Александр Новик: «Культура мира идет от пятна» : Интервью : Вслух.ру : Новости Тюмень

Александр Новик: «Культура мира идет от пятна»

рубрика: Интервью

Автор:

Искусствоведы относят "творца" Новика к представителям постмодернистского направления в живописи. И шутят, что Александр Новик воспринимаeт женщину в первую очередь как интересный объект для игры цвета и формы.


В живопись он пришел в 29 лет. На вопрос: "Чем же занимались до этого?", отвечает просто: "Боксом". Новик - многократный чемпион Тюменской области. Однако не только боксерские перчатки были в его жизни с детства, но и кисточки с красками: занимался в изостудии Дворца пионеров. И потому как только в Тюмени открылось училище искусств, подал документы в самый первый набор.

Искусствоведы относят "творца" Новика к представителям постмодернистского направления в живописи. И шутят, что Александр Новик воспринимаeт женщину в первую очередь как интересный объект для игры цвета и формы.

С 1989 года - председатель тюменского отделения Союза художников России. Уверен, что художнику, помимо таланта, нужна большая работоспособность - без нее талант останется на нуле. И любовь к своей профессии.

Александр Новик - герой нашего "народного интервью".

- Скажите, сколько у вас было персональных выставок, и какую считаете самой удачной?Елена, Тюмень

- В Тюмени? Три. В Тобольске. Когалыме. Лангепасе. Кургане. Сочи. Челябинске. Самая удачная, пожалуй, получилась в Кургане. Там экспозицию мне делал местный народный художник Герман Травников.

- Покупка картины - прежде всего вложение денег. Кого из тюменских и российских авторов, в чьи работы не жалко сейчас вложить свои кровные, а может и выгодно, вы бы назвали? Татьяна, Тюмень

- Из тюменских я бы, пожалуй, назвал Михаила Захарова, Юрия Юдина, Сашу Чемакина, Юрия Рыбъякова. Володю Шарапова из Ялуторовска. Потрясающая живопись у красноярского автора Николая Рыбакова. Графика - у москвича Юрия Переверзева и Михаила Павлюкевича из Перми. Весьма интересен тюменско-российский художник Владимир Глухов. В Тюмень он приехал из Душанбе, а сейчас умчался куда-то в сторону Москвы - бродяга! Очень талантлив Сергей Шаповал. За что ни возьмется - металл, кость - все получается просто классно. Но целеустремленности не хватает. Разбрасывается.

- Какое произведение искусства для вас лично самое ценное, в прямом и переносном смысле, из тех которыми вы владеете?

- У меня есть собрание работ художников, скопленное за годы общения и совместной работы на творческих дачах. Все они по своему ценны, но если все же надо выделить какую-то одну вещь, то это, вне сомнений, одна из графических картин художника мирового уровня Владимира Наседкина.

- Насколько в Тюмени комфортно живется художникам? Павел, Сургут.

- По-разному. Если раньше все было как-то равноценно для всех, то теперь многое зависит от самого художника. Никуда не деться, но художникам не помешал бы талант коммерсанта. Картины надо продавать. Союз старается пропагандировать работы и их авторов на ежемесячных выставках в нашем выставочном зале. И молодых, и состоявшихся. Вот сейчас, например, закончилась выставка живописи и графики Коли Боцмана из Тобольска. Раз в два месяца мы делаем экспозиции в Облдуме, передвижные выставки по Уралу. Участвуем в российских и зарубежных форумах.

- А у вас есть талант коммерсанта? Во всяком случае, вы производите впечатление успешного человека, уверенного в себе.

- Жилка есть, пожалуй. Но серьезное искусство продавать сложно, это не секрет. Основная масса народа в нашем деле мало понимает. А опускаться до уровня массового потребителя нельзя.

- Но вы творите не только ради искусства, но и ради зрителя, ценителя. Как научиться понимать живопись обычному гражданину?

- Нужна насмотренность. Сейчас столько направлений в искусстве - легко запутаться. Выход единственный - посещать выставки, бывать в различных галереях, читать, или хотя бы листать, альбомы по искусству.

Музыкальный слух или есть или нет. Так и с цветом. Лучше всего, конечно, воспитывать вкус с детства. В Японии, например, рисование в обычной общеобразовательной школе - один из ведущих предметов. Это развивает и пространственное мышление и цветовое. Вся культура в мире по сути своей идет от линии и пятна. Все взаимосвязано. У нас же в школах преподавание рисунка, мягко говоря, никакое. А к этому предмету надо отнестись серьезно.

- И что же нам всем делать? Неужели мы такие пропащие люди?

- Вовсе нет. Если даже человек не рисует, но хочет понимать искусство - он им интересуется, прежде всего. Меня иногда поражает чутье человека совершенно далекого от искусства. Почему Мамонтов оценил Врубеля, когда его никто еще не понимал? Чутье было. И Третьяков такой же был. Смотрите, вникайте…

- На чем у вас отдыхает глаз в нашем городе? Что вам кажется красивым?Марина и Илья, Тюмень

- Если говорить об облике города, то меня умиротворяют деревянные домишки моей родной Зареки. В архитектурном аспекте необычайно гармоничен был в свое время ансамбль: строительный институт, монастырь и деревянный мост.

А так, конечно, чтобы глаз отдохнул, и душа расправилась, надо идти в картинную галерею. От работ старых мастеров - Кандинского, Кустодиева, Репина, Архипова - получаешь положительную энергию. В закромах нашего музея ИЗО кроется масса шедевров, которые просто ждут встречи со своим зрителем.

- Верно, что художнику нужна муза? Или вы прекрасно чувствуете себя и без этой капризницы?

- У любого художника есть подъемы и спады в творчестве. Ну не можешь ты всегда работать на одном уровне. Тем не менее, я считаю, что вдохновение приходит в процессе работы. Если же просто лежать на диване и ждать, когда прилетит муза - можно и не дождаться.

- Вывод: муза не нужна!

- Отчего же. Не отказался бы… (смеется).

- Как вы считаете, когда в Тюмени на улицах появятся объекты постмодернистского искусства? Как, например, на улицах Берлина или Барселоны…Евгения, Тюмень

- Давно пробиваю проведение в Тюмени симпозиума по скульптуре из камня. Пригласить 10-15 скульпторов из разных городов России, обозначить тему, допустим "парковая скульптура". И город получил бы 10-15 скульптур. Этим, кстати, и надо вкус воспитывать.

Замечу, симпозиум по деревянной скульптуре в Ялуторовске был очень интересен. Город "побогател" на несколько скульптур. Пространство сразу изменилось - стало более духовным.

- А инсталляции Тюмени нужны? Такие имеются во многих городах Европы и Америки. Например, свинка на вышке посреди Праги, абстракции Пикассо в Чикаго.

- Сейчас города стали очень похожи друг на друга: пластик, стекло, высотки-коробки. Инсталляции помогают оживить улицы, придать личные черты городу. В Гамбурге есть потрясающая штуковина из сварного металла: полуабстрактная, на военную тематику. Вокруг нее такая интересная энергетика. Это целая тенденция - искусство выходит из залов музея в пространство.

Симпозиум может дать городу и такие работы. Главное - не повторять чужое. Не тиражировать очередного сантехника из люка, как еще в десятке городов, а придумать свое, уникальное.

- Как вы относитесь к "чистому искусству"? Татьяна, Тюмень

- Очень положительно. Художник, который думает во время работы как продать свое произведение - много теряет. Нужно сосредотачиваться на пластической идее - тогда рождается произведение. Чистое искусство возможно тогда, когда решаешь свои творческие задачи.

- Как бокс сочетается с живописью? Занимаетесь ли спортом поныне?

- Давно не занимаюсь. Только зарядку делаю. И гантелями балуюсь. Раньше ходил для поддержания формы в спортзал на Ватутина по мешочку постучать. Вон в мастерской груша лежит. Надо бы приделать. И перчатки имеются.

- Что самое трудное в деятельности председателя отделения? Почему не бросите этот пост?

- Эту организацию, на самом деле, я знаю с детства. Мастерские художников некогда располагались в монастыре за строительной академией. И мы с ребятами частенько туда заглядывали на правах юных коллег из художественного кружка Дворца пионеров. Получается, что многих старых мастеров я знал тоже "вживую", с тех самых пор - Остапа Шруба, Мурашова, Барилкиса.

Когда предложили стать председателем отделения, я отказывался. Потом таки согласился, но через положенные два года снял свою кандидатуру. Тем не менее, так сложилось, что пришлось вновь занять "пост". Неприлично было ломаться, я же не барышня.

А теперь уж и привык, прикипел. Многое сделано, много сил вложено.

- А Митинского, основателя тюменского Союза художников, знали лично?

- Видел один раз. Мы, "мальчики с папочками" зашли после занятий в кружке на его персональную выставку. Он к нам подошел, мол, ну, юные художники, показывайте свои работы. Мы, жутко стесняясь, достали свои картинки. Он, конечно, похвалил нас.

- Добрый день, Александр. Почему в разном возрасте любимые художники разные? Зависит от эмоционального восприятия энергетики картины? Не могу понять, что меня притягивает в картине И.Репина "Заседание Госсовета"? Но при каждом посещении Русского музея в этом зале нахожусь не менее 30 минут. Ирина, Тюмень

- Хотя, действительно, с течением времени некоторые любимые художники меняются, остаются и постоянные предпочтения. Врубель вот с детства и по сей день для меня вне конкуренции. Всякий раз, когда я возвращался из кружка изо, мой путь проходил мимо книжного магазина на Республике. Там в витрине стоял роскошный альбом о Врубеле. Купить его я, естественно, не мог, но продавщица меня уже знала и всегда давала его посмотреть.

Что касается "заседания", то я могу понять Ирину. Эта картина мастерски написана целой группой художников, в числе которых был и Кустодиев. Работа совершенно не похожа на традиционные репинские полотна. Мощь чувствуется, это производит впечатление.

- Два года назад на "Ночи музеев" было представлено современное искусство питерских художников. Было очень любопытно смотреть, как младшие тянули старших к "картинам" и выражали восторг от того, что те не понимают что изображено. И сама не понимала, но хотелось всматриваться… В Перми в помещении речного вокзала часто проходят выставки современных художников такого уровня, что Москва завидует. Что-нибудь подобное у нас предвидится?Светлана Григорьевна, Тюмень

- Речь идет о художнике авангардисте Борисове - последователе Малевича. Работы Борисова хранятся в Русском музее. Все просто: дети чувствуют гораздо тоньше и глубже, нежели взрослые. К сожалению, в дальнейшем неправильное преподавание убивает природное чувство цвета и ритма.

Я бы хотел уточнить - а что понимается под современными художниками? Мы все современники. Если говорить про актуальное искусство, то это понятие достаточно условно. Полагаю, нужны художественные перформансы. Как свежий взгляд.

- Буквально намедни в Тобольске закончился пленэр. Насколько все прошло удачно?

- Вообще мы провели в Тобольске уже пять пленэров. На минувший приехали двадцать художников из десяти городов России. Разные, разных направлений, работающие в разных материалах. Тобольские мастера могли участвовать в этом мероприятии без всяких ограничений. Для них, уверен, очень важно увидеть свой город глазами других художников. Кроме того, представьте: каждый автор увозит с собой десятки работ, которые потом видят тысячи людей на всевозможных выставках в том числе и зарубежных. Это совершенно потрясающая пропаганда самого Тобольска, его красот и чудес.

Плюс ко всему то, что каждый автор оставляет городу в подарок свою лучшую работу, которую выбирает специальный худсовет. Выставку после пленэра видят сначала сами тоболяки, а потом жители других мест, куда она отправляется путешествовать.

- Своими работами довольны?

- Никогда не доволен.

- Понятно, музы не было.

- Прилетала… и обещала вернуться!

- А сейчас, судя по звонкам, которые постоянно раздаются во время нашего разговора, вы плотно заняты юбилейной выставкой вашего отделения Союза художников?

- Верно. 11 сентября выставка откроется. Организация была создана в 1944 году. И мы обыграем это время. Все не буду рассказывать, но замечу, что молодежное объединение художников предстанет перед собравшимися в таком ретро-стиле, антураж первого этажа, где разместится экспозиция картин старых мастеров, начиная от Митинского, будет соответственный. Например, там будет прекрасный старый забор с прикрепленным к нему распоряжением Облисполкома о создании организации. 65 лет - не шуточки, но мы будем шутить.

* Кстати, теперь у нас есть Telegram-канал.
Интересные истории, байки из редакции и авторские колонки. Подписывайтесь – @vsluh_ru*


Другие новости

4 сентября 2009 г.

реклама
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description