Социальное предпринимательство нуждается в поддержке : Деньги : Вслух.ру : Новости Тюмень

Социальное предпринимательство нуждается в поддержке

Тюменские предприниматели обсудили опыт развития социального предпринимательства.
Новости > Деньги

Социальное предпринимательство в России только зарождается и нуждается в поддержке, в том числе государства. К такому выводу пришли участники круглого стола «Социальное предпринимательство», организованного «Тюменским Бизнес-журналом» при содействии «Вслух.ру».

Изначально спикеры разделили такие понятия, как социальное предпринимательство, социально ответственный бизнес и благотворительность. Первое подразумевает ведение эффективного бизнеса, решающего попутно социальные задачи, например, выпуск колясок для детей с ДЦП. Ко второму виду бизнеса относятся коммерческие компании, помогающие социально незащищенным слоям населения по собственной инициативе, а благотворительные проекты в вообще не ориентированы на получение прибыли, отметила модератор круглого стола Юлия Бурова.

Мы не готовы

В нашей стране само понятие «социальное предпринимательство» только зарождается, считает директор развивающего центра «Ступеньки» Марина Бакулина. Этот бизнес никак не регулируется законодательно: нет ни закона, ни специальных мер поддержки, хотя таким компаниям нужно помогать, считает Бакулина, ведь они решают социальные проблемы, зачастую подменяя собой государство. Часто самому бизнесмену бывает сложно соблюсти баланс между эффективным бизнесом и низкорентабельным предпринимательством, сосредоточенным на решении проблем общества.

Гендиректор Западно-Сибирского центра налогового консультирования Никита Масюк не согласился: господдержка такого бизнеса сегодня существует. Так, Федеральный закон №212-ФЗ о страховых взносах уменьшает ставку по страховым взносам для инвалидов. Что касается налоговых льгот, но от них было решено отказаться, потому что компании начали использовать различные схемы.

Существует и проблема ментальности. «Родители еще не совсем готовы к тому, чтобы здоровый ребенок находился с детьми с дефектами. Хотя дети не обращают на это внимание совершенно, мы сами создаем такие проблемы, воспитывая это в детях», – уверена Бакулина. Руководитель филиала международной школы лидерства Jlider Мария Лузянина добавила, что прежде чем говорить о социальном предпринимательстве, нужно привить культуру отношения к людям с ограниченными возможностями, еще со школы объясняя, что это такие же люди, как все. Проявлением менталитета является и неприспособленность окружающей среды.

Несмотря на возникающие проблемы, социальные бизнес-проекты в России реализуются. Например, Тюмени с мая этого года реализуется проект трудоустройства инвалидов по слуху, почти 300 человек получат работу и источник дохода. По словам директора Института предпринимательства УрФО, который является оператором по реализации проекта, Анжелики Гембарской, «проект откроет новое дыхание людям с ограниченными возможностям и действительно поможет их интеграции в общество». В некоторых регионах развитие социального предпринимательства идет весьма активно, например, в Новосибирске создана школа социального предпринимательства, где молодежь обучают реализовывать подобные проекты.

Адаптировать, но кого?

В отличие от социального предпринимательства социально ответственный бизнес решает общественные проблемы, не зарабатывая на этом больших денег. Речь идет о принятии на работу инвалидов, многодетных родителей, добровольной финансовой и другой помощи детям из детских домов или многодетных семьям.

В последнее время среди предприятий востребована такая услуга, как аренда рабочих мест для инвалидов в целях исполнения регионального закона о квотировании рабочих мест. Такую услугу оказывает Тюменская областная общественная организация Всероссийского общества инвалидов, сообщил ее руководитель Андрей Толстов. По его словам, сегодня более ста сотрудников в Тюмени работают по такой схеме. В организации наработан серьезный банк данных потенциальных работников, и общественники помогут подобрать предприятию нужного человека.

Участники круглого стола поделились опытом найма на работу инвалидов. Как сказал заместитель директора КЦ «Дозор» Алексей Бадьин, после принятия новых сотрудников возникла не столько проблема адаптации людей с ограниченными возможностями в коллективе, сколько адаптации обычных сотрудников, «без ограниченных возможностей». Им пришлось учиться взаимодействовать с новыми людьми, но сейчас все хорошо, резюмировал Бадьин.

Он посетовал на излишне агрессивную критику сотрудников Центра занятости при получении субсидии. «У меня сложилось впечатление, что кроме меня это никому не надо», – добавил он. Никита Масюк добавил: «Помогая людям, компании вынуждены доказывать, что действительно помогают». В ответ на это заместитель директора по труду и занятости населения Тюменской области Вадим Самсонов сказал, что такие требования обусловлены прошлым негативным опытом. Были случаи, когда компании просто «рисовали эти колл-центры с совершенно очевидными намерениями». Самсонов также рассказал о региональной программе по содействию трудоустройству незанятых инвалидов.

Алексей Бадьин подчеркнул, что люди с ограниченными возможностями проявляют огромный интерес к работе, другой вопрос — не всегда можно найти работников с нужной квалификацией. Самых квалифицированных быстро разбирают, добавляет Гембарская, а некоторые, годами ожидая места работы, теряют квалификацию.

Пиар или потребность?

Смысл социально ориентированного бизнеса заключается в позиционировании себя как хорошей компании, считает Никита Масюк. Для компании это такой белый пиар, считает директор Института предпринимательства УФО Анжелика Гембарская, который не мешает творить добро. Коммерческий директор ГК «ТИС» Светлана Утешева наоборот считает, что большинство тюменских предприятий стараются не афишировать свои благие поступки, именно потому, что это будет воспринято как пиар.

Мотивация компании зависит от уровня ее развития, считает Утешева: вначале, возможно, это белый пиар, потом трансформируется в потребность, а потом превратится и в миссию. На это Масюк парировал, что помощь людям не может стать миссией коммерческой компании, иначе это уже благотворительная организация.

Сегодня у бизнеса есть потребность помогать, считает директор АСО «PRимер» Анна Морозова. В то же время недостаточно знаний, нет понимания технологий, как это делать, хотя на самом деле все технологии давно разработаны: и способы поиска этих средств, и способы распределения. Важно, чтобы направление помощи нуждающимся гармонично сочеталось с основной миссией бизнеса, добавляет Морозова.

В этом году ГК «ТИС», в активе которой – собственная программа помощи многодетным семьям, планирует создать новую площадку для общения и помощи нуждающихся в помощи людей: детям-инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям и т. д. Светлана Утешева пригласила всех заинтересованных к диалогу: «Мы бы хотели начать цепочку добра с этой площадки». Анна Морозова считает, что площадка ТИСа поможет бизнесу обмениваться опытом в вопросе оказания помощи нуждающимся.

* Кстати, теперь у нас есть Telegram-канал.
Интересные истории, байки из редакции и авторские колонки. Подписывайтесь – @vsluh_ru*


Последние новости


реклама
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description