меняется система профессионального образования; в компетенцию образовательной организации включается установление требований к одежде обучающих.

– По новому закону индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов может быть только в средних и старших классах. То есть, конкурсный отбор в первый класс в гимназии противозаконен и должны принимать всех. Так ли это?

– Да, абсолютно верно. Я не отнесу это к категории новелл вступившего в силу закона, такое было и раньше. Каждое общеобразовательное учреждение, в том числе реализующее и углубленное обучение, должно, в первую очередь, решать государственную задачу – обеспечение доступности общего образования для детей, проживающих на конкретной территории.

Это осталось и в новой редакции закона. Единственное, в законе теперь появилась норма, позволяющая проводить индивидуальный отбор на старшей ступени. Какая бы школа где ни находилась, каким бы статусом она не обладала, приоритетно, безо всяких вступительных испытаний она должна зачислять детей, проживающих на закрепленном за ней участке. Это норма федерального закона и она не подлежит какому-либо другому толкованию.

В сегодняшних условиях в тех же гимназиях проводятся не конкурсные отборы, а собеседования с детьми. Гимназия все-таки реализует профильное обучение. Тот или иной класс на параллели предусматривает реализацию определенного профильного курса обучения, поэтому необходимо собеседование с ребенком для определения его психотипа. Особенно на стадии начальной ступени образования.

Каждый родитель жаждет, чтобы по психотипу ребенку было удобно начать общение с соответствующим педагогом. Мы продолжаем, как и в предыдущие годы, наставлять родителей и в случае, если появляется конкурсный отбор на обучение по программам гимназии или лицея, обращаться к нам. Это прямое нарушение прав родителей и ребенка.

Если вопрос задан о конкретной ситуации, я рекомендую обратиться к нам в департамент, мы рассмотрим ее и обязательно примем меры.

– Понятие «образовательное учреждение» заменено на «образовательная организация». Зачем? Какую цель преследовали законотворцы?

– Я могу предположить, как рассуждали законотворцы, но уверен, что так и есть. На самом деле сегодня закон об образовании более сопоставлен, в целом, с гражданским законодательством Российской Федерации. Законом предусмотрено, что образовательную деятельность может осуществлять более широкий круг юридических лиц, образовательных организаций, а не только образовательных учреждений. Само по себе учреждение по типологии – это организация, которая учреждается органами местной исполнительной власти. Тем самым ограничивается потенциальный круг лиц, оказывающих образовательные услуги.

До сих пор подразумевалось, что любые другие организации не могут предоставлять гарантированные законом образовательные услуги. Это несоответствие устранено, потому что более принципиальным является наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности. Это необходимый инструмент контроля и надзора. Теперь становится не принципиальным – учреждение это, либо частная организация, имеющая образовательную лицензию и право на законном основании осуществлять эту деятельность.

– Образовательные стандарты определяют список предметов и количество часов, которые будут являться обязательными к изучению и бесплатными. Какие предметы входят в список и в каком количестве?

– Этот вопрос продолжает волновать многих родителей. На самом деле стандарты и определили перечень областей, обязательных к изучению. Просто существуют стандарты разного уровня, начальной школы, основной школы, среднего общего образования. На память я не отважусь называть их, но заверю каждого читателя, что весь привычный нам набор областей знаний сохранен на каждом уровне стандартов. То, что они в стандарте, – это гарантия их бесплатной реализации.

Постановлением правительства теперь уточнены требования к оказанию платных образовательных услуг, что тоже не исключается в деятельности каждой образовательной организации. Сейчас эти требования ужесточились, черным по белому написано, что платные образовательные услуги могут оказываться лишь сверх стандартов. И это точно не предметы общеобразовательного цикла дисциплин. Это не привычные нам русский, математика, алгебра, иностранные языки, география, история и другие.

Каких либо рисков, в том числе в новом законе, в том, что часть образования станет платной, – нет. Стандарты тоже утверждены, они есть в открытом доступе и каждый родитель может с ними ознакомиться.

– Я так понимаю, что родители переживают, как бы у разных детей в одном классе не получилось разного уровня знаний. Вполне может оказаться, что это сильно проявится и может повлиять на результаты ЕГЭ…

– Это вопрос качества преподавания и образования в целом, у нас в стране и в регионе. Это зависит от умения преподавателей организовать и администрировать процесс таким образом, чтобы в пределах отведенных часов стандарт выдавался и усваивался ребенком как конкретные знания, умения и навыки. Дискуссия эта будет постоянной, другое дело – закон, который не создает ситуации, в которой что-то будет изъято из гарантированного объема образовательной деятельности.

К сожалению, родители всегда настроены на потенциальную компенсацию того, что их ребенку чего-то вдруг недодают. Я такой же родитель. Благо сегодня каждый родитель заинтересован в качественном образовании своего ребенка. Из-за этого мы загружаем своих детей секциями, кружками, репетиторством. Это не должно являться панацеей. Задача департамента образования и науки Тюменской области в том, чтобы в рамках времени, отведенного на реализацию стандарта, каждому ребенку стандарт давался. А все остальное – это досуг и дополнительное развитие ребенка. Мы должны обеспечить готовность ребенка к итоговой аттестации в обязательном порядке в каждой школе.

– Я уверен, что вы сейчас успокоили какую-то часть родителей…

– А я уверен, что никого не успокоил. Каждый родитель будет продолжать переживать за своего ребенка и абсолютно обоснованно. Но, у нас, как у родителей, должно быть четкое понимание, что условий для ущемления прав ребенка на образование стандартами и законом не задано. Все остальное – наша заинтересованная совместная работа.

– Педагогические работники имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Пенсия за выслугу лет отменена?

– Вообще, терминологически, пенсия за выслугу лет потому и назначается педагогическим работникам досрочно, что они выслуживают меньшее количество лет. Это и является досрочной пенсией. Нет никакой замены, педагоги, как и раньше, имеют право на досрочное пенсионное обеспечение. Льготы сохранены и в законе об образовании, и в законе о социальной поддержке. Это принципиально.

– По новому закону учитель может оказывать платные образовательные услуги школьникам, но только если это не приводит к конфликту интересов. Очень непонятная формулировка, расшифруйте, пожалуйста, что она значит. В каком случае учитель может брать деньги, а в каком – нет?

– Хорошо, что состоялись предыдущие вопросы про стандарты и качество платных услуг. Отвечать удобнее. Выход на категорию термина «конфликт интересов» – это тоже уровень гражданского законодательства. Я бы трактовал его следующим образом: педагог, который должен работать с конкретным классом и дать ему определенный объем знаний в соответствии с должностными обязанностями по предмету «химия», не вправе, компенсируя собственную недоработку (не дай бог, еще и усугубляя ее припугиванием ЕГЭ), навязывать ребенку и его родителям репетиторские услуги.

Ввиду того, что такие ситуации возникали в практике Российской Федерации, законодатель урегулировал эту тему более предметно. Попытки педагога за деньги оказать услугу, которую он должен и так оказать на общем основании, будут пресекаться. Родители имеют возможность сообщать о таких попытках, и каждая из них будет рассматриваться.

В пределах принятых стандартов есть исчерпывающий набор возможностей, чтобы каждого ребенка, даже отстающего, подготовить по конкретным темам. Это внеаудиторная занятость педагога, необходимость дополнительной работы с отстающими учениками и их семьями. Все это прописано в стандартах. Все, что в пределах стандарта, нельзя дать за деньги.

– Слышал, что вырастет количество бюджетных мест в вузах, правда ли это?

– Я тоже слышал. Бюджетные места в вузах распределяет и доводит федеральное Министерство образования и науки на условиях открытой конкурсной процедуры. По субъектам РФ объявляются плановые цифры приема, каждый вуз заявляется на конкурс и конкурирует с коллегами. Министерство в итоге определяет, кому отдать те или иные цифры, с учетом выпусков предыдущих лет, качества трудоустройства и подготовки специалистов.

В этих условиях трудно сказать, что в Тюменской области цифры приема на высшее профессиональное образование будут расти. Демографическая ситуация позволяет претендовать на их последующее увеличение, детей становится все больше. Другое дело, выиграют ли эти места вузы Тюменской области или близлежащего Екатеринбурга. Это большой вопрос.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что вузы конкурируют за цифры, вместе с тем демонстрируя качество подготовки. Каждый ребенок имеет право претендовать на поступление на бюджетное место как в Тюмени, так и за ее пределами.

– Раньше это было действительно распространенной практикой, уехать учиться в другой город.

– И сегодня такая практика имеет место. Я не скажу, что в массовом проявлении, но каждый абитуриент соизмеряет свои способности с требованиями. Нынешняя вступительная кампания не была исключением: ребята, закончившие школы Тюменской области, поступали в Екатеринбург, Челябинск, Санкт-Петербург и Москву. В Омск, Новосибирск ребята также активно стараются поступать.

Как правило, им это удается. Уровень подготовки в наших школах претендует не только на соответствие требованиям тюменских вузов.

– Отныне дошкольное образование объявлено первой ступенью общего, однако в садах Тюмени наблюдается такая картина: группы уплотняются, причем к старшим детям «подселяют» совсем малышей. А как же образовательные программы, если в группе разновозрастные дети? Как будет выглядеть выпуск детей из сада, если семилетние пойдут в школу, а пятилетки из той же группы перекочуют в другие группы?

– Очень многоаспектный вопрос. Закон об образовании призывает вычленить уровень дошкольного образования как первую ступень общего. Это массовое погружение в процесс дошкольного образования каждого ребенка, как минимум, в возрасте от трех до семи лет. Ребенку в этом возрасте необходимо комплексное развитие, развитие в среде сверстников, а не только в домашних условиях.

В советской системе дошкольного образования, когда этот уровень не имел такой обособленности, и в сегодняшней системе ребята всегда имели возможность обучаться в условиях разновозрастных групп. Это есть и в санитарных нормах и правилах советского периода, и в приказе федерального министерства образования и науки.

Я, конечно, однозначно заявлю, что массовой практики создания и функционирования разновозрастных групп сегодня нет. Это действительно встречается, в том числе и по инициативе родителей.

Я, например, отношусь к категории родителей, которые считают, что ребенок младшего дошкольного возраста, попадая в чуть более старший коллектив, развивается еще быстрее. У него появляются дополнительные мотивационные факторы и в развитии речи, и в развитии физиологических способностей. Он подтягивается до своих старших товарищей по группе. Мой ребенок ходит в группу, где дети, в основном, постарше его.

Когда сад предложил мне такие условия, принимая во внимание ситуацию, что большему количеству детей нужно предоставить возможность попадать в дошкольные группы, я отнесся к этому с пониманием. Более того, я получаю от этого удовлетворение, я вижу, что мой ребенок развивается в более комфортных условиях.

– Что же так настораживает родителей?

– Родителей настораживает, как быть с выпуском группы. Это не вопрос. Ребята, достигшие возраста поступления в школу, перейдут на уровень школьного образования. Ребята, соответствующие по уровню дошкольному образованию, останутся в пределах организации.

Разница школьного и дошкольного образовательного стандарта, который утвержден министерством образования 30 октября, в том, что к ребенку по завершению образовательной программы не предъявляются требования к обученности. Он не должен ничего сдавать, предъявлять набор конкретных знаний с тем, чтобы мы имели возможность их зафиксировать.

Во время получения дошкольной образовательной услуги ребенок лишь развивается по четырем направлениям, предусмотренным стандартом: художественно-эстетическому, физическому, развитию речи и общесоциальных компетенций. Он должен понимать, что живет в коллективе, должен себя обслуживать, определиться в своей роли в семье, в обществе. Я считаю, что это можно реализовывать в любых условиях. Я бы не драматизировал.

– Новым законом об образовании установлено, что размер платы за пользование жилым помещением и коммунальными услугами в общежитии определяется локальными нормативными актами образовательных организаций, принимаемыми по согласованию с органами студенческого самоуправления и студенческими профсоюзами. В прежнем законе говорилось, что плата за общежитие не должна превышать 5% от стипендии. В Московских вузах уже были прецеденты, когда студентам пришлось отдавать за общежитие всю месячную стипендию. Как обстоят дела в наших вузах? Не возникает ли у них желание заработать на студентах, и кто будет контролировать ситуацию?

– Ситуация, произошедшая в московских вузах, а это, действительно, злободневный вопрос, – это исключение из нормы. Уж точно не закон благоволил тому, чтобы все так распоясались и вдруг кратно повысили размер платы за пользование комнат в общежитии.

Видимо, некоторые руководители вузов почувствовали, что получают свободу, хотя в таком случае нужно понимать, что ты рубишь сук, на котором сам же сидишь, будучи руководителем.

У нас в Тюменской области таких прецедентов не было, та техническая привязка к максимальному размеру доли стипендии должна просто трезво администрироваться каждым ректором, что и произошло в нашем регионе. У нас не было роста платы за общежитие, сегодня по городу в вузах она составляет в пределах 1 тыс. 200 рублей. Это вполне вменяемый размер по-сравнению с рынком жилья внаем. Ребята к этим суммам привыкли, они не являются для них зловещими. Целей по их несанкционированному росту вузы не преследуют.

У нас действует норма, согласно которой плата за наем общежития в государственных образовательных учреждениях не должна превышать платы за наем в муниципальном секторе. Эти расценки утверждает муниципалитет Тюмени для своего маневренного фонда, они очень лояльны. Наши учреждения не имеют права превысить эту планку. Студентам я гарантированно заявлю, что их не ждут катаклизмы в данном вопросе.

Министерство образования среагировало на ситуацию в Москве, отработало с каждым вузом, исключены все факторы, способствующие повышению платы.

– Как завершился процесс введения формы? Подвели ли вы итоги? Большинство школьников носят специально сшитые костюмы или любую одежду строгих цветов? Какие цвета чаще выбирают?

– Начнем с цветов. Конечно, они у нас пока не праздничные. Это условия жизни, все определяет практичность. Цвет должен быть немарким. Поэтому цвета серые, темно-фиолетовые, черные в сочетании с некоторыми яркими вкраплениями. Но это в том случае, когда школа принимала решение о пошиве.

В сельской местности Тюменской области в большинстве случаев школы сошлись на покупке родителями элементов одежды, соответствующих требованиям. Коллективы решали, что не будет конкретной формы, прописывали это в положениях. Каждый родитель выбирал фасон по карману и наличию в торговой сети.

У нас достаточно мало случаев, когда школы решили шить форму. Я бы не сказал, что Тюменская область массово пошла по пути индивидуального пошива форменной одежды. Родители не поставлены в ситуацию, когда нужно пойти и потратить колоссальные деньги на пошив. Поэтому я считаю, что у нас процесс прошел адекватно, контролируемо.

В каждой школе сегодня соблюдаются требования к одежде, установленные в этой конкретной школе. Коллапса не возникло.

– Часто можно слышать, что проблема с устройством в детсады детей в области решена. Но считаете ли вы нормальной ситуацию, когда на одного педагога в группе приходится по 30 детей? Не кажется ли вам, что это просто опасно?

– Конечно, не претендую на то, что после моего ответа все зрители скажут: «О, наконец-то, убедил!» Поэтому даже не буду стараться убеждать. Вместе с тем, исходя из практики, могу с уверенностью заявить каждому родителю, что 30 детей – это не на воспитателя, а на групповую ячейку детского сада по списочному составу. Так устроена жизнь в дошкольном возрасте, что ни в один из дней работы детского сада 30 детей списочного состава группы не приходят в группу одновременно.

И это действительно так. Средняя посещаемость групп – 70%. Поэтому не возникает ситуации, когда на плечи воспитателя одновременно свалились 30 детей. Во-первых, больничные листы ребенка, во-вторых, некому отвезти и он остался у бабушки. Ни в одном саду нет посещаемости выше 70%.

Отказываться брать детей, которые тоже должны начать посещать дошкольную организацию, в сложившихся условиях, несправедливо. Мы не построим одновременно еще 25 детских садов. Когда простаивают группы ввиду их малой наполняемости, мы не имеем права держать других родителей в очереди.

В то же время в регионе активно продолжают строить детские сады. На этой неделе будет вводиться в эксплуатацию уже двенадцатый детский сад. Это называется: по саду в месяц. Мы просто должны относиться к ситуации с пониманием. Главное – угрозы жизни и состоянию здоровья детей нет. Каждое утро мы отдаем ребенка в надежные добрые руки, этим рукам доверяем и забираем ребенка вечером, как и было всегда.

– В ситуации, когда в Тюмени становится все больше частных детских садов, могут ли они в будущем рассчитывать на поддержку властей?

– Да, несомненно. Обязанность государства – обеспечить детскими садами детей от трех до семи лет, ухватить их, создать условия, для того, чтобы они развивались. Муниципальная или государственная система детских садов никогда не была ориентированна в массовом порядке на детей меньшего дошкольного возраста.

Работать с этой категорией детей труднее, потому что с ними очень много хлопот. Действительно, в таком возрасте группы должны быть по десять человек, чтобы за всеми успевать следить. Как раз в этой нише сегодня государство очень востребовано. И главное, у родителей высокий уровень доверия к этому сектору.

С 1 января 2014 года по новым нормам закона об образовании имеющие в нашем регионе лицензию негосударственные дошкольные организации будут получать средства областного бюджета на образовательную программу на равных условиях с государственными организациями. Теперь каждый родитель имеет право, если ему по месту жительства намного ближе частный детский сад, либо там просто комфортнее, сделать свой выбор в его пользу. Из бюджета Тюменской области за его ребенком и сюда придут деньги.

Другое дело – присмотр и уход, являющийся услугой центра, будет оплачиваться родителем. Мы можем лишь компенсировать часть родительской платы, как делаем в муниципальных садах. Размеры компенсации – 20, 50 и 70% за первого, второго и третьего рожденного ребенка соответственно. Но все же плата для родителей в частном секторе будет несколько выше.

– Перед тем как начать работу, они же должны получить лицензию?

– Да, но именно поэтому при выборе частного детского сада каждому родителю теперь необходимо обратить внимание на наличие лицензии на образовательную деятельность. Множество центров действует без лицензии, они регистрируются как юридические лица, при этом не заявляя при регистрации, что будут вести образовательную деятельность.

Они заявляют, что будут предоставлять родителям услуги по развитию ребенка не образовательного характера. Это, к примеру, студия Монтессори, студии-развивайки, в которые обращаются родители. Но, если они не имеют лицензии, деньги областного бюджета на образование конкретного дошкольника туда не придут.

Согласно закону о защите прав потребителей на главном стенде любой образовательной организации должна висеть лицензия. Если руководитель по какой либо причине не размещает ее на доступном видном месте, значит ему уже есть что скрывать. И уж точно не родитель должен спрашивать лицензию.

– Решена ли в школах области проблема нехватки учителей иностранного языка?

– Такая проблема будет ежегодной, жизнь же не стоит на месте. Кто-то из учителей иностранного языка, каким бы замечательным ни был, выслуживает досрочную пенсию. Кто-то просто меняет планы и уходит из профессии. Нам свойственно влюбляться в того или иного учителя, равно как и директора. Но потом, в силу разных обстоятельств, возникает потребность в новом учителе иностранного языка, равно как и в любом другом учителе.

У нас не может быть, чтобы проблема решилась раз и навсегда. Она будет возникать постоянно. Но на начало учебного года мы закрыли все вакансии. Действительно, по лету многие учреждения имеют вакансии по разным предметным областям, но именно за лето они их закрывают, потому что в это время выпускаются новые специалисты педагогических вызов региона, к нам приезжают претенденты из других регионов, так как у нас более привлекательная заработная плата.

Нынешнее лето позволило нам качественно закрыть вакансии. На вакансии учителя иностранного языка, учителя начальной школы, математики и русского языка нынче был конкурс. На место было по 3–5 претендентов, и директор школы даже имел возможность выбирать, чего не было несколько лет назад.

В сельской местности такой вопрос более актуален. Все мы знаем, что любая девушка, заканчивающая педагогический вуз, уж точно не мечтает поехать в сельскую местность, чтобы всю жизнь провести там. И это тоже человеческие потребности.

Вместе с тем, сегодня действуют государственные программы распределения выпускников, обязанных отработать определенное время в образовательных учреждениях, если они учились на бюджете. Есть муниципальные программы предоставления жилья, хотя бы внаем. Заработная плата сегодня тоже мотивирует на выбор в пользу села, мы сохранили все надбавки и зарплаты. Конечно, вопрос продолжает требовать решения, но острота проблемы снята. Если 10 лет назад в сельских школах, как правило, если и был иностранный язык, то немецкий, то сегодня это и английский должного качества преподавания.

– Видимо, люди переживают, что если какой-то период будет пропущен, то нагнать его потом сложнее.

– Совсем недавно в моем блоге написали вопрос: «У нас уже полтора месяца назад должен был начаться английский язык. Но его еще не было, учительница болела. Как же так, успеем ли мы нагнать программу?» Я, пользуясь случаем, хочу успокоить родителей. В то время, когда по причине отсутствия учителя не проводятся уроки, в эти часы встают предметы других частей образовательного стандарта. То есть, чаще, к примеру, проводится математика. Поэтому, когда, наконец, появится учитель английского, определенное время будет чаще проводиться английский язык.

– Как работает созданный на базе ТГАМЭУП институт по повышению квалификации?

Какие-то выводы делать рано. И не институт повышения квалификации, а центр дополнительного профессионального образования. Я бы сказал, что мы удовлетворены началом работы в этом направлении. С 1 сентября академия приступила к реализации программ повышения квалификации (курсовые занятия по 72 часа и семинарские программы по 8–16 часов). До этого весь летний период коллектив академии ответственно прорабатывал программы, к которым предъявляются очень жесткие требования. Первые выпуски и отзывы слушателей свидетельствуют о том, что работа проведена достойно.

Я уверен, что это только начало пути и коллектив академии будет продолжать достойно двигаться в этом направлении. На днях мы разговаривали с Николаем Федоровичем Гольцовым, и.о. ректора академии, о перспективах расширения направлений, тематик подготовки. Есть четкое видение в рамках программы развития этого вуза, как эта деятельность будет устроена в ближайшее время. По крайней мере, первый блин комом не вышел, за что большое спасибо педагогическому коллективу. Нам не стыдно за то, как академия выполнила эту задачу.

* Кстати, теперь у нас есть Telegram-канал.
Интересные истории, байки из редакции и авторские колонки. Подписывайтесь – @vsluh_ru*


Последние новости


реклама
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description