От Пересвета до Николая II: история страны в картинах Павла Рыженко : Культура : Вслух.ру : Новости Тюмень

От Пересвета до Николая II: история страны в картинах Павла Рыженко

рубрика: Культура

Автор:

Все произведения Рыженко, сколь бы крупными они ни были, тщательно проработаны.


Тюменский музей изобразительных искусств открыл для горожан художника Павла Рыженко. 34 монументальных полотна с историческими сюжетами заняли все левое крыло первого этажа музея.

Экспозицию «Исторический реализм» в минувшую среду открыла Наталья Хвостанцева, директор музейного комплекса имени Ивана Словцова. Она рассказала, что художника (в этом году ему исполнилось бы всего 45 лет) не стало год назад, инсульт. Но осталась коллекция его работ, которая путешествует по стране, останавливаясь в музеях разных городов. Кроме того, напечатан альбом репродукций полотен Рыженко с историческими справками и комментариями самого живописца, который можно найти и в художественной лавке тюменского музея.

Но прежде чем покупать содержательный альбом, лучше увидеть громадные, реалистичные, мастерски написанные картины.

Павел Рыженко, когда его спрашивали о том, как и почему он пришел к изображению ключевых исторических событий, произошедших в нашей стране (а он скрупулезно охватил период от Древней Руси до начала XX века), отвечал: «Помню тот восторг, который впервые охватил меня в залах Эрмитажа… Казалось, все эти великие мастера присутствуют здесь, рядом со мной. Я ощущал дыхание живой истории, величие могущественных империй — Византии, Рима, Российской Империи. Я ощущал прохладу Синайской пустыни и запах порохового дыма над Бородино, передо мной вставали строгие лики русских воинов, бесстрашных и непобедимых».

Павел Викторович родился в Калуге. Окончил Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова, затем – Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Учился в историко-религиозной мастерской профессора Ильи Глазунова. С 1999 года преподавал в Российской академии живописи на кафедре композиции. В 2007 году художник начал работать в Студии военных художников имени Грекова, где стал одним из ведущих мастеров диорамно-панорамного искусства. За годы работы в студии им было создано не менее шести масштабных диорам.

Главной темой для своего творчества Рыженко выбрал историческую картину. Определился с выбором довольно рано, еще учась в академии. Дипломная работа «Калка» и стала началом череды полотен с историческими сюжетами.

Почти каждое полотно на выставке снабжено или исторической справкой, или комментарием самого автора. Еще на музейной афише гостей встречает едва ли не главный герой работ художника – инок-воин Троице-Сергиевского монастыря XIV века Александр Пересвет. Искусствовед Наталья Паромова рассказывает гостям, что с поединка Пересвета и тюркского богатыря Челубея, считавшегося в те времена непобедимым, началась Куликовская битва. Пересвет позволил себя ранить, но победил Челубея. Правда, как мы помним, в Куликовской битве погибли в итоге оба воина.

Пересвет несется на своем коне с полотна прямо на зрителя по высокой траве Куликова поля. Художник несколько раз в своей работе возвращается к этому персонажу: есть у него полотно «Молитва Пересвета», есть портрет Челубея, а есть монументальное полотно «Поле Куликово».

Но этот сюжет – один из многих в живописи Рыженко, так же, как и в истории нашей страны. Полотна «Калка», «Невская битва», «Брусиловский прорыв», его живопись – это череда портретов царей, князей, святых, батальные сцены, собирательные образы казаков, гренадеров, воинов.

Все произведения Рыженко, сколь бы крупными они ни были, тщательно проработаны. Художник внимателен к деталям и атрибутам, таким как военные костюмы, ордена, знаки отличия, знамена, исторические предметы быта и прочее. Искусствоведы рассказывают: чтобы добиться максимальной точности в фактах, Павел Викторович проводил исследования и консультировался с историками и экспертами во время работы над картинами. И теперь перед нами – широкая историческая панорама нашей страны.


Другие новости

27 марта 2015 г.

реклама

Материалы от партнеров