Субъективно: "Шпион" в духе "Матрицы" : Общество : Вслух.ру : Новости Тюмень

Субъективно: "Шпион" в духе "Матрицы"

Тринити еще не успела покрыться благородными сединами, как старший майор Октябрьский в новейшем российском блокбастере «Шпион», честно глядя в глаза зрителям на вчерашней премьере, не постеснялся-таки повторить матричный трюк с исчезновением из телефонной будки.
Новости > Общество

Тринити еще не успела покрыться благородными сединами, как старший майор Октябрьский (Федор Бондарчук) в новейшем российском блокбастере Алексея Андрианова «Шпион», честно глядя в глаза зрителям на вчерашней премьере, не постеснялся-таки повторить матричный трюк с исчезновением из телефонной будки. Но если притвориться, что про «Матрицу» с ее телефонами и прочими гаджетами, вездесущими агентами-смитами и манией преследования все давно забыли, и считать эти милые совпадения не прямыми кальками, а цитатами в духе гипертекста, то смотреть вполне можно.

И это даже приятно. Как и должно быть при просмотре кассового, сделанного с расчетом на широкую аудиторию комикса, осложненного необходимостью гордиться нашими такими вот бравыми ребятами и нашими же, откровенными, как правда, девушками.

Такой болезненный кусок истории, как предвоенные годы в Советской России, поданный, можно даже сказать – сервированный, в виде современного, легкого и быстрого жанра, вызывает, как и всякое противоречие, очень живую реакцию интереса. Казалось бы, все куда как серьезно: враги, погони, драки, троллейбус с гражданами внешне благополучной и счастливой страны советов бесконечно падает с моста по заказу вездесущего ЧК, у хорошей девушки Нади – не ломаки, мать замучена теми же «защитничками» из ЧК, война вот завтра, – но от ощущения комикса все равно не избавиться, от характерной двухмерности и лубочности.

Кадры подкупают чистотой отделки, хорошей такой, уже крепкой, ремесленной чистотой. Местами забавно, закруглено, подкручено, подкрашено. И мир воссоздан такой уютный – Москва весной 1941 года – тот самый, который рисовали на советских открытках, чтобы помнить, к чему стремимся. Безопасная история, податливая, комфортная, забавная. И постоянно вертится в голове: ностальгия, ностальгия. Память очищает прошлое от глупой минорной шелухи, чтобы отложить про запас и сравнить потом с настоящим: а вот раньше-то было… И почему в таком сравнении настоящее с завидным постоянством проигрывает?

В параллельной реальности, выстроенной молодым режиссером по «Шпионскому роману» Бориса Акунина, спортсмены в характерных полосатых олимпийках дружной командой несут байдарку, похожая команда дружно крутит педали тандема, бабушки исправно вяжут у подъездов, пионеры исправно бегают и радуются жизни, братские народы исправно демонстрируют счастье от своего нынешнего союзного положения. И всегда солнечно, что позволяет хорошенько и во всех подробностях рассмотреть дворец советов – апофеоз советской архитектурной гигантомании, в нашей с вами реальности так и оставшийся на бумаге, а здесь – пожалуйста, высится себе и впечатляет. Признайтесь, вы ведь тоже, всякий раз, глядя в исторических передачах на этот проект – гимн разгулявшемуся эго, думали: а что, если бы такое чудовище все-таки выстроили?

20 июня 1941 года отца народов спрашивают: откуда информация, что войны не будет? Сталин, примеривший роль небожителя, стоящий в белом кителе где-то под небесами на советском олимпе, воплощенном в жизнь, тычет себя пальцем в лоб и говорит: отсюда. Как бы иллюстрируя известное – разруха не в сортирах, она в головах. Довольно жалкий, со всем этим умело стилизованным пафосом вокруг, обманутый тиран, так по-глупому подставляющий многомиллионный народ. Даже как-то за державу обидно, что ли. Но это же не всамделишная история, а история-light, поэтому ладно. Еще один нюанс: это вообще как бы не у нас, а в мире, где еще семьдесят лет назад вовсю пользовались видео-конференц-связью. Поэтому как бы ничего, внутренний патриот, воспитанный на «Летят журавли», «Обыкновенный фашизм» и «В бой идут одни старики», беспокойно ворочается, но сидит тихо.

Яркой, но двухмерной картинкой выглядит в фильме и шпион Октябрьский. Бондарчук, при всем уважении к знаменитым родителям, все-таки больше персонаж, чем актер. И именно этим украшает выбранный легкий жанр, острит и напевает, соблазняет манекеноподобных дам, ловко отплясывает в форменных сапогах танго и исчезает порой, словно по мановению волшебной палочки. А молодые актеры Даниил Козловский и Анна Чиповская, на плечах которых, собственно, весь пафос картины про единственных нормальных людей в этом безумном мире, до того хороши, что становятся почти прозрачными на ветру истории. И сказать о них что-нибудь едкое язык не поворачивается. Пусть себе сидят бесконечно на буколическом бережку этим ясным вечером 21 июня за несколько часов до войны, и целуются, тем более, что это у них так хорошо получается.

И сидится им хорошо, потому что понятно, что после режиссерского «Снято!» они встанут, пожмут друг другу руки и пойдут себе домой. Никакой войны завтра не будет. Комикс про войну – это из разряда невозможного. Она ведь та самая, день победы в которой – радость со слезами на глазах.

Это как безопасная история, история в кратком пересказе, муляж истории, симулякр истории. История-light, наконец. Как газировка без сахара под аналогичным девизом. Знаем же, что вредно для желудка, но ведь вроде бы не так вредно для талии. Так же и предложенный сюжет, по сути своей – непереносимая жестокость и бесчеловечность, но в облегченном варианте, захватывающая, динамичная, построенная по законам жанра. Так непереносимость, как ни странно, легче переносится. Если выбор темы все же смущает, то, видимо, для достижения нужного эффекта необходима была еще определенная широта взгляда, которую не обеспечит широкий экран, да и попкорновая легкость восприятия не помешает. Но не для всех, конечно. Поэтому читай, тоже кино для избранных.

* Кстати, теперь у нас есть Telegram-канал.
Интересные истории, байки из редакции и авторские колонки. Подписывайтесь – @vsluh_ru*


Последние новости


реклама
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description