Михаил Малишевский: Общество ждет качественных врачей : Интервью : Вслух.ру : Новости Тюмень

Михаил Малишевский: Общество ждет качественных врачей

| Интервью
Беседовала Татьяна Криницкая

Наша задача, чтобы выпускники ошибались как можно реже, считает декан лечебного факультета ТюмГМА Михаил Малишевский.


В медицину должны идти избранные, люди, искренне желающие помогать пациентам, считает декан лечебного факультета ТюмГМА Михаил Малишевский. Тогда качество оказания медицинских услуг будет на высоте. В академии стараются расширить возможности получения студентами качественного образования. Например, в прошлом году вуз заключил договор по студенческому обмену со Страсбургским университетом. Одна из студенток четвертого курса лечебного факультета сейчас посещает лекции и семинары французских профессоров. Нынче желающих отправиться на обучение за границу перевалило за дюжину. В интервью нашему изданию Михаил Владимирович рассказал о том, как такая поездка может изменить мировоззрение студентов, что нужно, чтобы быть хорошим врачом и какова важность объективной оценки знаний будущего медработника.

— Вернувшись, они поймут, что мир – без границ, что выпускники с тюменским медицинским образованием могут работать в любой стране. Важно не столько где ты получаешь образование (хотя это тоже имеет большое значение – научные школы, квалифицированные преподаватели и т.д.), сколько чему ты научился, что умеешь.

— Думаете, это повлияет на качество образования будущих врачей?

— Безусловно. Недавно я вернулся с конференции, посвященной инновационным обучающим технологиям в медицине. Одна из проблем, которую мы обсуждали, – несоблюдение практикующими врачами стандартов оказания медицинской помощи.

— Какие причины этой проблемы?

— Страдает базовое образование. И начинается все с того, что в медицину должны идти избранные и отбор необходимо проводить самым тщательным образом. В этом году за парты медвузов страны сели лучшие выпускники школ. Средний бал ЕГЭ поступающих равен 75,4, тогда как в других вузах — 45 и ниже. Такого давно не было.

— Вы считаете, что результат ЕГЭ определяет лучших выпускников?

— Я понимаю, о чем вы говорите. Не все, кто хорошо сдал ЕГЭ, могут быть хорошими врачами. Но те, кто его плохо сдал, врачами быть не могут по определению. Медицина изначально предполагает не только колоссально большой объем знаний и умений, но и умение учиться. И важно не просто эти знания вобрать, а пропустить через себя и научиться ими пользоваться. Это в новом образовательном стандарте называется компетенциями.

Два года подряд мы проводили внутреннее исследование – сопоставляли успешность первокурсника и его результаты ЕГЭ. В прошлом году только три студента с хорошими баллами имели низкие отметки в вузе. Три из 319 — высокий коэффициент корреляции. ЕГЭ — один из вариантов контроля знаний. И я убежден, что если школьник сдает ЕГЭ с высоким баллом, то и в вузе он будет хорошо учиться. Мы даем возможность получить образование и на платной основе. При этом ежегодно отчисляем 10–12% обучающихся на коммерческой основе. А «бюджетников» — не более 5%.

— Что нужно, чтобы быть хорошим врачом?

– Нужно иметь призвание. В недавнем опросе 99% первокурсников ответили, что поступили к нам, потому что хотят помогать людям. Это потрясающе! Да, часть идет потому, что родители – врачи. Но те, кто учится не по своему желанию, отсеиваются после того, как сталкиваются с первыми трудностями – медицинское образование занимает все время студентов, развлекаться им некогда. И важно, чтобы они были на нашей стороне, чтобы понимали: врачами будут через шесть лет, но сегодня закладывается их будущее. Это как фундамент у здания: его не видно, но без него дом не построить.

— И много таких понимающих студентов?

— С каждым годом все больше. Сейчас по новому образовательному стандарту упор сделан на клиническую подготовку: с первого курса студенты проходят учебную практику. Я считаю, что это правильно. Они не только изучают теорию, но и постепенно погружаются в профессию. Раньше же первокурсники первый месяц не всегда понимали, в медицинский ли вуз они поступили.

Самое важное в любом образовательном процессе — преподаватель. Он мощно влияет на студентов, увлекает, можно сказать заражает их своей профессией, делает своими сподвижниками, единомышленниками. Но ничего не выйдет, если преподаватель старается, а студенты никаких усилий не прикладывают, ведут себя пассивно. Ведь образование – это процесс двухсторонний.

Еще важно, чтобы преподаватель спрашивал со студента по полной программе. Уровень образованности зависит от того, насколько объективно мы оцениваем работу студента. Важно, чтобы не создавалось иллюзии знаний. Я считаю, что преподаватель, который завышает оценку, вредит не только студенту. Общество ждет качественных врачей.

— То есть вы – строгий преподаватель?

— Объективный. Строгость должна быть дома с детьми, а здесь мы со студентами партнеры. Это как в бизнесе. Как можно быть строгим к своему бизнес-партнеру? С ним можно быть только честным и откровенным. Если слукавишь, он больше не будет работать с тобой, потому что перестанет доверять. Так и со студентами. Раз обманул, поступил не по справедливости, не по совести, и все – ты для них больше не существуешь. Поэтому объективная оценка работы каждого студента на занятии, зачете или экзамене – залог успешности самого студента.

Наша объективность по отношению к ним основывается на понимании всей той ответственности, которую мы, преподаватели, взяли на себя и за их судьбу, и за судьбу нашего общества. И я рад, что, получив медицинское образование, большинство выпускников идут работать по профессии, реализовывают себя в медицине.

— Вы не боитесь такой ответственности, вдруг получится плохой врач?

— Я нисколько не умаляю своей вины в этих случаях. Недавно со студентами четвертого курса разбирали ситуацию, когда пациента с пневмонией амбулаторный врач лечил от гепатита. Выпускник не разобрался с ситуацией, и я честно разделяю его вину: доктор поставил неверный диагноз, потому что в свое время не усвоил пульмонологию – один из разделов моей любимой терапии.

Коллега из США Чарльз Познер рассказал, что в Штатах ежегодно происходит до 98 тысяч предотвращаемых медицинских ошибок. Но не ошибается только тот, кто не работает. Без этого не бывает. Наша задача, чтобы выпускники ошибались как можно реже. Чтобы мы были спокойны: если попадем в руки тюменского врача, то он сделает все, что от него зависит. Хотя, как нам говорили, когда еще я учился, от врачей зависит только 12% здоровья нации. Все остальное — факторы генетические, социальные… И мы прилагаем большие усилия, чтобы отработать эти 12%.

— Я пока не встречала очень плохих врачей.

— Медицина — отражение нашего общества. Есть и хорошие, и плохие врачи. От этого никуда не денешься. Но самое главное в том, что общий уровень качества медицинских услуг определяет средний уровень врачей. От худших избавляются, лучшие идут в науку и в преподавание. Чтобы повысить уровень медицинского образования, мы находимся в постоянной связи с практическим здравоохранением. Регулярно получаем от них критику, выслушиваем замечания, на что стоит больше обратить внимание. Обязательно прислушиваемся, вносим коррективы. Мы открыты для диалога. В целом, выпускники лечебного факультета работают профессионально, качественно, добиваются успеха в жизни, делают карьеру и этим прославляют свою Alma Mater.

* Кстати, теперь у нас есть Telegram-канал.
Интересные истории, байки из редакции и авторские колонки. Подписывайтесь – @vsluh_ru*


Другие новости

26 ноября 2012 г.

реклама
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description