Свой «чужой» бизнес : Экономика : Вслух.ру : Новости Тюмень

Свой «чужой» бизнес

В России, и тем более в Тюменской области, франчайзинг начал развиваться совсем недавно.
Новости > Экономика

Франчайзинг в современном виде, как возмездная передача бренда «в пользование», сформировался в середине прошлого века в США, когда Рэй Крок убедил братьев Макдональдов продать ему право на открытие ресторанов быстрого обслуживания под их торговой маркой. Что из этого получилось – мы все знаем. К слову, только 15% ресторанов McDonald's непосредственно принадлежат гиганту фастфуда, все остальные – франчайзи.

В России, и тем более в Тюменской области, франчайзинг начал развиваться относительно недавно. По замечанию заместителя губернатора Тюменской области Сергея Дегтяря, 3–4 года назад многие «даже выговорить это слово не могли». Впрочем, с тех пор в нашем регионе в плане продвижения франчайзинга сделано достаточно много, и бизнес все чаще прибегает к этому рычагу для открытия нового дела или выхода на неизвестные рынки.

Серьезным импульсом к развитию данной модели бизнеса стал Всероссийский форум «Франчайзинг: новый потенциал в развитии регионов», прошедший в Тюмени в мае нынешнего года: тогда тюменский бизнес получил возможность ознакомиться со всем спектром федеральных франшиз и, кроме того, предложить покупателю свои – местные франшизы.

Преимущества франчайзинга

Под франчайзингом понимают такую форму отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения, а также товарные знаки или бренд франчайзера.

Преимущества для франчайзи в этом случае очевидны. Во-первых, покупатель франшизы покупает проверенную годами (иногда и десятилетиями), реально работающую бизнес-модель. Так, Роман Берестовский – один из четырех франчайзи Subway в Тюмени, рассказал, что купил франшизу именно потому, что Subway – одна из самых эффективных в мире франшиз в системе общественного питания, с более чем 40-летним опытом применения на международном рынке.

Немаловажно и то, что покупка прав на использование известного бренда автоматически обеспечивает лояльность потребителей к франчайзи, что формирует первоначальный покупательский поток. «Первыми нашими клиентами стали иностранцы и клиенты цепочки «Бест Вестерн» из других городов России, которые поехали в знакомую сеть, – рассказывает генеральный директор гостиницы «Бест Вестерн Плюс «Спасская» Виталий Самойлик. – Узнаваемость бренда – очень важный фактор для потребителя. Потому что клиент, приезжая к нам, может быть уверен, что здесь он получит услуги того же уровня качества, что и в Америке, Европе, Азии – везде, где есть гостиницы сети».

Франшиза – это еще и передача знаний и опыта ведения бизнеса, что особенно важно для молодых предпринимателей или состоявшихся бизнесменов, стремящихся в новые сферы рынка. «Мы выбрали франчайзинг из-за отсутствия собственных компетенций в сфере общественного питания», — делится опытом Роман Берестовский. По мнению начальника управления потребительского рынка Тюменской области Андрея Пантелеева, франшиза является хорошей стартовой площадкой для начинающего бизнесмена, которая нивелирует опасность ошибиться в начале бизнес-пути.

Малые риски, в свою очередь, означают быструю окупаемость. По словам Романа Берестовского, его ресторан уже на третий месяц после открытия начал приносить операционную прибыль. Вообще, соблюдение признанных мировых стандартов сети позволяют вести бизнес без убытков.

Из других преимуществ франшизы: возможность открыть собственное дело с минимальными вложениями, короткий срок реализации проекта – все уже прописано; отсутствие больших затрат на маркетинг и рекламу – отчасти из-за «раскрученности» бренда, отчасти – из-за того, что франчайзер зачастую включает региональных франчайзи в общую рекламную кампанию.

Список внушительный. Впрочем, известно, что у всего есть две стороны, есть они и у франчайзинга. Так, франчайзи должны четко следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, они обязаны закупать сырье и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером, для франчайзи могут быть установлены жесткие ограничения на выход из бизнеса, включая запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определенного срока или на определенной территории, франчайзи редко могут оказать влияние на вопросы централизованного маркетинга и рекламы, но при этом иногда вынуждены оплачивать централизованные маркетинговые и рекламные кампании.

Жесткий контроль со стороны держателя бренда – действительно главная головная боль франчайзи. «Есть сети, – рассказывает Виталий Самойлик, – которые диктуют требования даже, например, по производителю штор или ложек в ресторане». Впрочем, по словам Виталия, важно правильно выбирать франчайзера не только по условиям, но и по тому, подходит ли он данному конкретному рынку или региону. Что касается цепочки «Бест Вестерн», то они «дают знания об организации того уровня, который должен быть. Требуют соблюдения собственных стандартов в сервисе, оборудовании, организации номерного фонда, но при этом каждый отель имеет собственный образ и свой колорит, отражающий территорию, на которой расположен».

Вообще, считает Самойлик, система контроля со стороны франчайзера воспринимается ими не как надзор, а как помощь в обеспечении высокого уровня сервиса для гостей отеля.

Очевидно, что, по крайней мере для начинающего предпринимателя, преимущества системы франчайзинга существенно перевешивают его недостатки. Что лучше – выйти на рынок под известным брендом и начать зарабатывать или гордо, но самостоятельно «утонуть» в водовороте незнакомой рыночной стихии? Вопрос, что называется, риторический.

Франчайзинг «по-тюменски»

До недавнего времени на тюменском рынке франчайзинг был представлен в основном федеральными и зарубежными брендами в системах общепита, торговли одеждой, фармацевтических услуг. Причем, по словам Андрея Пантелеева, эта ситуация сохраняется в какой-то мере до сих пор – к нам на рынок с федеральными франшизами приходят предприниматели из соседних регионов: Екатеринбурга, Челябинска, Омска. Между тем области, безусловно, выгоднее, чтобы под известными брендами в Тюмени открывались местные бизнесмены.

Впрочем, расстановка сил начала меняться, когда в 2009 году в Тюменской области была запущена программа развития франчайзинга, которую курирует заместитель губернатора Тюменской области Сергей Дегтярь. По его мнению, главный успех программы в том, «что тему, что называется, «раскачали». Причем прошли путь от полного непонимания до четкой регламентации и определения франчайзинга как рычага, к которому все чаще прибегают представители бизнеса. Квинтэссенцией всего стал прошедший 23 мая в Тюмени Всероссийский форум по развитию франчайзинга с участием губернатора.

Одной из особенностей форума стало появление франшиз от тюменских компаний: «Максим», «Кванта+», «Арсенал», «Этажи», «Мебельвилль». Их предложения предназначены в основном для предпринимателей из муниципальных образований Тюменской области, где, по словам Андрея Пантелеева, лояльность к тюменским брендам наиболее высока. Особняком в числе тюменских франчайзеров стоит агентство «Этажи», которое всерьез рассматривает возможность выхода на федеральный (и даже международный) уровень. Вот как прокомментировал планы по развитию директор компании Ильдар Хусаинов:

- Ильдар Борисович, почему Вы решили продавать свою франшизу?

− Потому что, по моему мнению, риэлторская услуга сегодня в России находится на недостаточном уровне. И мы уверены, что нам по силам это изменить. Поэтому мы приняли решение, что мы должны быть крупной федеральной компанией — те технологии, которые мы разрабатываем в масштабе одного города и даже одного региона — не окупятся. Конечно, это тяжело и трудно. Ведь никто не будет покупать твою франшизу, если не будет чувствовать реальные преимущества. Работа по разработке франшизы у нас заняла полгода и на сегодняшний день мы успешно реализуем ее в нескольких регионах.

Куда уже удалось зайти?

− Мы работаем сегодня в 15 городах России, в том числе в таких как: Екатеринбург, Новосибирск, Саратов, Волгоград, Ставрополь. В городах, где конкурентная среда довольно развита, но нам это интересно — дух противоборства нас заряжает энергией.

Согласитесь, что это необычно — когда тюменская компания начинает выходить в регионы? Обычно все наоборот.

− Так происходит всегда — в любой системе всегда находятся те, кто думает что масштаба города мало. В рамках одного города масштабного продукта не создать. Благо, что в Тюменской области и округах есть города, в которых мы эффективно открыли филиалы, наши бизнес-модели доказали свою эффективность и мы стали готовы двигаться дальше. Нужно учитывать и тот факт, что российская экономика достаточно молода, ей как системе лет 10–12, девяностые годы это скорее переходный период, с 2000 можно начинать отчет А если бы было рыночным отношениям лет 100, никто бы не удивился тому что не только из миллионников растут сильные федеральные компании.

Какие у вас амбиции?

− У нас не амбиции, а стратегические цели, согласно которым мы должны быть самой крупной риэлторской сетью в СНГ к 2017 году. И мы ей станем без всякого сомнения.

Были ли в России подобные примеры развития риэлторских сетей?

− Пока нет. Мы — первые. Это конечно интересно и одновременно волнительно, но я уверен, что первый забирает все. Надо уметь рисковать.

Сколько франшиз вы уже продали?

− В этом году мы продали уже 8 франшиз. Но еще очень много в работе — нам только заявок пришло несколько сотен, в конечном итоге франчайзи-партнерами стали только 8. Остальные не прошли отбор. Дело в том, что мы выдвигаем достаточно серьезные требования к покупателю франшизы, ищем сильных партнеров, которые помогут нам создать федеральную сеть.

Если не секрет, сколько стоит франшиза от «Этажей»?

− 4% от выручки, без паушального взноса. Считаю, что это является, во-первых, нашим конкурентным преимуществом, а, во-вторых, показателем того, что наша цель — партнеры, а не единовременная прибыль.

Почему предприниматель должен покупать вашу франшизу?

− Потому что наша франшиза поможет ему заработать денег больше, чем если бы он работал самостоятельно.

Разработка такого продукта — процесс затратный. Можете ли озвучить сумму инвестиций?

− Несколько десятков миллионов рублей. Но уверен, это эффективное вложение денежных средств, более того мне как тюменцу очень хочется, чтобы в сфере услуг была сильная федеральная компания родом из Тюмени. Наш регион обладает прекрасным инфраструктурным, образовательным потенциалом, чтобы продавать бизнес-технологии.

Выгода для всех

Франчайзинг – это не только выгода для франчайзера (что естественно) и франчайзи (что подразумевается), но и существенный плюс как для населения, так и для властей региона.

С развитием франчайзинга появляются дополнительные рабочие места, увеличиваются налоговые поступления. Кроме того, по мнению начальника областного управления потребительского рынка Андрея Пантелеева, «стабильность государства и региона – в среднем классе. И когда мы говорим о франчайзинге, то мы говорим о стабильно и энергично развивающемся среднем классе. Во всех отношениях: в бизнесе, в культуре, в обучении, в обслуживании».

Немаловажным фактором для области является и то, что с помощью системы франчайзинга как относительно безрисковой технологии можно «закрыть» самые проблемные сферы потребительского рынка. По мнению власти, в Тюменской области наиболее востребованы франчайзи в таких направлениях, как: придорожный сервис, бытовое обслуживание населения, обучение (в том числе детей), строительство, медицинские услуги.

Потребитель же с приходом на рынок известных брендов и успешных бизнес-технологий, очевидно, получает продукт более высокого, нежели у «доморощенных» компаний, класса. Что, безусловно, повышает не только культуру обслуживания, но и культуру потребления. «Скоро наш соотечественник, приезжая за границу, перестанет удивляться, потому что все, что там предлагается и потребляется, уже будет и у нас», – считает Андрей Пантелеев. Остается надеяться, что так и будет. По крайней мере, все предпосылки для этого есть.

* Кстати, теперь у нас есть Telegram-канал.
Интересные истории, байки из редакции и авторские колонки. Подписывайтесь – @vsluh_ru*


Последние новости


реклама
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description