От Госбанка империи до Центробанка РФ : Экономика : Вслух.ру : Новости Тюмень

От Госбанка империи до Центробанка РФ

Чего добились и через что прошли сотрудники Отделения Тюмень Банка России за 125 лет его существования.
Новости > Экономика

В этом году исполнилось 125 лет со дня создания отделений Государственного банка Российской империи в Тюмени и Тобольске и 75 лет со дня образования Тюменской областной конторы Госбанка СССР. Юбилей – это не только своеобразный итог самых значимых достижений, но и отсчет нового витка в развитии. О том, как развивался Государственный банк на тюменской земле, об интересных фактах и событиях за более чем столетнюю историю, о технологиях XXI века мы беседуем с управляющим Отделением по Тюменской области Уральского ГУ Банка России Сергеем Поповым.

center

– Сергей Аркадьевич, как создавались отделения Госбанка на тюменской земле?

– Во второй половине ХIХ века Тобольская губерния являлась одним из крупнейших административно-территориальных образований в Российской империи, но плотность ее населения была в 18,7 раза ниже, чем в европейской части страны. Край имел аграрную направленность развития экономики: 80% жителей были заняты рыболовством, охотой, сельским хозяйством. Первый не только в Тюмени, но и в Сибири городской общественный банк открылся в 1865 году по инициативе тюменских купцов, которые в подавляющем большинстве были и промышленниками. Общий хозяйственный подъем в крае способствовал укреплению социального и экономического статуса этого сословия. Руководители торговых домов и фирм, владельцы фабрик и пароходств как никто понимали важность и место кредита в экономическом развитии территории. Вскоре подобные банки были открыты в Тобольске, Ишиме, Кургане. С 1869 по 1882 годы в Тюмени действовало Отделение Государственного Банка, но оно было временным, на период Тюменской ярмарки (как правило, в январе). После закрытия в 1882 году Тюменского ярмарочного отделения и вплоть до 1893 года кредитование в губернии полностью находилось в руках частных банков, банкирских контор и ростовщиков. Потребность в кредите оставалась высокой, а его предложение дорогим. Это сдерживало торговый оборот и, как следствие, развитие промышленности края. Руководство губернии ходатайствует в Петербург об открытии отделения главного банка страны. Вскоре, в 1894 году сначала в Тобольске, а затем в Тюмени «открыли свои операции с публикой» Отделения Государственного Банка. Первоначально отделение расположилось в доме Чмутиной на набережной улице реки Туры, близ пароходных пристаней, затем, в 1906 году состоялся переезд в здание бывшего городского головы, золотопромышленника Подаруева в центре Тюмени. Сегодня в этом особняке, памятнике истории и культуры, на улице Ленина, 26, с трехэтажным пристроем, возведенном в 60-ые годы прошлого века, располагаются структурные подразделения Отделения Тюмень.

Открытие отделений в Тюмени и Тобольске обеспечило развитие кредитной системы в одной из самых крупных губерний Российской империи. Заслуга отделений состояла не только в предоставлении качественных банковских услуг населению, но и в создании благоприятных условий для развития экономики края.

Главный банк страны менялся вместе со страной. Не раз менялось и его название: Государственный банк Российской империи, Народный банк РСФСР, Государственный банк СССР, Центральный банк Российской Федерации. Но цель его деятельности оставалась неизменной – обеспечение в стране бесперебойного денежного обращения, создание условий для развития национальной экономики.

– Как работал Госбанк в военное время?

– Банковские работники губернии в годы революции и гражданской войны прошли через тяжелейшие испытания: после февральской революции из столицы шли новые циркуляры, зачастую совершенно противоречащие не только годами сложившейся практике, но и здравому смыслу. С 1918 по 1919 годы в губернии были проведены национализация, денационализация и вновь национализация. В результате национализации все банки Тюмени были объединены в один, получивший название Народный. Тюмень к этому времени стала центром губернии, которую назвали Тюменской. Архивные копии приказов местной власти, других официальных документов хорошо передают обстановку (репрессий, контрибуций, угроз, грабежей) того времени, в которой проходила национализация.

В 30-е – годы первых пятилеток - Тюменское отделение как местное отделение Госбанка в рамках своих полномочий перераспределяло свободные денежные средства, ресурсы госбюджета через банковскую систему на нужды быстро растущей экономики, на развитие современной промышленности города и региона, проводило краткосрочное кредитование, являлось расчетным и кассовым центром для предприятий народного хозяйства.

С началом Великой Отечественной войны в Тюмени развернулась большая работа по размещению более 20 эвакуированных предприятий. Для быстрейшего выпуска продукции, остро необходимой фронту, требовалось по военному четко налаженная финансовая дисциплина. Все ответственные работники дежурили по графику в банке днем и ночью. Необходимо было обеспечить кредитно-расчетную и кассовую работу. Денежная масса в годы войны увеличилась в обращении в целом по стране в четыре раза и требовала больше затрат на пересчет поступавших в кассу денег. Отделения банка решали исключительно сложные задачи: изыскивались ресурсы для кредитования эвакуированных предприятий, переоснащения предприятий для выпуска необходимой фронту продукции. Вместе с тем нельзя было сокращать кредитные вложения в сельское хозяйство, другие отрасли, выполнявшие военные заказы.

Из воспоминаний ветерана Лидии Ивановны Камнацкой: «В нашем отделении Госбанка на фронт ушли все мужчины: восемь кредитников, шесть инкассаторов. Из мужчин службы инкассации остался один конюх. Инкассацией стали заниматься женщины-кассиры, вся работа легла на их плечи. Хлебнули мы тогда горя: расстояния огромные, а из всего транспорта одна лошадь и одна полуторка. Все остальное отдано фронту. Деньги мешками возили, пересчитывать надо было оперативно».

19 августа 1944 года в связи с образованием Тюменской области – одной из самых больших в стране (почти 1,5 млн кв. км) - была создана Тюменская областная контора Госбанка. Ей были переданы Ханты-Мансийская и Ямало-Ненецкая окружные конторы Государственного банка, 42 отделения - из Омской, четыре - из Курганской областей, одна - из Красноярского края.

– Какое участие принимали сотрудники Госбанка в создании масштабного нефтегазового комплекса на севере области?

– Самое непосредственное. С началом промышленной эксплуатации месторождений нефти и газа потребовалось экстренное увеличение жилищного строительства. Ассигнования в народное хозяйство Тюменской области в 1966-1985 годах составили 95,8 млрд рублей – это четверть всех капиталовложений в экономику Сибири. Ввод основных фондов в области резко возрос – более чем в 13 раз. В их структуре удельный вес нефтегазовой промышленности увеличился с 6 % в 1966 году до 78 % в 1985 году. Содействие скорейшему развитию Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, от которого зависело будущее страны на многие десятилетия вперед, стало важнейшей задачей для Госбанка страны. В период освоения тюменского севера служащие Госбанка шли вместе с геологами, нефтяниками и газовиками. Если появлялся новый город - появлялось отделение Госбанка. Не было нормальной инфраструктуры, дорог, помещений, бытовых условий. Зимой - морозы за пятьдесят градусов с метелями, ветрами и вьюгами, а летом - тучи комаров, мошек. Но, несмотря ни на что, они выполняли свою задачу - обеспечивали прохождение платежей, кредитование народного хозяйства, выполнение кассового плана. Это была очень напряженная работа. За 20 лет освоения месторождений на тюменском севере построены 14 городов, более 20 поселков городского типа. За исторически короткий срок Тюменская область превратилась из сельскохозяйственного в развитый индустриальный регион страны.

– В начале 90-х годов прошлого века в России получили широкое распространение всевозможные мошеннические схемы хищения денег. В Тюмени были случаи махинаций с фальшивыми банковскими авизо?

– Это время, действительно было непростым, не зря 90-е годы называют лихими. Августовский путч, реформы правительства Ельцина – Гайдара, приватизация госсобственности, либерализация цен, спад производства, повсеместные задержки платежей, невыплаты зарплаты и пенсий, вооруженные конфликты, гиперинфляция и обесценивание сбережений граждан, безработица, разгул организованной преступности – основные явления того времени.

И среди них – фальшивые авизо. Для хищения средств мошенники по поддельным или краденым паспортам создавали фирмы и открывали счета в банках. При зачислении денежных средств по фиктивным авизо мошенники обналичивали их в кассе банка и улетали к себе на родину, в теплые края – Чечню, Ингушетию, Дагестан. И такая действительно криминальная история произошла в Тюмени в 1993 году. В кабинет начальника РКЦ вошли двое незнакомцев из Чеченской Республики и настойчиво, с предложением «взятки в форме недвижимости или денежного эквивалента» потребовали принять у них фальшивые почтовые авизо и зачислить огромную сумму денег на корреспондентский счет кредитной организации и расчетный счет клиента. Бандиты запугивали, реально угрожали не только начальнику РКЦ, но и членам ее семьи. Конечно, были привлечены сотрудники РУБОП и ФСБ. Благодаря разработанной спецоперации, в которой принимала участие и наша сотрудница, преступники были арестованы в момент передачи фиктивных документов. Вина их была доказана в суде и назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы. Это был единственный случай в России, когда за фальшивые авизо преступники были не только арестованы, но и получили реальное наказание.

– С чего начиналось развитие платежной системы, и как изменились технологии за последние два десятилетия?

– До 1999 года платежи осуществлялись преимущественно через систему внутрирегиональных и межрегиональных расчетов, а также с помощью телеграфного и почтового авизования. Срок прохождения документов составлял в среднем от 2 до 10 дней. Например, чтобы платеж пришел из Надыма в Салехард, почтовое авизо доставлялось сначала в Тюмень, лишь затем - в Салехард. По всей огромной территории области летали самолеты, ездили машины по обмену платежными документами, почта была перегружена пакетами с банковскими документами. И эта махина бумажного потока в исторически короткий срок была переведена на безбумажный электронный обмен. Сейчас платежи проходят в режиме реального времени, а с начала 2019 года запущена технологически новая Система быстрых платежей (СБП) для моментального и круглосуточного перевода денежных средств. Гражданам она позволяет переводить деньги по номеру телефона, даже если счета открыты в разных банках, а торговым предприятиям – производить оплату за товары и услуги с использованием QR-кода, что для них дешевле по сравнению с классическим эквайрингом - приемом банковских карт (в настоящее время платежи в пользу юрлиц осуществляются в тестовом режиме). Внедрение СБП будет способствовать развитию конкуренции на рынке банковских услуг, расширению финансовой доступности, повышению качества и скорости платежных услуг, и, что особенно важно, снижению их стоимости как для граждан, так и для бизнеса, т. к. тарифы будут ниже действующих сегодня.

В платежной системе Банка России от клиентов Тюменской региона ежегодно обрабатывается около 30 миллионов платежей на сумму свыше 20 трлн рублей. Наличный денежный оборот учреждений Банка России и кредитных организаций на территории региона за 2018 год составил 2,9 трлн рублей. По объемам кассовых оборотов Тюменская область, с учетом ХМАО и ЯНАО, находится на шестом месте среди регионов России. В 2018 году выпущено в обращение наличных денег 305 млрд рублей, изъято – 205 млрд рублей.

– Какие задачи Банк России решает сегодня?

– Деятельность Банка России охватывает широкий спектр направлений, по сути это весь финансовый рынок страны. Можно сформулировать несколько основных задач – удержание стабильно низкой инфляции вблизи 4%, развитие финансового рынка, обеспечение стабильности национальной платежной системы, повышение доступности и качества финансовых услуг для населения и бизнеса. Согласитесь, все мы хотим жить в стабильно развивающейся стране, когда инфляция минимальна, на финансовом рынке работают только честные и профессиональные компании, платежи проходят мгновенно, а любые услуги можно получить дистанционно и безопасно. Банк России продолжает проводить работу по очищению финансового рынка от слабых и недобросовестных участников. Принятые в прошлые годы меры позволили существенно сократить объемы финансирования банками бизнеса собственников, использование схем для сокрытия реального положения в банках. Из банковского сектора выведены участники, строившие свой бизнес на незаконных операциях. В целом объем сомнительных операций в банковской системе неуклонно снижается.

В настоящее время мегарегулятор реализует различные высокотехнологичные проекты в интересах участников финансового рынка, населения и бизнеса. Среди них - проект «Маркетплейс», в рамках которого мы планируем создать универсальную платформу-агрегатор, фактически «финансовый супермаркет», где гражданин сможет дистанционно и круглосуточно получать разнообразные финансовые услуги независимо от того, где находится. Проект призван сформировать предпосылки для развития конкурентной среды и оптимизации финансовых сервисов. Сегодня на первый план выходят вопросы кибербезопасности, противостояние хакерским атакам. Изощренность методов, способов и средств совершения кибератак, дистанционного мошенничества, в том числе с банковскими картами, требует от Банка России гибкости, оперативности, использования инновационных цифровых технологий и методов работы. Да, с одной стороны регулятор решает вопросы противодействия кибермошенничеству и обеспечивает сохранность денежных средств, с другой – граждане зачастую сами нарушают элементарные правила «финансовой гигиены» - сообщают пароли, ПИН-коды платежных карт, верят обещаниям «обогатиться» и лишаются средств из-за собственной беспечности. В этом направлении - повышении финансовой грамотности населения - мы также ведем системную работу в последние несколько лет. Граждане должны понимать суть предоставленной финансовой услуги, знать, как безопасно пользоваться новыми онлайн-сервисами, уметь отличать добросовестных участников финансового рынка от мошенников.

Все аспекты деятельности Банка России, в том числе на региональном уровне, невозможно охватить в одном интервью, но, подводя итог, подчеркну, что главная, стратегическая цель мегарегулятора – развитие здоровой финансовой системы, способствующей экономическому росту, где потребитель может получить все необходимые услуги и его права надежно защищены.

* Кстати, теперь у нас есть Telegram-канал.
Интересные истории, байки из редакции и авторские колонки. Подписывайтесь – @vsluh_ru*


Последние новости


реклама
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description