КОНЕЧНАЯ ОСТАНОВКА ТЮМЕНСКОГО ТРОЛЛЕЙБУСА

Все, что связано с троллейбусами, стало настоящей историей. Если заглянуть в нее, охватывает ностальгия - знакомые маршруты, женщины-водители, кассы самообслуживания, низкие цены за проезд, размеренность и неторопливость… В большом окне старого троллейбуса остался прежний город, местами непричесанный, не столь большой и перспективный, но родной, любимый и приятный взгляду горожанина. 


В этом материале мы вспомним, как зарождался в Тюмени электротранспорт и каким он был. 

«Получай, Тюмень, первую троллейбусную линию!» 

Инициатором запуска троллейбусов в конце 1960-х в Тюмени выступил директор моторного завода Владимир Хуторянский. Обком КПСС, которым руководил Борис Щербина, поддержал идею.

В начале марта 1970 года исполком Тюменского городского совета рассмотрел вопрос о строительстве первой очереди троллейбусной линии от моторного завода до завода медоборудования. Этот маршрут составил 13,8 км.  

Строительство троллейбусной линии в Тюмени вполне можно сравнить с подвигами тех, кто осваивал нефтегазовые месторождения на севере региона. То, что делают обычно в течение квартала, в Тюмени сделали за полтора месяца. Сроки были поставлены сжатые, пришлось привлечь специалистов из других регионов. Опирались на приглашенных, но и понимали, что нужно готовить своих.

Организация горэлектротранспорта началась в десятом транспортном цехе моторного завода. Руководил процессом заместитель начальника цеха Георгий Мартынов. 

«В ноябре 1969 года в газете «Тюменская правда» появилось необычное объявление о наборе на полугодовые курсы водителей троллейбусов в Челябинске для работы в Тюмени в будущем. Группа в количестве 20 человек была отправлена», - пишет в своих воспоминаниях Георгий Мартынов.

В начале закупили четыре троллейбуса ЗИУ-5, численность работников составляла 28 человек. Первые водители прибыли из Кургана, Свердловска, Кирова.  

Пробный пуск троллейбуса приурочили к столетию В.И. Ленина, он состоялся в конце апреля-начале мая 1970 года. За рулем первого троллейбуса был Сергей Пыхтеев, водителями трех других машин стали Светлана Пыхтеева, Юрий Дунаев и Архип Мисюра.  

Митинг по случаю старта троллейбусного движения снимало тюменское телевидение. Вот как описывает торжественную церемонию Георгий Мартынов: 

«Гремела медь оркестра, а возле импровизированной сцены, появившейся у Тюменского моторного завода, люди качали виновников торжества. Все объясняла надпись на транспаранте: «Получай, Тюмень, первую троллейбусную линию!» Водителю Сергею Пыхтееву вручили символический жезл. Сергей Николаевич опытный водитель. До приезда в Тюмень 12 лет водил троллейбусы по маршрутам города Кирова. Перерезается алая лента, и новенькая машина плавно, бесшумно отправляется в свой первый рабочий рейс. Не слышно гула двигателей, только шины шуршат по асфальту: везет людей электричество – самый экологически чистый транспорт. В светлом салоне троллейбуса – строители, монтажники, многие из тех, кому пришлось строить первую троллейбусную линию».  

Любопытно, что в тот день движения как такового не получилось, потому что директора моторного завода и КСК не согласовали вопрос, кто будет платить за электроэнергию?

«Директор КСК отключил линию, вопрос решили только через несколько дней. В конце мая 1970 года троллейбусы перевезли на территорию Стальконструкции, где было построено временное депо», - поделился Георгий Мартынов. 

1970 год Тюмень. Первые троллейбусы. Источник: телеграм-канал «Тюмень-Старушка»

Первопроходцы электротранспорта

Старший научный сотрудник Музейного комплекса им. И.Я. Словцова Лев Боярский показал уникальные документы, посвященные запуску троллейбусов. В архивах есть фото семейной четы Пыхтеевых. А также грамоты и удостоверения, принадлежавшие кировчанам, приехавшим в Сибирь развивать троллейбусное движение. 

«Сергей Пыхтеев выехал на первом троллейбусе, сразу за ним – его супруга Светлана. У нас есть подлинные фотографии, сделанные в момент этого знакового события. Также у нас хранится полная схема маршрутов, действовавших до 1980-х годов: от маршрута №1 до маршрута №15», - прокомментировал Лев Боярский. 

По свидетельству Георгия Мартынова, на подготовительном этапе большой объем работ выполнил коллектив Тюменского монтажного управления треста «Уралэлектромонтаж». В начале марта 1970 года специалисты начали подвешивать контактные провода. Эту работу приходилось выполнять впервые.

«На пути троллейбусной линии было установлено 450 опор, проложено 15 км подземного кабеля. Бок о бок вместе с тюменцами трудились опытные монтажники из Свердловска и Перми. Они работали в две смены. И за 40 дней сделали линию, натянув 28 км проводов. По нормативам на это требовалось около 4 месяцев», - отметил Георгий Мартынов. 

Постоянная эксплуатация троллейбусов в Тюмени началась только 11 июня 1970 года. Первые водители дежурили по графику и сами сторожили троллейбусы. На каждой машине работали по два человека. Утренние планерки проводили прямо в салоне троллейбуса. 

«Начали с четырех машин, потом курсировало уже 12-14 троллейбусов, остальные водители были заняты подготовительными работами для пуска подстанций №2 и №3. Вокруг подстанций находилось болото. Работать было трудно», - рассказал Георгий Мартынов. 

Первая диспетчерская располагалась на конечной остановке «Завод медоборудования» и представляла собой сколоченную из фанеры будку с крохотным окошком 30 см на 30 см, которое зимой протирали солью, чтобы не замерзало. Вторая диспетчерская располагалась в здании круглой бани на ул. Ленина.  

Постепенно росло как число троллейбусов, так и количество маршрутов. В январе 1971 года открыли движение через центр города – маршруты №1 «Музей – Моторный завод» и №2 «Музей – Завод медоборудования».  

Также появились маршруты, соединившие улицу Мельникайте с другими частями города. На схеме движения троллейбусов появлялись новые линии. 

Справка

По данным интернет-сайта Экспозиционно-выставочного комплекса городского электрического транспорта города Санкт-Петербурга, прародители современного троллейбусного транспорта появились примерно в одно и то же время в двух частях Германии. В 1882 году немецкий инженер Вернер фон Сименс открыл троллейбусное движение  между Берлином и его пригородом Шпандау. В это же время троллейбусная линия, построенная по проекту Макса Шиммана, протяженностью 4 км появляется в Кёнигштайне (Швейцария). 


Справка

В СССР  пассажирский троллейбус впервые появился 15 ноября 1933 года в Москве, на маршруте, пролегавшем по Ленинградскому шоссе. Первые такие машины в стране назывались ЛК-1 - аббревиатура означала «Лазарь Каганович». В создании этих троллейбусов участвовали три завода: АМО (сейчас завод им. Лихачева), Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ) и завод «Динамо». Уже к концу 1934 года количество троллейбусов в Москве увеличилось до 50, а с 1936 года троллейбусные маршруты появились на улицах Киева, Ростова-на-Дону, Тбилиси и Ленинграда.


Транспорт советской мечты: проезд для всех бесплатный  

В первое время тюменцы получили уникальную возможность пользоваться троллейбусами совершенно бесплатно. Сотрудникам моторного завода выдавали проездные билеты. Позже плату за проезд все-таки ввели.  

«Все билеты до 1991 года стоили 5 копеек. После цены постоянно росли, и к деноминации 1998 года проезд стоил уже 800 рублей. А после деноминации стал 5 рублей, затем 7 рублей», - отметил Лев Боярский. 

Билеты разных периодов сохранились как в фондах музейного комплекса, так и в небольшом музее ПАТП №1.  

Здесь можно увидеть проездные билеты, выпущенные для разных категорий пассажиров, значки «За безопасное вождение», форменные фуражки водителей троллейбусов и другие артефакты из истории общественного транспорта. 

Чтобы производить расчет, в троллейбусах использовали кассы самообслуживания и компостеры.
Два таких экземпляра находятся на хранении в музейном комплексе.  

«Помимо кассового аппарата (был передан в музей в 1992 году) и компостера, в наших фондах есть памятная металлическая табличка «В честь открытия первой троллейбусной линии в 1970 году», отлитая на Тюменском моторном заводе», - рассказала хранитель коллекции «Металл» Марина Вольхина. 

Позже в троллейбусах появились терминалы, довольно громоздкие по сравнению с современными. Один из таких выставлен в музейной экспозиции ПАТП №1.  

Тюменское троллейбусное предприятие 

Тюменское троллейбусное управление организовали 1 декабря 1971 года. Это была самостоятельная организация, и троллейбусы больше не имели отношения к моторному заводу. В городе построили здание депо на 50 единиц подвижного состава, а в середине 1970-х соорудили дополнительные электролинии.  

В 1973 году протянули провода от ул. Мельникайте до Железнодорожного вокзала. А в 1974-м открыли новый маршрут до аэропорта Плеханово и ввели в строй тяговую подстанцию №4. На конечных станциях новых маршрутов ставили вагончики для диспетчеров, работать в которых было трудно из-за отсутствия воды и тепла.

В 1976 году построили линию до района Дома обороны и Электромеханического завода протяженностью 7,8 км и запустили пятую по счету подстанцию.  

К началу 1980-х старые модели троллейбусов заменили новыми – ЗИУ-9 и их дальнейшими модификациями.

Праздником для жителей микрорайонов стал пуск в 1986 году, в честь 400-летия Тюмени маршрутов №13 и №14, связавших отдаленные районы с центром города. 

Фото из группы «Тюмень до нашей эры» (ВКонтакте) 

В итоге, в 1986 году в городе работало 15 маршрутов электрического транспорта. В 1988 году у троллейбусного управления появился новый административный корпус, а в нем: столовая, здравпункт, спортзал и учебные классы для водителей.

 
В 1990-е годы на линию выходило 60 троллейбусов, а численность предприятия составила 600 человек, многие из которых были удостоены профессиональных наград и званий.

 
В начале 2000-х контактную сеть дотянули до «Тюменского микрорайона» с перспективой проведения линии до аэропорта Рощино, но планам не суждено было сбыться.

Справка

Слово «троллейбус» заимствовано из англ. trolley bus. Это английское название возникло, по одной из версий, как сочетание американизма trolley («трамвайный вагон» - брит. streetcar, tram) и английского bus («автобус») - первые троллейбусы воспринимались публикой как «гибрид автобуса и трамвайного вагона» (в ранних публикациях на русском языке троллейбус описывался как «безрельсовый трамвай»).

Синонимы слова «троллейбус», встречающиеся в интернет-пространстве и разговорной речи: трали-вали, безрельсовый трамвай, букашка, рогатый автобус, рогатик, сохатый, очкарик и т.д.


Ушедшие в историю 

В середине 2000-х годов троллейбусное предприятие начало испытывать серьезные финансовые трудности. В городе осталось всего четыре троллейбусных маршрута, кабельные линии требовали ремонта. К 2008 году движение троллейбусов сократилось до двух маршрутов, а чуть позже и вовсе прекратилось. 

2000-е. Фото из группы «Тюмень до нашей эры» (ВКонтакте) 

5 октября 2009 года троллейбусную сеть демонтировали, по официальной версии: «из-за низкой востребованности данного вида транспорта». Действительно, «рогатых» критиковали за их медленный ход, неповоротливость на дорогах города, зависимость машин от контактной сети и т.д. Их называли чуть ли не главными виновниками городских пробок. 

Любопытно, что генеральный план Тюмени в 1980-е годы разрабатывался с учётом проекта по устройству в городе трамвая, который проходил бы и по заречным микрорайонам. Но этого не случилось.  

После закрытия троллейбусного движения, машины хранились на территории депо до их дальнейшего списания, утилизации и продажи. В сентябре 2010 года несколько экземпляров по договору аренды были переданы в Курган. В последующие три года остальную часть электротранспорта также доставили в Курган, а некоторых «старичков» разобрали на запчасти.

2000-е. Фото из группы «Тюмень до нашей эры» (ВКонтакте)

После передачи последних машин в апреле 2013 года демонтировали контактную сеть, расположенную в самом депо. 

Для тех, кто начинал эксплуатацию троллейбусов в Тюмени, решение о ликвидации стало личной трагедией. В своих воспоминаниях ветераны с горечью пишут о закрытии троллейбусного парка, сетуют, что «с 1993 года ощутимых вложений в развитие троллейбусного движения со стороны региональных властей не было сделано». Оттого парк все больше старел, современные машины не закупали, новые линии и маршруты не прокладывали. Много публикаций вышло в защиту «рогатых» машин в тюменской прессе. Журналисты писали об их главном преимуществе – экологичности. Но все безуспешно. Приговор был вынесен и обжалованию не подлежал. 

В память о тюменском троллейбусе была идея установить один из списанных экземпляров во дворе областного музейного комплекса. Но позже от нее отказались, посчитав, что арт-объект займет слишком много места. 

Из троллейбусного парка -
в автобусный

Незадолго до закрытия троллейбусного парка водители начали переподготовку – им предложили научиться тонкостям управления автобусом и перейти в ПАТП №1 или ПАТП №2.  

Среди женщин, которые сменили профиль транспортного средства, оказалась и Олеся Опятюк. Первые навыки вождения ей привил отец, он работал водителем автобуса. 

«Я пришла в троллейбусный парк в 2002 году, мне как раз исполнился 21 год. Попала в дружный коллектив, состоящий в основном из женщин. Работала на маршруте №14. Быстро привыкла, хотя ответственность была большая, прежде всего, за пассажиров, ведь идет ежедневная работа с электрическим током. Надо следить за токоприемниками, уметь с ними обращаться, хорошо маневрировать и т.д. Водитель должен отлично знать технику безопасности. Было рискованно управлять троллейбусом в сырую погоду, нам выдавали специальные перчатки для работы с электричеством. Но, несмотря ни на что, я обожала эти машины», - рассказала Олеся Опятюк. 

В троллейбусном парке она проработала 7 лет, до самого его закрытия.  

«Пробки бывали, и сейчас бывают, но общественный транспорт – это далеко не всегда причина заторов на дорогах города, - считает Олеся Опятюк. – Троллейбусы сами по себе шустрые, однако контактная линия в Тюмени была настолько старая, что мешала быстрому движению машин. Что касается критики по поводу климата в салоне, то зимой в троллейбусах действительно было холодно, но потом их стали оснащать большими печками и стало теплее». 

Сейчас у Олеси Опятюк в водительских правах открыто три категории: D, B и троллейбус. Первый опыт помог освоить новые виды транспорта и стать отличным водителем автобуса. Хотя троллейбус до сих пор занимает в сердце особое место. 

«Мне запомнились профессиональные конкурсы среди водителей троллейбусов. Сначала мы между собой соревновались, потом лучших выбирали на уровне страны. Мне посчастливилось выйти в финал и побывать на Всероссийских состязаниях в 2006 году в Уфе. Мы показывали навыки маневрирования, знание правил технической эксплуатации и правил дорожного движения. Там, в Башкирии мы впервые увидели троллейбусы более современных модификаций, у которых есть возможность передвигаться без привязки к электросети», - поделилась Олеся Опятюк. 

За рулем автобуса Олесе пришлось привыкать к тому, что машина нуждается в регулярной заправке, и к тому, что она не привязана к электросети. Но самое главное, предстояло с достоинством войти в мужской коллектив автопарка. 

«В автобусном парке было нелегко, девушек восприняли в штыки. Но со временем ситуация изменилась. Женщины влились в мужской коллектив, нас приняли в новой роли и коллеги-мужчины, и пассажиры», - подытожила Олеся Опятюк. 

Троллейбусы навсегда ушли с городских улиц, вместе с тем тюменские автобусы обрели женское лицо. Теперь это никого не удивляет. 

Есть ли будущее у троллейбусов?

По данным интернет-источников, в пятерку самых «троллейбусных» городов России входят: Санкт-Петербург, Чебоксары, Севастополь, Новосибирск и Екатеринбург. Наряду с Тюменью от этого вида транспорта отказались такие города как Пермь, Астрахань, Липецк, Тверь и др. А ведь современные троллейбусы совсем не такие как раньше. Они маневренны, имеют высокую емкость аккумуляторов, что позволяет некоторым моделям проходить до 80 км автономно, без потребления из контактной сети. Салоны оборудованы USB-слотами для зарядки мобильных устройств, системами информирования, приспособлены для маломобильных групп населения. Машины обеспечены дополнительным освещением, а также климатическими системами, которые дают комфортную температуру и влажность в салоне зимой и летом.  Такие российские новинки можно было увидеть на Петербургском международном экономическом форуме. 

Внешне новые троллейбусы тоже выглядят совсем иначе. Увеличенная площадь остекления дает пассажирам дополнительный обзор и придает самой машине особый футуристичный вид, отвечающий мировым трендам дизайна транспортных средств. Эти троллейбусы «букашками» точно не назовут! Их будут эксплуатировать в различных городах нашей огромной России. 


А что касается Тюмени, то нам лишь остается вспоминать о троллейбусном прошлом и пользоваться пришедшими на смену автобусами и маршрутками, которые не всегда комфортны и отнюдь не способствуют чистоте городского воздуха.  

Автор: Елена Кухальская
Фото: Екатерина Пономарева

Благодарим за информационную поддержку сотрудников регионального музейного комплекса им. И.Я. Словцова, областной научной библиотеки им. Д.И.Менделеева. пресс-службу ПАТП №1.