Видимые, но неочевидные. Выставка Френка Дитури в Тюмени : Культура : Вслух.ру : Новости Тюмень

Видимые, но неочевидные. Выставка Френка Дитури в Тюмени

Знакомство с Дитури — замечательный подарок для тюменцев, как для фотографов, так и для любителей искусства.
Новости > Культура

Выставка американского фотографа Фрэнка Дитури открылась 20 марта в тюменской Галерее современного искусства при поддержке консульства США. Знакомство с Дитури — замечательный подарок для тюменцев, как для фотографов, так и для любителей искусства. Увидеть его работы можно и в Интернете, но даже если вы знаете, чего искать, встреча с искусством в обстановке галереи всегда предполагает более вдумчивое отношение, особую атмосферу, более тесное взаимодействие с произведением, даже если перед тобой такой тиражируемый объект, как фотография.

В Тюмень прибыло 40 фотографий, сделанных за последние 25 лет. Это чёрно-белые снимки 1970-х и цветные 2010-х, резкие и контрастные; размытые, сделанные в движении или на большой выдержке; сфотографированные при слабом освещении и пересвеченные. Объединяет их тема «О невидимых вещах/Of Things Not Seen», представляющая творческое кредо Дитури.

О невидимом

Художника воодушевляет не задача передать в деталях объективную реальность. Строго говоря, объективность недостижима, потому что по ту стороны объектива всегда стоит человек со своим настроением, жизненным багажом, физическим самочувствием, текущими мыслями, то же относится и к каждому зрителю. Дитури сосредоточился на воплощении своих ощущений в момент съемки, и это не чёткая, застывшая картинка, а наслоение образов, смыслов, движений, ритма дыхания, фантазий.

Человек, воспринимающий подобное искусство, вряд ли сможет погрузиться точно в такое же состояние, что и автор, но у него появляется возможность подыскать в собственном чувственном и рациональном опыте нечто подобное, вызвать биохимическую реакцию, которая наполняет зрителя трепетом, тревогой, умиротворением, любопытством. Многие высказывания Дитури вызывают ассоциации с известными произведениями, прежде всего, визуального искусства, но также и литературы, музыки.

Скажем, серия чёрно-белых снимков 1990-х годов могла бы быть иллюстрацией к «Смерти в Венеции» («Дорога в рай, Губбио», Италия, 1990; «Итальянская Ривьера», Италия, 1995) Томаса Манна или «Талантливому мистеру Рипли» Энтони Мингеллы («Филипп с другом», Нью-Йорк, 1993; «Рядом с жалюзи», Италия, 1994). «Рука у исповедальни» (Италия, 2011) наводит на мысли о фрагменте фрески Микеланджело «Сотворение Адама», на которой соприкасаются руки Бога и Человека. А название фотографии, изображающей свинью в темноте, говорит само за себя – «Дейзи, как у Босха» (Италия, 2012).

Целая серия цветных фотографий позднейшего периода вызывает ассоциации с фильмами «А теперь не смотри» Николаса Роуга («Красный капюшон в ночи», Италия, 2012; «Узкая улица», Италия, 2010) и, скажем, «Малхолланд Драйв» («Мои оливковые деревья», Италия, 2012) или даже «Твин Пикс» Дэвида Линча. Смутные, как в полусне впечатления, ночные прогулки, переходы из фантазию в реальность и обратно. Ронетт Пуласки выходит на рассвете из леса – это «Волосы Моники в лесу» (Италья, 2012). Моника – один из излюбленных персонажей Дитури. Вот, «Моника в Джуэлло» (Италия, 2010) – блондинка в ночи старинного города – бежит, идёт куда-то стремительно? «Моника и Луна» (Италия, 2012) – почти симметричная композиция, таинственный свет, дёрганое пятно луны, красное – опасное и манящее – пятно одежды, кусты, тени, нарушающая равновесие ветка дерева, врезающаяся в картинку слева.

Еще в ранних работах – вполне традиционных по форме, Дитури любил схватывать парадоксальные сценки, удивительные совпадения, подсказанные самой жизнью. Со временем изменилась его техника, но любовь к таким сюжетам сохранилась. В экспозиции есть, например, мифическая шестиногая собака рядом с лежащей на тротуаре женщиной («Тени на улице», Португалия, 1979); торс человека, выходящего из темноты на свет, высвеченного, как «Греческая статуя»(1992); статуя ангела и мужчина, стоящие «Спиной к спине» (Сан-Франциско, 1994).

Что невидимо на этих фотографиях? Иногда ответ буквальный. Размыто и потому не видимо лицо девушки «У реки Бронкс» (Нью-Йорк, 1999). Угадывается по остальным деталям композиции, но не видимо море в «Виде на море» (Венесуэла, 1995). О том, как выглядит «Лестница у Андрея» (Россия, 2010), да и сам «Большой Андрей» (Италия, 2011) – раскинувший руки в стороны, косолапый, как русский медведь-шатун, выпадающий из фокуса.

Порой ответа не знает и сам автор! Вот в жёлтом свете ночных фонарей изгибается улочка итальянского города, в стене справа приоткрыта дверь. Собственно, сразу её и не замечаешь – взгляд следует за перспективой, стремясь узнать, куда ведёт улица и только название – «Открытая дверь» (Италия, 2010), заставляет увидеть её, почувствовать, как её увидел автор. Как ему стало интересно, куда ведёт эта дверь, почему она приоткрыта ночью, почему она так напоминает крышку чёрной лаковой шкатулки?

На некоторых снимках зримым кажется то, что обычно не воспринимается глазом: икона светится мягким оранжевым огоньком в полутёмной комнате «Матеуша» (Италия, 2012). Не иначе, как левитация изображена на фотографии «Висящий крест» (Италия, 2012): белый свет из полукруглого окна, светлые, обшарпанные стены старой церкви. В этом умиротворённом утреннем храме элемент тревожности возникает, благодаря несимметрично подвешенного, как будто болтающегося или летящего распятия, врывающегося в кадр, как фантастический акробат на трапеции.

О насущном

К сожалению, в Тюмени не нашлось возможности должным образом экспонировать эти работы, требующие сосредоточенного, спокойного взгляда, свободного пространства вокруг каждого снимка. В Галерее современного искусства, которая принимает у себя выставку, предоставлен довольно большой, но всё же слишком тесный для этих произведений зал, в котором они плотно развешаны по периметру, кое-где в два ряда. Стёкла бликуют, отражая свет ламп и солнца из узких окон под потолком. Вместе с фотографиями выставлены работы тюменского скульптора Геннадия Вострецова, картины разных авторов, предложенные на продажу. В таких обстоятельствах остаётся пожелать экспозиции вдумчивых и заинтересованных зрителей.

* Кстати, теперь у нас есть Telegram-канал.
Интересные истории, байки из редакции и авторские колонки. Подписывайтесь – @vsluh_ru*


Последние новости


реклама
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description