Dipol FM | 105,6 fm

Мифы о стандартах второго поколения

Образовательные стандарты второго поколения, особенно для старшей школы, вызвали в обществе очень бурную реакцию.

Образовательные стандарты второго поколения, особенно в части, которая относится к старшей школе с выбором предметов, вызвали в обществе очень бурную реакцию. Их обсуждают на кухне родители, исследователи в академических аудиториях, дискуссия продолжается на уровне президента и премьера. Между тем 1 сентября первоклашки начнут осваивать знания по новым правилам. В Тюменском областном государственном институте развития регионального образования (ТОГИРРО) признаются, что давно ждали эти новшества. То, что еще лет двадцать назад использовали в практике неравнодушные к детям талантливые учителя, наконец-то стало общим требованием, закрепилось законодательно. Самые острые вопросы нововведений разъясняют ректор института Ольга Владимировна Ройтблат, завкафедрой стратегического менеджмента в образовании Ольга Владимировна Федоскина, завкафедрой дошкольного и начального образования Елена Анатольевна Менчинская.Ольга Ройтблат: Переход к новым образовательным стандартам — это нормальный процесс. Мы живем в новом обществе, в условиях рынка, и образование в этом контексте не может не меняться. Модернизация в этой сфере, то есть усовершенствование, закономерна. Просто к этому нужно относиться правильно. Могу заверить, что документы по образовательным стандартам второго поколения составлены профессионально и грамотно. Над ними с 2005 года трудились две академии — наук и образования, было создано 17 групп, в которых свои усилия объединили практики и исследователи. И вдруг в январе поднялся шум. Когда я знакомилась с критическими отзывами, недоумевала: почему люди не прочитывают документы полностью? Почему они считают, что поняли все верно? Ведь новые стандарты — это не эссе, не литературное произведение, а сложный законодательный документ, для его прочтения и понимания нужны определенные знания. Это с одной стороны. С другой стороны, ситуацию непонимания вокруг образовательных стандартов я объясняю тем, что мы все время пытаемся обогнать что-то, догоняя. Я глубоко убеждена: прежде чем что-то вводить в российском образовании, необходимо сначала через все каналы СМИ объяснять суть изменений общественности, родителям, учителям. Вспомните, какая волна возмущений из-за недопонимания поднялась по поводу платного образования и никто не расслышал, что государственный стандарт остается бесплатным. Но в этом шуме вокруг новшеств я вижу и положительный момент. Это говорит о том, что судьба образования небезразлична не только родителям школьников, учителям, но и государству, работодателеям, общественным объединениям.— Чем вас так радуют новые подходы?Ольга Ройтблат: Практически все направления, которые сегодня закреплены в образовательных стандартах нового поколения, нам удалось апробировать в конце 80-х — начале 90-х годов в лицее № 34, когда я работала там директором и учителем английского языка. Мы пытались не давить учеников «двойками», если они не успевали по какому-то предмету, а искали подход к каждому ребенку, особенно к ученикам профильных классов. Это очень кропотливая, трудоемкая работа, на которую зачастую у всего педагогического коллектива уходило много времени. В нашем лицее действовало негласное правило среди учителей: если поставил «двойку» ученику, поставь остальные себе как педагогу. Самое главное, что мы видели эффективность такого подхода, видели «свет в конце тоннеля». Я, конечно, жалею, что не успела дойти до каждого класса, до каждого ребенка, перейдя на другую работу. Что касается новых федеральных стандартов, то тюменских педагогов начальной школы мы начали обучать еще два года назад, и сейчас продолжаем интенсивно учить.Ольга Федоскина: В новых стандартах меняется ключевая цель образования — на первый план выводится воспитательный аспект, воспитательно-педагогическая поддержка. Поэтому выпускник школы — не просто человек, владеющий набором определенных знаний, умений и навыков, но образованная компетентная личность. При этом развитие личностных качеств, ценностей стоит на первом месте. Введена даже единая концепция духовно-нравственного развития и воспитания, в которой даны базовые национальные ценности: например, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, здоровье, трудолюбие, человечность и т. д.Введено такое понятие, которое сейчас пугает учителей и родителей, — универсальные учебные действия, — это способы действий в конкретной ситуации, которые позволяют перевести знания в действия. Универсальные — значит, могут применяться в любом предмете и во внепредметной деятельности.Ольга Ройтблат: Давайте вспомним, как учились в традиционной школе: учитель излагал некий материал, а идеальный ученик обязан был пересказать услышанное — это репродуктивный метод обучения. А в новых стандартах главное, чтобы школьник научился применять новые знания.Елена Менчинская: Да, основная задача — не в усвоении знаний, умений и навыков, а в использовании этих знаний на практике, жизненных ситуациях. Но чтобы достичь этих целей, необходимо изменить структуру урока. Сегодня невозможно представить урок без групповой работы, в ходе которой дети овладевают коммуникативными способностями, учатся договариваться, планировать свою деятельность. На уроке очень важна деятельность самих детей, чтобы они активно участвовали в добывании знаний и их овладении. Раньше, как уже отметила Ольга Владимировна, использовался репродуктивный метод: в учебнике дана статья, которую нужно прочитать и пересказать. Сегодня в учебнике нет текста, но предлагается какая-то картинка и к ней задание. Например: рассмотри конечности разных насекомых, почему они имеют различное строение? Какие конечности можно назвать прыгательными? Плавательными? Хватательными? Ребенок сам наблюдает, анализирует, сравнивает и делает выводы, которые становятся его собственным достоянием. Когда знания добыты самостоятельно, путем мыслительной напряженной работы, то не надо зазубривать. В этом суть деятельностного подхода или проблемного обучения, который лежит в основе новых стандартов. Причем технологии эти являются здоровьесберегающими: мы уходим от натаскивания, от зубрежки. Сегодня ребенок добывает знания путем поисково-творческой деятельности. Сегодня даже нет такого задания: выучи правило наизусть.Ольга Ройтблат: На самом деле ребенок устает от бездействия, когда пять-шесть часов сидит и слушает учителя, это доказали психологи, у него плохо откладывается в голове получаемая информация. Таким образом мы используем потенциал ребенка только на 15%, обращал внимание известный во всем мире советский психолог Л. С. Выготский. Материал усваивается лучше, если ребенку интересно — это главный двигающий фактор.Елена Менчинская: Это важная позиция — интерес познавательной деятельности. Сегодня перед учителем стоит задача не навязать знания, не заставить ребенка выполнить каждое задание, а создать условия для того, чтобы ребенок захотел это делать на уроке. Да, согласна, эта задача стояла и раньше, но ее не всегда решали на должном уровне. Развивали интерес к предметному содержанию урока: математика ради математики. А сегодня ребенок должен знать, как ему математика поможет в жизни.Ольга Ройтблат: Талантливые педагоги во все времена так и учили детей. Но их можно было по пальцам пересчитать. А мы говорим о стандарте, о массовости такого подхода.Елена Менчинская: Более того, образовательный стандарт нового поколения предусматривает выстраивание индивидуальных траекторий развития: каждый учится на своем уровне. Введено такое понятие, как фундаментальное ядро образования. Это тот обязательный минимум, который должен усвоить каждый ребенок. А есть максимум — тот объем знаний, который ребенок может усвоить — для талантливых, одаренных детей. Но при этом интересно на уроке должно быть и сильному, и слабому ученику. Для этого предоставляется возможность выбора задания. Важно, чтобы ребенок не боялся браться за сложные задания. Невыполнение — тоже результат. А если у него не получается, то не возбраняется обратиться за помощью к сверстнику, учителю. И такие возможности заложены в учебниках нового поколения, чтобы внедрять стандарт в массовую практику. Сегодня учителю не нужно ничего придумывать, в учебнике дано не только задание, но и способ его выполнения: ребенку понятно, как нужно выполнять то или иное задание. Собственно говоря, эти задачи педагоги и раньше понимали на интуитивном уровне и решали в силу собственных представлений. Сегодня это зафиксировано документально и обязательно для выполнения. То есть многие вещи назвали своими именами. И давняя идея личностноориентированного образования тоже зафиксирована в стандарте. Она заключается в том, чтобы реализовать возможности-потребности ребенка на уровне его способностей и интересов. Не все ученики под одну гребенку, как было раньше. Например, чрезвычайно важно, чтобы ребенок выполнял дома такие задания, которые ему интересны и под силу, которые он может выполнить сам. Это могут быть задания по выбору, творческого характера. Идея в том, чтобы ребенок индивидуально продвигался в своем развитии.Ольга Ройтблат: Впервые в стандартах введен психологический аспект, знания возрастной психологии. Раньше учителя изучали это самостоятельно, жизнь подсказывала. В массовой школе никогда не учитывались возрастные особенности конкретного ребенка, и вопросы психологии не стояли как основные. Приведу пример: работая учителем английского языка на протяжении 22 лет, я брала малышей и дважды доводила их до 11 класса. И сделала вывод: иностранный язык способен освоить каждый ребенок. Только одному для алфавита, например, нужно полгода, а другому достаточно две недели. Но у нас существовали иные требования, хотя и 90% детей не успевали. Вопрос, насколько ребенок смог освоить программу, практически никого не интересовал, потому что существовал такой стандарт. Новые стандарты слышат ребенка. Я была директором школы и могла регулировать этот процесс. А была бы простым учителем, то меня бы выгнали из школы: то, что положено ребенку знать на первом году обучения, я добивалась на третьем, но добивалась качественных знаний. Сегодня это нормативно позволено. И замечательно. Знания возрастных особенностей ребенка нужны и для того, чтобы поддерживать его интерес к предмету. Такие же требования предъявляются и к родителям. Правда, в педагогических институтах этому практически не учат — только знания своего предмета. И я знаю немало примеров, когда молодые специалисты с красным дипломом оказывались не состоятельными в качестве учителей. Понимаете, какой прорыв: впервые за всю историю российского образования, а это более 200 лет, новый стандарт обратил внимание на такие понятия, как личностноориентированное образование, индивидуальная траектория и т. д. Хотя некоторыми этими терминами мы в свое время заспекулировали, превратив их в лозунги. Массовая школа тогда не знала сути этих понятий. Я думаю, что сегодня «поезд сдвинется с места».— В теории все выглядит привлекательно. Но готовы ли учителя к таким изменениям? Как они должны перестроиться?Ольга Ройтблат: Это, я считаю, ключевой вопрос всех процессов, которые сегодня происходят в образовании. В прошлом году, когда открывался Год учителя, президент сообщил о национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» — это замечательный проект. Одно из пяти направлений этой программы и есть переход на новые стандарты. Но сразу возникает вопрос: школа-то новая, а учителя — старые. Как же они будут реализовывать то, что заложено в этой программе со старым запасом знаний? Поэтому мы говорим, что сегодня повышение квалификации, переподготовка работающих учителей и студентов педучилищ, их непрерывное образование имеет первостепенное значение.Елена Менчинская: Психология учителя и родителя сегодня должна измениться коренным образом. Наши опасения связаны с тем, что учитель психологически не готов к переходу на новые стандарты обучения. Встать на позицию равноправного партнера с ребенком — очень сложно учителям с авторитарным типом взаимодействия. Хотя сегодня просто недопустим такой стиль общения в школе. Инициативы и самостоятельности ученика в таком случае не добиться — то, на что ориентированы стандарты. Ситуации споров и диалогов на уроке — обязательны. Учитель должен быть готовым к правильным и неправильным ответам. И здесь важна его реакция: ни жестом, ни мимикой нельзя показать, что тот или иной ответ тебе не нравится. Пусть дети высказывают любые мнения. Ситуация учебных диалогов учит детей высказывать свою точку зрения. Не секрет, что многие из нас, вышедшие из традиционной школы, боимся высказывать свое мнение. Современные дети должны быть свободны в общении, в обнародовании своей точки зрения. Учителям придется психологически себя ломать, а это очень тяжело, это работа над собой.Ольга Ройтблат: Учителю не надо бояться, если он чего-то не знает. Ведь обычно в таких случаях он начинает «давить» на ребенка своим авторитетом. Учитель должен услышать вопрос, найти ответ вместе с учеником, заняться совместным поиском знаний. В старших классах такие ситуации могут быть нередкими, учитывая многообразие тем, волнующих современных школьников. Настоящий учитель растет вместе с учениками. Учитель — консультант, помощник. Я уж не говорю о том, что психолог. Кстати, многие родители даже радуются, когда их детям попадается авторитарный учитель, они называют его требовательным. Но никогда не говорят о том, что он рушит психику ребенка.Елена Менчинская: Учитель может ошибаться. Более того, он может программировать ошибку на уроке, предлагая детям критически оценивать материал. И если дети увидели, услышали ошибку — их нужно хвалить за это.— Как должны перестроиться родители?Елена Менчинская: Так же, как учителя. С родителями должны работать педагоги, правда, делают они это недостаточно. Родители не до конца понимают и осознают, что происходит в образовании. Типичный диалог на кухне: «Современные учителя совсем обленились, они не хотят ничего детям объяснять!» А мы внедряем технологию проблемного обучения, когда дети должны сами добывать знания. И здесь необходима работа учителя с родителем, чтобы они поняли, почему сегодня это наиболее эффективный способ познания. И здесь тоже предстоит немало работы.Ольга Федоскина: Родителям следует не сидеть рядом с детьми, когда они делают уроки, не вместо них палочки выводить, а потом писать сочинения и другие работы. А показывать, где и как искать необходимую информацию, искать ответ на вопросы. Важно быть рядом, вместе. Хотя современным мамам и папам сложно постигать эту науку, ведь у них нет образцов. Поэтому задача учителя начальных классов заключается еще и в том, чтобы выстроить единое пространство с родителями. Интересного опыта у тюменских педагогов в этом направлении немало, есть кому поделиться и рассказать. Радует то, что и в стандартах аспект работы с семьей повышается.Ольга Ройтблат: Родители тоже должны все знать о стандартах второго поколения, их нужно обучать этому. Иначе как же им дома заниматься с детьми? Родители должны понимать суть изменений, поддерживать их. В противном случае вся работа стандартов по выращиванию новых человечков пойдет на смарку. И эта проблема чрезвычайна важна на данном этапе внедрения стандартов.— Разъясните, пожалуйста, в чем суть выбора предметов? Это больше всего вызывает критику.Ольга Ройтблат: В старшей школе ученику дается право выбора изучать несколько предметов на одном из трех уровней: интегрированном, базовом, профильном. Раньше этого не было, только в исключительных случаях, в школах с профильными классами. Самое главное, недельная нагрузка на ребенка старших классов — 30 или 36 часов — сохранена. В учебном плане сформировано шесть направлений: русский язык и литература, математика и информатика, естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология), иностранный язык, общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право), курсы по выбору (искусство, предмет по выбору школы). Из каждого из шести направлений ребенок может выбрать один или два предмета и уровень его изучения (интегрированный, базовый, профильный) в зависимости от собственных планов. Например, если ученик планирует продолжить обучение в вузе на естественно-научном направлении, он выбирает базовый уровень русского языка и литературы (этого объема знаний достаточно, чтобы сдать ЕГЭ), а такие науки, как физика, химия, экология, биология изучает на профильном уровне, то есть углубленно. Гуманитарий, наоборот, выбирает профильное изучение русского языка, литературы и общественных наук, а математику и естественно-научные предметы - на базовом уровне. В любом случае ученик старшего класса продолжает изучение школьных предметов, только делает это избирательно. Поэтому меня забавляет, когда кричат, что русский язык убрали! Не убрали! Речь идет о другом. Таким образом, старший школьник получает возможность формировать набор из предметов, которые ему понадобятся в дальнейшем. От этого рождается его часовая нагрузка. И учителя не будут говорить: «Я бы его научила, но у меня физика всего два часа в неделю вместо четырех». Ведь до чего мы доходили: в 2002—2003 годах недельная нагрузка на ребенка равнялась 63−68 часов, не считая систему дополнительного образования! Еще один момент критики уточню: три предмета, которые остались в стороне и которые все называют обязательными, — Россия в мире, ОБЖ, физкультура — на самом деле являются такими же обязательными, как и все остальные, перечисленные выше. Просто они не имеют уровней. Вот и все отличие. Подчеркну: учителям эти особенности обязательно нужно знать самим и разъяснять родителям. Образовательные стандарты второго поколения планируется вводить постепенно до 2020, уже составлен и обнародован сетевой график. Времени на их освоение не так уж много. К сожалению, должна констатировать, что сегодня этот процесс идет очень медленно.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Архивное дело: ишимского убийцу спас от расстрела президент России
Архивное дело: ишимского убийцу спас от расстрела президент России
«Вслух.ру" продолжает совместный проект с объединенной пресс-службой судебной системы Тюменской области - о «расстрельных» и громких уголовных делах из архива судебного ведомства.
#суд
#архив
#дело
#преступление
#наказание
#расстрел
#помилование
Власти Ямала ввели новые меры поддержки семей с детьми
Власти Ямала ввели новые меры поддержки семей с детьми
Они начнут работать уже с 1 мая 2024 года.
#семья
#дети
#ЯНАО
#власть
#Тюменская область
На площади 400-летия Тюмени установили буквы «С Днем Победы»
На площади 400-летия Тюмени установили буквы «С Днем Победы»
Тюмень начали украшать к 9 Мая.
#День Победы
#9 Мая
#праздник
#оформление
#Тюмень
#новости Тюмени
Акция "Бессмертный полк" в Тюмени пройдет без традиционного шествия
Акция "Бессмертный полк" в Тюмени пройдет без традиционного шествия
Жителям региона рекомендуют в День Победы прикрепить портреты своих родных-фронтовиков на стекла автомобилей.
#Бессмертный полк
#акция
#Геннадий Иванов
#память
Этапы получения потребительского кредита
Этапы получения потребительского кредита
Пошаговая инструкция для заемщика.
#кредитование
#кредиты
#банки
#потребительский кредит
#деньги
#новости Тюмени