Горан Петрович увидел Тюмень в белом кружеве : Культура : Вслух.ру : Новости Тюмень

Горан Петрович увидел Тюмень в белом кружеве

рубрика: Культура

Источник: Вслух.ру

Сербский писатель прибыл в Тюмень по приглашению университета и в течение двух дней встречается со студентами.


Один из наиболее популярных сербских писателей, в некотором смысле наследник Милорада Павича, автор, переведённый на 15 языков, приехал на тюменский фестиваль «Книга года», организованный кафедрой издательского дела.

Сегодня Горан Петрович дал пресс-конференцию на филологическом факультете ТюмГУ, а также встретился со студентами в университетском библиотечном центре, завтра ему предстоит мастер-класс «Ситуация писателя в 2012 году». Как пояснила организатор фестиваля, профессор и глава кафедры редакторского дела Наталья Дворцова, тему сформулировали в подражание «Ситуации писателя в 1948 году» Жана Поля Сартра, поскольку проблемы, поднятые французским экзистенциалистом в середине прошлого века, – грядущий конец литературы, исчезновение писателя – кажутся вполне актуальными и сегодня.

Петрович не имеет детального представления о том, что расскажет студентам завтра, однако уверен, что потребность в литературе у человека не иссякнет. В самолёте он обратил внимание на даму, читавшую в электронной книге стихи, и это показалось ему добрым предзнаменованием.

С вопросами гостю публика раскачивалась медленно, много спрашивали о том, что легко выяснить в Интернете: где родился, где публиковался, но Петрович, как истинный художник, использовал вопросы как условные точки опоры, отталкиваясь от них, он говорил о современной ситуации в литературе, о писательском труде, о собственном творческом процессе.

Когда-то я мечтал заниматься фотографией, но у меня ничего хорошего не вышло. Думал играть на барабанах, но родители не позволили. С футболом тоже дело не пошло, друзья говорили, что у меня обе ноги – левые. Но в конечном итоге литература позволяет мне делать всё, что невозможно в реальной жизни. Я могу даже изменять дыхание человека, который читает мою книгу где-то далеко. Я замечаю мелочи, в которых видно большое, и вижу мелкое в великом. Как и в фотографии, в литературе есть свет, одно слово высвечивает другое. Как и футбол, литература – игра, ты посылаешь мяч из Белграда, чтобы его принял кто-то в Тюмени.

Мы живём в мире, где всё становится индустрией. Кинематограф уже сгубила эта индустриализация, боюсь, скоро и с книгой произойдёт то же самое. По всему миру 70–80% книжных витрин одинаковые. Но литература – это не кроссовки, не товар в супермаркете, выставленный так, чтобы было удобно взять, лишь протянув руку. Иногда стоит сделать физическое и душевное усилие: посмотреть, что на верхних полках, во втором ряду, проявить любопытство, интерес к тому, что пишет неизвестный тебе автор.

Цивилизация не идёт вперёд, а движется по кругу, человек не стал умнее, он всё тот же зверь, и войны этому самое очевидное доказательство. Но что не так очевидно – торжество фальшивого изобилия. Даже в бедных странах у каждого есть 100 каналов телевидения, 100 марок шампуня на полке в магазине. Но в реальности человек не может ничего выбирать, сменив марку шампуня, он не изменит свою жизнь. Книга – одна из немногих возможностей выбирать в наше время. Писатель выбирает, о чём писать. Читатель – что читать. Не нравится – можно бросить.

Три корпуса литературы повлияли на меня более всего: русская классика, французская и латиноамериканская литература… Когда я читаю книгу, которая мне нравится, есть ощущение, что она написана только для меня: много лет назад Чехов сел и написал рассказ, чтобы именно я мог его прочитать.

Я никогда не мог заниматься только литературой – работал библиотекарем, редактором литературного журнала, редактором в издательстве. Есть сербский афоризм: «На заработки от литературы можно жить, но не ежедневно». Я не могу одновременно писать и делать другую работу, некоторые так делают, но у меня, к сожалению, не выходит. Для прозы нужна рабочая атмосфера. Это стихотворение можно контролировать, оно всё уместится на ладони, а когда пишешь роман, должен быть порядок, режим, как у младенца, стоит отвлечься, и потом трудно войти обратно в нужное состояние.

Я давно пишу на компьютере. Но, написав, я стираю все файлы, оставляю только печатную версию. Потом раскладываю страницы на столе и возвращаюсь к ним с карандашом. Это как финальная настройка нового музыкального инструмента, каждое предложение – как струна, оно должно звучать гармонично, не слишком громко и не слишком тихо. Иногда я читаю отрывки вслух, даже на публике, чтобы проверить акустику нового произведения.

Весь мой жизненный опыт находит место в рукописи. Вдохновение может дать какая-то мелочь, вокруг собираются мысли и образы, это может быть чье-то лицо, слово, пейзаж, музыка или история. Некоторые книги требуют серьёзной подготовки, когда я работал над «Осадой церкви святого Спаса», я прочитал много книг только ради того, чтобы найти одно правильное слово. Но чтобы это не была литература, сделанная только из литературы, там есть ещё много личного. Если же мне не хватает моего опыта, я иду к человеку, который сможет поделиться своим.

Роман «Осада церкви святого Спаса» – антиисторический. Каждый из нас уверен, что наша жизнь – самая важная. Но со временем то, что сейчас выглядит, как страничка, станет всего лишь сноской, легко представить, что о нашем времени когда-нибудь вообще ничего не напишут. Литература же сохраняет маленькие человеческие истории. Уходят эпохи, исчезают цивилизации, пусть человеку в утешение каждому времени соответствует своя история.

В Тюмени я впервые и успел посмотреть город совсем немного. У меня осталось впечатление накрахмаленного кружева – ветки деревьев, покрытые инеем, белые резные наличники. Меня впечатлила история о том, что здесь во время войны находилось тело Ленина. Студенты показали мне дом купца, который торговал чаем из Китая, я представил себе, какой путь проделал этот чай, как долго шли караваны от Китая, через Тюмень, каков был запах этого чая, как звенели монеты, как кто-то потом в пил этот чай в Петербурге. Тюмень из числа городов, где сходятся все времена и культуры, такие места – настоящее богатство для писателя.


Другие новости

11 декабря 2012 г.

реклама

Материалы от партнеров