Анатолий Дураков: человек-зигзаг : Интервью : Вслух.ру : Новости Тюмень

Анатолий Дураков: человек-зигзаг

рубрика: Интервью

Автор:

В детстве он мечтал летать, но в летчики не прошел по здоровью. Асом все же стал - в маркетинге.


В детстве он мечтал летать, но в летчики не прошел по здоровью. Асом все же стал - в маркетинге. Стартовал с должности менеджера по продажам на местном телевидении - в маленьком городке Архангельской области. На звездный путь маркетинга ступил с благословения самого Игоря Манна. Впрочем, успеха Анатолий достиг во многом благодаря колоритной фамилии - Дураков, хотя в детстве она приносила герою немало огорчений. Зато отлично запоминалась. И теперь кто забудет эпатажного "провинциального маркетера", как он себя называет, особенно если послушал его шоу-семинар?

В Тюмени Анатолий Дураков выступил по приглашению ГК "Маркетинг-Консультант" с нашумевшей программой "Секс, маркетинг и рок-н-ролл", которая прошла в рамках бизнес-форума "Маркетинг побед". После двухдневных "калорийных" занятий семинар Анатолия стал лакомым десертом - легким по технике изложения материала и ярким в эмоциональном аспекте. Анатолий Дураков - гость "Вслух.ру" и герой нашего "народного" интервью.

- У меня чисто профессиональный вопрос. Маркетинг начинается с секса или рок-н-ролла? Антон Краюхин, Тюмень

- Под словом "секс" я подразумеваю инстинкты и стараюсь раскрыть их влияние. А под "рок-н-роллом" - веселье. Ведь помимо того, чтобы опираться на инстинкты, надо просто быть веселым, и тогда все получится. И маркетинг должен быть веселым.

- Сами умеете танцевать рок-н-ролл?

- Конечно! И не только его.

- Что из элементов (функциональных составляющих) вашей работы доставляет вам наибольшее удовлетворение и удовольствие? Ирина, Тюмень

- Копирайтинг. Я же филолог и потому работа со словом для меня особенно интересна - когда сочиняю слоган, переставляю слова, играю ими. Особенно, если мне дают сутки на придумки и никто не трогает. Это огромное удовольствие. А так как у меня 15 брендов, реклама каждого бренда меняется ежемесячно, то считайте. И это кайф!

- А самый удачный свой слоган помните?

- Про колбасу - "Время есть!". И еще для магазина одежды: "Все, что тебя касается". Одежда же первая нас касается, нашего тела. И песню одноименную обыграли в этой рекламе удачно. Здорово, весело все получилось.

- Вы успешны. Однако еще не в Москве - Мекке всех карьеристов. Отчего так? Что удерживает вас в провинции? Павел, Нижневартовск

- Дочка удерживает. Она, конечно, очень даже просится в Москву, любит ее, обожает, часто бывает в ней. Но! В провинции более спокойно. У нас все рядышком, мы везде успеваем без напряжения. В кружок какой? - легко; в бассейн? - пожалуйста (и всего 100 рублей в час!). И тренеры хорошие, думают не только о деньгах, но и о детях, а это важно. Но, если честно, все чаще задумываюсь-таки о переезде.

- Королевство маловато?

- Ну да. Разгуляться негде… Хочу в провинцию, но побольше. Недавно побывал в Ярославле. Понравилось. Быть может, быть может… Для меня ведь что главное-то? Семья моя. Жена, дочка, мама. Не работа. Маркетинг, бизнес - на втором месте. Хотя звезды маркетинга скоро в самом деле будут зарабатывать больше, чем звезды шоу-бизнеса.

- Говорите, что для вас главное - семья. Однако на семинаре вы высказались на тему, что любовь - это всего лишь химия, сплошные феромоны и гормоны. И что в дальнейшем люди живут вместе только потому, что им нужен "свидетель их жизни".

- Так я же сказал, что лично я не верю в химию. Верю в любовь. Честно и искренне. И это не химия. Семья - потому что комфортно. Не просто свидетель, а тот, кто меня поддерживает. Мне с детства нравилось заглядывать в окошки чужих домов: как они живут, наверное, сейчас ужинают, а я шел в свою общагу и завидовал - хорошо этим людям. Потому светящиеся окна для меня - символ уюта и счастья.

- Простите великодушно, но хотя бы один такой вопрос не мог не прийти, сами понимаете: "Анатолий, ответьте, не трудно жить с такой фамилией?" Олег Иванов, Тюмень

- Сейчас - нет. В детстве стеснялся своей фамилии, не скрою - "Дураков - то, Дураков - се!". В студенчестве оправдывал ее, дурковал, зажигал. Сейчас - горжусь. Она стала известна. Во многом благодаря книжке "Провинциальный маркетинг", которую посоветовал написать Игорь Манн. Думаю, что если бы папа дожил до моего карьерного роста, он бы мной гордился. Но вот уже три года, как его нет. Мы с младшим братом с мамы пылинки сдуваем, чтобы ей полегче было.

- Одно из ваших утверждений - победителем будет тот, кто опередит время. На семинар попасть к вам не могу. Если нетрудно, дайте экспресс-совет - как победить время и стать победителем. Милана, Екатеринбург

- Нужно четко знать тенденции в маркетинге и первому их захватить. К примеру, если кто-то после тебя разместит рекламу в бане, то все равно все будут помнить, что первым банное пространство занял ты. Если ты первым разместил рекламу своих товаров на столбе на Масленицу - ты и молодец. Все остальные будут вторыми.

Надо зорко следить за тенденциями. Вот почему Манн так много читает? Чтобы руку на пульсе держать. И тогда обойдешь время, потому что будешь первым.

- Вы так много апеллируете к авторитету Манна, в том числе и на семинаре постоянно его упоминали. Не перебор?

- Он мой Учитель. Без него не было бы меня сегодняшнего, не было бы и моей книги, он дал мне толчок к моему развитию. Ну, если и было бы, то намного позже. Кроме того, он впервые полностью присутствовал на моем семинаре. И гордился мной. Мне это было приятно. Тем более что по окончании он сказал, что у меня все получилось.

- Спасибо "Вслух.ру" за предоставленную возможность. Недавно читала статью вашего гостя "Fashn-колбаса". Очень нравится стиль и манера подачи материала. Не была пока на семинаре, но уже знаю, что буду. Обязательно. Секс, маркетинг, рок-н-ролл и позитифф! Вопрос: Манн, Мураками или…? Что читаете? Спасибо! Ирина, ОАО "СИББИЗНЕСБАНК", Сургут

- Не совсем так, это Николас Коро написал. Я раньше Николаса с его "Fashn-колбасой" написал статью про колбасу Swarovski - о том, как сделать свой бренд успешным, ведь если кристаллы стоят дороже золота, то это значит, что люди платят за бренд. А к статье Николаса я просто написал в профессиональном журнале комментарий.

Вообще читаю много, по бизнесу и психологии не менее двух книг в месяц, и так всякое. Мураками люблю. Особенно "Охоту на овец". Сейчас читаю "Последний дозор" Лукьяненко. Это кайф огромный! А тут еще ходили в кино на "Суррогаты" - тоже кайф!

- Вы частенько так говорите. Так и живете - "по кайфу"?

- Нет, но хочу так жить. Болячки всплывают, мешают кайфовать. Вот и семинар в Тюмени, если бы чувствовал себя лучше, провел бы еще зажигательнее.

- Куда уж зажигательнее, хотя в начале было ощущение, что вы заставляете себя улыбаться по-американски.

- Но потом и впрямь пошло хорошо. Вот, например, конкурс с деньгами, как всегда, прошел "на ура". Выход девушек на тему "Почему вы такие красивые и зачем пользуетесь косметикой?" тоже всегда вызывает эмоции.

- Да уж… Вы послали четырех добровольцев собирать деньги с участников - кто больше соберет. Однако денежки-то оставили себе…

- А как же?! Это упражнение для того, чтобы люди понимали, что все в жизни - ловушки маркетинга, и верить никому нельзя. И потом, я же доказал и то, что женщины всегда зарабатывают больше. Женщины - тенденция будущего. Надо знать женщин, любить женщин - и они принесут прибыль.

- Вы не раз говорили о людях, что они помогают вам просто так. А вы сами помогаете другим просто так?

- После того как Игорь Манн опубликовал статью о моем провинциальном маркетинге, ко мне стали приходить письма, аналогичные тем, какие я писал ему: помогите мне, как сделать то или это, как достичь и так далее. Они присылают мне свою рекламу, чтобы посоветоваться, свои рекламные кейсы. Я всегда отвечаю, всегда помогаю. Мне нисколько не жалко. Правда, таким учителем, как Игорь, не готов быть. Это не мое.

- Делитесь интеллектуальными возможностями. А материальными? Старушкам убогим подаете?

- Никогда. Все эти нищие - чистой воды маркетинг. У старушек есть пенсия, и к ней, как правило, еще и заначка. Бомжам помогать? Извините, это их выбор и их проблемы. Жалость - плохой советчик. Детям "на хлебушек"? Им я предлагаю купить хлебушка, так ведь они отказываются. Нужны деньги? Иди машины мыть. Вот музыкантам на улице могу деньги дать, но ведь это не милостыня, а оплата их творчества, которое мне понравилось.

Когда я работал в школе учителем трудов и получал две тысячи рублей по восьмому разряду, у меня родился ребенок. Деньги были сильно нужны, а директор не хотела мне поднимать зарплату: "Ты, Дураков, всегда выпендриваешься!". И я отнес в гороно заявление на конкурс "Учитель года", чтобы в случае выигрыша (а я был единственным мужчиной-учителем на конкурсе - дело верное!) мне подняли разряд и, соответственно, зарплату. Программа у меня была просто супер: дети знали не только кому и зачем они делают табуретку - маме на 8 Марта, но и сколько стоят все материалы на нее, и сколько стоит, примерно, их работа. Чтобы они ценили свой труд. Такие дети никогда не пойдут клянчить "на хлебушек".

- Выиграли конкурс?

- Уволился из школы. Я тогда еще в ансамбле играл, наша группа была лучшей в Архангельской области. И вот в результате познакомился с одним человеком, который и предложил мне пойти на телевидение менеджером по рекламе. Я спросил: а сколько заплатите? Ответ "сколько заработаешь" меня устроил. Я - такой (улыбается).

- На семинаре вы привели пример, как выполняли в своем городе учебно-тренировочное задание по маркетингу - собрать больше денег за полчаса. Подавали вам плохо - типа, прикалывается Дураков. А вот на бабульках "сделали кассу". Не кажется ли вам, что вы сделали неверный вывод - "что нельзя решать за человека, НЕ предлагая какой-то категории товар, и вообще на самом деле у бабулек деньги есть". А быть может, все проще - бедные всегда помогают бедным и нуждающимся, и бабули потому дали вам денежек? Не лишние вовсе для них.

- Ой, нет. Не надо ж понимать все слова буквально. Что решать за других нельзя - верно. Человек сам примет свое решение. И потом, ни одна бабушка никогда не отдаст последнюю десятку. Только свободную…

- Анатолий, здравствуйте! Как вы считаете, можно ли создать бренд за короткое время? Есть ли примеры подобных компаний? Спасибо за ответ. Анна Лебедева, Тюмень

- Торговую марку можно. Бренд - нет. Чтобы джинсы были со статусом "Армани", у них должна быть история "Армани". Бренд - всегда история, а ее быстро не создашь.

- Вы называете себя "надеждой российского маркетинга". Есть еще люди, кто считает также?

- Игорь… (смеется). На самом деле, это всего лишь позиционирование. Вот надоест так называться - как-нибудь по-другому себя спозиционирую.

- В своем блоге вы писали, что улетаете в Тюмень и постараетесь там совершить выдающийся поступок. Удалось?

- Вы знаете, да. Впервые в жизни у меня спросили совета по семейной жизни. Надеюсь, что помог, и все теперь у человека будет хорошо.

- Скажите, Анатолий, почему в презентации "что объединяет этих людей: Мартин Лютер-Кинг, Томас Джефферсон, Ленин, Чарльз Дарвин и Ганди" вы Ленина записали в эту компанию по признаку "они были младшими в семье"? После Володи Ульянова там же еще были дети - Оля, Митя и Маняша.

- Я имел в виду, что Ленин не был старшим в семье среди детей.

- Отвечая на вопросы слушателей, вы сказали, что вы - человек ранимый и сентиментальный. И ком в горле от мультяшного трогательного Мамонтенка… Такая чувствительность не мешает в работе?

- Действительно, смотрю хорошее кино - и оно меня трогает. Вот в Тюмени посчастливилось побывать на "сНежном шоу" Славы Полунина - это было нечто! Так прекрасно, так щемяще. Только испытываешь белую зависть - ну почему не я воплотил на сцене свои сны? Сопереживаю людям, радуюсь их удачам. А это, между прочим, далеко не все делают - сопереживать горестям легче.

В работе такая чувствительность мешала, когда был гендиректором группы мясоперерабатывающих компаний. Приходилось принимать резкие решения, увольнять людей. Это было трудно. Еще сложнее, нет, невозможно, было ездить на производство. Там была своя бойня - мало того, что запахи специфические, так еще и аура места, где постоянно убивают… Посылал помощников.

- Но колбасу есть не перестали?

- Нет, не перестал. Ем, люблю.

- У вас есть личные задачи? Какие?

- За 2010–2011 годы написать две книги, переехать в другой город. Снять фильм. Название? "Идеальный мужчина". Пока так думаю. В главном герое будут те характеристики, которых мне не хватает, - честность, пунктуальность, выполнение всех обязательств.

- Вы строги к себе. А кого предполагаете на главную роль? Пусть будет самая смелая версия, может, даже голливудская.

- Себя. Я же режиссер и актер театра, окончил колледж искусств. В минувшем году взял приз за лучшую мужскую роль в спектакле по пьесе Вампилова. Конечно, это был местечковый конкурс, но все же…

- А кому доверите снимать?

- Тиграну Кеосаяну. А на главную роль злодея пригласил бы Сергея Безрукова. А то он все больше положительных персонажей играет.

- А правда, что вам промоутеры ничего не могут впарить, а еще, что вы расстраиваетесь, если не получаете скидку?

- Что не впарить мне - правда. А про скидки - лукавлю. Такие вот "личные" моменты - всего лишь стратегические приемы, чтобы семинар не был скучным. Я не люблю скуки и официоза.

- Добрый день, хочу спросить, как можно попасть на ваши семинары, и ещё, как вы думаете, если предприятие стабильное, реклама работает, а народ не идёт, в чем дело? Как заставить покупать, приходить ещё и ещё, и какое, по вашему мнению, для успеха качество для человека главное? Мне хочется много знать, применять умение и знания, но кажется, что нашим начальникам это не нужно, может, они уже изжили себя??? Лана, Тюмень

- По очереди отвечаю. 1. Читать мой блог. А также читать в Интернете все мои статьи, даже в пиратском варианте. 2. Ваш бизнес должен быть как сериал, тогда людям захочется узнать продолжение, и они придут еще и еще. 3. Вашим начальникам нужны продажи. А вам нужно доказать, что ваши акции помогут поднять их. А если начальникам и в самом деле ничего не нужно, то зачем тогда вам такие начальники?

И уж простите меня, но я все же непременно, "пользуясь случаем", поблагодарю Группу компаний "Маркетинг-Консультант" за прекрасно организованное мероприятие. Было очень интересно. И вопросы все - и на сайте семинара, и на этом сайте, и на самом семинаре - были просто отличные, такое редко случается.

Анатолий Дураков - "человек-зигзаг", как он сам себя определяет. То есть тот, у кого нестандартное мышление, кто любит выделиться из толпы. А вот интересно, знает ли он, что, согласно словарю мифов, Иван Дурак - "мифологизированный персонаж русских волшебных сказок. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, но опирающегося на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счёте, приносящих успех". Так что успех маркетера Анатолия Дуракова заложен на генетическом уровне.

* Кстати, теперь у нас есть Telegram-канал.
Интересные истории, байки из редакции и авторские колонки. Подписывайтесь – @vsluh_ru*


Другие новости

2 октября 2009 г.

реклама
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description