Работы двух величайших творцов представлены в Тюмени: синтез гениев Данте и Дали можно увидеть в музее ИЗО.
Работы двух величайших творцов представлены в Тюмени: синтез гениев Данте и Дали можно увидеть в музее ИЗО.
Проект «Сальвадор Дали. 100 цветных ксилографий к „Божественной комедии“ Данте» называют грандиозным — он охватывает 15 городов России, в течение двух лет — с 2010 по 2012 выставка путешествует по стране.
На открытии выставки искусствовед Наталья Паромова рассказала, что Дали получил заказ на иллюстрации к «Божественной комедии» в 1951 году к 700-летию со дня рождения Данте. Художник начал с акварелей, но по нескольким причинам заказ был отменен. Но истинный творец не мог остановиться на полпути. Он решил — пусть нет заказа, пусть он ничего не получит, но доведет дело до конца. Дали сделал огромное количество акварелей, по одной к каждой тысяче строк «Божественной комедии» в период с 1951 по 1960 годы, которые было решено перевести в гравюру, что возможно только с помощью ксилографии. Было сделано 3600 досок, чтобы напечатать акварели. К окончанию работ доски были уничтожены во избежание созданий в будущем копий. На сегодняшний день местонахождение акварелей Дали неизвестно, гравюры находятся в частных коллекциях.
Дали не первый, кто иллюстрирует Данте. В 19 веке прекрасные гравюры были созданы рукой французского живописца Гюстава Доре, но он, как классик, понимал Данте иначе, чем Дали. «В искусстве 20 века Дали — крупнейшая фигура. Она привлекает своей неоднозначностью, парадоксальностью, это поддерживается еще и имиджем художника. Он стремился к тому, чтобы его личность была мифологизирована, он этого достиг. Его талант многогранен — он скульптор, дизайнер, живописец, график», — отмечает Паромова.
Дали-сюрреалист говорил о бытие совершенно новым языком. Его работы к «Божественной комедии» фантастичны, это смешение реальности и сна. Каждая гравюра имеет свое название, данное самим Дали, но для полного понимания замысла творца организаторы выставки сопроводили ксилографии строками из книги Данте.
Эта выставка — точно не то место, где можно пробежаться «галопом по европам». Чтобы пройти через Ад и Рай вместе с Данте и Дали потребуется немало времени — нужно вдумчиво читать, вдумчиво смотреть. Нататлья Паромова рекомендует посетить экспозицию не один раз: «Выставка требует максимального внимания, концентрации внимания, чтобы вникнуть в систему образов Дали, понять, как он прочел Данте. Само явление — ксилография, одна из сложнейших техник графики, тем более цветная ксилография. Современный человек отвык концентрироваться, картинка перед его глазами постоянно меняется — на мониторе компьютера, экране телевизора. Мы привыкли смотреть быстро: взглянул — все понял. Но если мы так будем ходить по выставке, мы не увидим ничего».
Выставка будет работать до середины июля, она не предназначена для детей младше 16 лет.