Тайны старых домов Тюмени

О чем рассказывает их резное убранство?

Спецпроект «Вслух о тайнах прошлого» рассказывает о самых интересных событиях из истории Тюмени, о людях и городе в разные эпохи, об удивительных судьбах и интересных фактах.

Горожане, оказавшись в историческом центре столицы региона, в будничной суете часто пробегают мимо старинных зданий, не обращая внимания на их необычный облик. А ведь Тюмень издавна славится богатым деревянным декором домов и купеческих усадеб. Ученые, архитекторы, искусствоведы единогласно заявляют, что такой резьбы нет не только ни в одном городе России, но и в мире. Дома, украшенные резными узорами, представляют огромную архитектурную и художественную ценность, они создают неповторимое лицо города. Из трехсот зданий с самобытной резьбой на сегодня в Тюмени осталось всего около пятидесяти.

Более 30 объектов деревянного зодчества сохранено благодаря мастерской «Мних», которую возглавляет художник-реставратор, член Союза художников России, Почетный гражданин Тюмени Вадим Макарович Шитов. На каких улицах расположены самые красивые отреставрированные дома и усадьбы? В этом материале расскажем о нескольких зданиях, пропитанных традициями тюменской резьбы, о памятниках зодчества, представляющих без преувеличения мировую культурную ценность.

Резная мелодия Тюмени

Лето - прекрасное время для прогулок и изучения истории города. Сын известного тюменского реставратора Вадима Шитова − Святослав является активный продолжатель дела своего отца. Помимо работы в мастерской, он ведет просветительскую деятельность и организует экскурсии в рамках проекта «Легенды и символы Тюменской резьбы». Проект объединил интересные факты о самых ярких домах города, славящихся резным убранством.

Впервые в 1980 году работы тюменских резчиков были представлены на Международном совете по сохранению памятников и достопримечательностей ЮНЕСКО. 

Они получили высокую оценку экспертов. Первые публикации о тюменской деревянной резьбе были сделаны искусствоведом Нелли Шайхтдиновой. Она классифицировала три ее вида: глухую, объемную и пропильную. 

«Визитной карточкой Тюмени стала именно объемная резьба. Ее рельеф может быть разной высоты, и при изменяющемся освещении возникает эффект подвижности резьбы, богатая игра светотени. Мотивы тюменского деревянного зодчества сравнимы с золоченой иконостасной резьбой: пышные розы, виноград, груши, яблоки, ананасы, листья, раковины, свитки… Это напоминает интерьерную, дворцовую резьбу стиля барокко. Такие особенности вводят резьбу Тюмени в разряд уникальных. Именно в нашем городе дома успешных купцов выделялись высотой окон и разнообразием пышного декора наличников. На одном доме могло быть до четырех разных мотивов», - это высказывание Вадима Шитова процитировано в книге «Резная мелодия Тюмени».

По оценке Вадима Макаровича, особенно богата особняками, украшенными разнообразной резьбой − улица Дзержинского, которая изначально называлась Садовой. Сейчас обсуждается идея сделать эту улицу пешеходной, чтобы ничего не мешало тюменцам созерцать резное кружево старинных домов, гулять, наслаждаясь тишиной и исторической атмосферой этого района. 

Тюменская резьба сформировалась как отдельное направление в начале 19 века. Она впитала техники и опыт мастеров, которые приехали в столицу Западной Сибири с Урала, из Великого Устюга, Костромы и других ремесленных центров. До наших дней дошло только одно имя из истории тюменского зодчества – мастера 19-го столетия Василия Никитовича Привалова. Его работы можно увидеть на фасадах многих купеческих домов.

«Сибиряк любит хорошие постройки, он лучше не допьет, не доест, а просторные хоромы себе поставит. Избы большие, сплошь и рядом двухэтажные, непременно с тесовыми крышами, на крышах резные украшения, ставни и двери раскрашены», - писали в дореволюционном издании книги «Полное географическое описание нашего Отечества».

Внешняя сторона считалась «лицом» дома, поэтому ее богато оформляли резьбой. Со двора здание украшали скромнее. Фасад мог многое рассказать о жителях дома, ведь все детали резьбы имеют символическое значение. Наибольшее количество таких усадеб построено в Тюмени до революции 1917 года.

В послевоенные годы, начиная с 1960 -х и до начала 1980-х годов, с периода «нефтяного бума», бурного освоения областной столицы типовая застройка сметала целые старинные кварталы. Потребовались неимоверные усилия, чтобы сохранить хотя бы малую часть архитектурного наследия предков.

Тюмень 21-го века - это ухоженный, современный город, но его неповторимый архитектурный образ почти утрачен, отмечают мастера-резчики. Удалось сохранить и отреставрировать только малую толику домов, являющихся памятниками архитектуры. А еще несколько деревянных зданий ждут решения своей судьбы – будет ли у них второй шанс вернуть неповторимую резную красоту?

Тюменские мастера Шитовы

  • Биография Вадима Макаровича Шитова удивительна. Он родился в семье морского офицера, стал летчиком, закончив Институт гражданской авиации в Киеве. Благодаря летной работе Вадим Шитов побывал во всех старинных городах России и познакомился с великими памятниками архитектуры. Однажды, будучи в гостях у брата-скульптора, он получил в подарок резцы для работы по дереву. Резьба настолько увлекла Вадима Макаровича, что он стал заниматься ею все свободное время, а затем получил профессию реставратора. Стал автором нескольких храмовых иконостасов и восстановил десятки памятников деревянного зодчества. 

  • В этой работе ему помогал сын Святослав, который пошел по стопам отца, всей душой полюбив дерево, его энергетику и красоту. В «Центре возрождения народных промыслов Тюменской области», который создали Шитовы, хранится коллекция из 200 образцов оригинальной резьбы, снятых с уже не существующих домов. Они - живые свидетели истории Тюмени.

Музей-усадьба Колокольниковых – резной дворец Тюмени

Старейшее домовладение по улице Республики, 18, (ранее Царская) в городе известно с начала XIX века. Изначально оно принадлежало тюменскому купцу Ивану Васильевичу Иконникову. В 1837 году в доме останавливались цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр Второй и его наставник – русский поэт Василий Андреевич Жуковский.

В конце XIX века усадьба перешла во владение представителя другой известной купеческой династии Тюмени – Степана Ивановича Колокольникова, который вскоре ее кардинально обновил. Дом расширили в сторону двора, новый владелец одел усадьбу в богатую резьбу. Автором яркого украшения особняка стал тюменский мастер Василий Привалов.

На рубеже XIX -XX веков рядом с усадьбой Колокольниковы выстроили магазин. В нём сделали модный по тем временам двухсветный торговый зал, по типу московских Елисеевских магазинов.

В годы гражданской войны Колокольниковы основали в доме Комитет помощи раненым воинам Белой армии. Здесь бывали князья Львов и Голицын.

С августа по октябрь 1919 года в особняке расположилась штаб-квартира красного маршала Василия Константиновича Блюхера. В доме Колокольниковых у него был свой кабинет, об этом рассказывает экспозиция, в которой подобраны типовые вещи той эпохи. 

В советские годы часть территории принадлежала 1-й городской больнице. 

С 1980-х годов усадебный комплекс вошел в состав областного музейного комплекса имени Словцова. А в 1990-х годах большой особняк начали реставрировать по проекту архитектора Геннадия Бордакова. Когда встал вопрос о восстановлении фасада дома, профессиональные резчики Тюмени отказались принять в этом участие. Требовалась тяжелая скрупулезная работа по расчистке резных элементов, копирование и восстановление каждой утраченной детали. За реставрацию сложной фасадной резьбы взялся мастер Вадим Шитов. В ней участвовал и сын реставратора.

«Это единственный резной дворец в Тюмени. Когда приступили к работам, вся резьба была разломана и валялась на складе, - рассказывает Святослав Шитов. - Мы брали элементы и собирали их в течение полугода. Дом полностью деревянный, отштукатуренный. Фасад здания кажется каменным, настолько деревянная резьба приближена к образцам декора каменного домостроения».

Главным акцентным элементом фасада с улицы Республики является угловой ризалит, дополненный своеобразной барочно-ренессансной полукруглой нишей с резной раковиной в своей верхней части. Прикрывающий её полукруглый фронтон украшен гирляндой из фруктов и завивающихся листьев.

Общему утончённому характеру убранства здания полностью соответствует декор наличников. Здесь есть свитки, растительный орнамент, вазоны, волюты с мотивом рога изобилия, ленты и медальоны изящных очертаний.

«Здесь мы видим такие элементы как свитки, пальметки и лавровый лист – символ императорской власти, победителей и триумфаторов, - отмечает Святослав Шитов. - Наверху дом украшен античными амфорами, символизирующими изобилие. Мы знаем, что будущий император Александр Второй, тогда еще цесаревич, дважды гостил в этом доме. Он заходил в здание через центральный вход с улицы Царской (Республики), который замуровали после гибели императора. На месте входа сделали постамент и поставили на него фигуру скорбящего ангела. После революции 1917 года ангела убрали».

Вазоны по периметру крыши были полностью утрачены, и мастера восстановили их по старинным фотографиям. Также была полностью собрана одна из колонн здания. Кстати, колонны внутри пустые.

Примечательно, что в оформлении особняка автор сочетал сразу нескольких стилей – барокко, модерн, классицизм. Каждая деталь несет свое символическое значение.

«Наверху мы видим виноградные лозы. Виноград означает добрые дела человека, это библейский символ. Наличники выполнены в разных стилях. Эклектика – смешение нескольких стилей - отличительная особенность тюменской резьбы. Представленная здесь работа - самой высшей категории, ее можно назвать скульптурной резьбой», - комментирует тюменский реставратор.

Сейчас в музее работает постоянная экспозиция «История дома XIX – начала XX веков». Посетив ее, тюменцы и гости города обращают внимание и на резное убранство. Хотя специалисты считают, что ряд элементов давно пора обновить, ведь резьба нуждается в постоянном уходе и поддержании.

Усадьба мещан Козловых – отголосок храмовой резьбы

Резное убранство дома – визитная карточка его хозяина, говорят мастера. По тому, как выглядело жилище горожанина, судили о его состоятельности. Позволить себе богатый декор могли только обеспеченные тюменцы. Стоимость деревянного кружева была порой сопоставима с ценой самого дома. Козловы имели статус мещан, а не купцов, но у их домовладения был особенный архитектурный облик. Усадьба расположена на улице Тургенева, 9.

В 1915 году дом купили мещане Иван Иванович и Мария Константиновна Козловы. Установлено, что жилой дом, флигель и ворота были выстроены в конце XIX века. В усадьбу также входили конюшня, амбар, хранилище и склад. Все постройки были объединены единым художественным решением.

По данным группы «До революции» (ВКонтакте), Мария Константиновна родилась в городе Вятка. 

Охарактеризована как тюменская мещанская вдова, торгующая по свидетельству 2 разряда. После смерти мужа Ивана Ивановича Козлова пригласила к себе в компаньоны зятя - мещанина Панфила Викторовича Третьякова, для учреждения полного торгового Товарищества под фирмой «Торговый Домъ М.К. Козлова и П.В. Третьяковъ» (1916).

Помимо магазинов в торговый дом также входил и кожевенный завод, располагавшийся на улице Малая Береговая 1.

Хозяин дома Иван Козлов умер в 1905 году в возрасте 47 лет от плеврита, он похоронен на Текутьевском кладбище. 

В начале 2000-х годов, когда строили корпус университета, что находится по соседству, усадьба подверглась сильной переделке. Были утрачены старинные ворота и хозяйственные постройки. Остался дом и флигель.

«Ворота этой усадьбы сделали позже, а настоящие были массивные, богатырские, имели кованые навесы. К сожалению, при реставрации ворота были сделаны совсем не похожими на оригинал. Их изготовили строители из теплых республик», - сетует Святослав Шитов.

По его словам, во время реконструкции было найдено несколько интересных находок. 

«В этом доме, когда разбирали печь, студенты нашли котелок со старинными монетами. Их было около 300. У меня в коллекции есть пуговицы, найденные в усадьбе. Причем одна из них, по оценкам экспертов, принадлежала представителям царского двора. Ее могла носить фрейлина «Его императорского величества». Во время гражданской войны, когда в Тюмень пришли отряды Колчака, в этом доме поселились фрейлины из рода Лопухиных и Нарышкиных. Они работали в госпитале, открытом для лечения белогвардейцев».

В личной коллекции Святослава Шитова хранятся некоторые раритеты, обнаруженные при реставрации дома


Полутораэтажный особнячок сделан с учетом всех особенностей строительства рубежа веков.

«В каждом доме можно увидеть большое многостворчатое окно, его располагали в парадной, чтобы вход хорошо освещался. На верхнем этаже жили хозяева, здесь окна среднего размера, а первый этаж отдавали прислуге, располагали там кухню и хозяйственные помещения. Там окна были небольшие», - рассказывает Святослав Шитов. 

Окна обоих этажей усадьбы Козловых обрамлены наличниками с пышной объёмной резьбой, сходной с иконостасной, использован яркий растительный орнамент.

«Мастера набили руку на резьбе иконостасов, которые изготавливали для храмов. В оформлении церквей использовали виноградные лозы, пальмовые ветви, фрукты. Если обратить внимание на Царские врата в храме, на киоты икон, то можно увидеть большое сходство с тем, как оформлены наличники, ворота тюменских домов».

Резьба этого дома завораживает гармонией рельефа, игрой света и тени, безупречностью стиля.

«Верхняя часть наличника – это олицетворение небосвода, круглые элементы – это солнце, луна. Также мы видим свитки. Это говорит о том, что в доме жил чиновник, находящийся на государственной службе, знающий законы», - объясняет символику усадьбы мастер Шитов.

Любопытно, что если дом Козловых украшает объемная резьба, то для оформления флигеля использована пропильная техника. Все элементы фасадного убранства являются отреставрированными оригиналами, только пропильные детали воссозданы заново. Вторую жизнь этому зданию, как и предыдущему, дали в мастерской Шитовых.

Дом Ивана Семеновича Ларионова – продавца музыкальных инструментов

Эта архитектурная изюминка исторического центра плотно окружена современной застройкой. О том, что дом по улице Тургенева, 12, является объектом культурного наследия, сообщает яркая табличка. На ней указано, что усадьба построена в 1852 году, а в 2011 году ее отреставрировали мастера Шитовы.

Любопытно, что дом, построенный из лиственницы, был разобран и собран вновь, и каждое бревно пошло в дело. Два вида наличников и их подоконные доски, а также двойное окно на боковом фасаде восстановлены с максимальным сохранением оригинальных частей. Также при реставрации использован старинный тюменский кирпич.

«Я увидел этот дом в 90-е годы, резьба на фасаде была вся выломана. Казалось, что восстановить элементы декора просто невозможно. Но в 2010 году меня попросили заняться реставрацией, за несколько месяцев удалось вернуть к жизни резное украшение фасада. А другие стороны дома восстанавливал мой отец Вадим Макарович Шитов», - делится Святослав Шитов.

Дом принадлежал владельцу музыкальной мастерской Ивану Семеновичу Ларионову, который торговал музыкальными инструментами: гармошками, гуслями, гудками, смычковыми инструментами, даже волынками, которые тогда были популярны в Тюмени.

Известно, что в годы гражданской войны в этом доме на три дня останавливался руководитель Белого движения, адмирал Александр Васильевич Колчак, направляющийся в Омск.

После революции 1917 года дом стал многоквартирным. В 2011 году из здания было расселено семь семей. В ходе реставрационных работ мастера сталкивались с сюрпризами, рассказал Шитов младший.

«Когда я стал крепить наличники, а они прибиваются на четыре гвоздя, то ни один из современных гвоздей не смог пробить эту древесину, они просто сворачивались в баранку. И мне пришла в голову идея закрепить наличники на старинные кованые трехгранные гвозди. На шляпках были символы М (чугунолитейный завод Машарова) и Д (завод Демидова). Этим гвоздям было более 150 лет, и именно на них я посадил наличники».

Вход в дом расположен со двора – в небольшом пристрое с крытой навесной площадкой на одном массивном столбе. Такая композиция входа достаточно архаична и редко встречается в городе.

Главную роль в украшении фасада играют наличники с резными подоконными досками-панно, которые ярко и контрастно выделяются на открытых бревенчатых стенах. Здесь можно увидеть пышный растительный орнамент.

«На верхних наличниках мы видим символы небосвода, солнце, радугу. По бокам - так называемые полотенца, символизирующие струи дождя. А нижняя часть наличника украшена символами земли, - комментирует Святослав Вадимович. - Кроме того, дом украшен древнейшей корабельной резьбой, ее еще называют глухой. Мастера наглухо сколачивают доски и долблением наносят рисунки. Именно так поморы с Архангельской губернии украшали корму корабля».

Редкий для Тюмени узор глухой резьбы подоконных досок, дающий своеобразный вариант композиции на тему «древа жизни», можно увидеть со стороны бокового дворового фасада. Дом Ларионова – одно из самых интересных и колоритных строений, сохранившихся в городе.

Виды тюменской резьбы

  • Тюменская резьба уникальна своей сочностью и плотностью, при относительной простоте самого здания. Она никогда не была одинаковой и монотонной. Специалисты, описывая тюменскую резьбу, выделяют три ее основных вида: глухая – самая древняя по технологии изготовления, объемная – редкая, имеющая распространение именно в нашем городе, и пропильная, названная так по методу ее изготовления пилой. Шитовы выделяют еще одну технологию – рельефную.

  • Глухая резьба выполняется на толстой доске путем углубления фона, постепенно выявляя рельефный рисунок. Высота рельефа до 2 сантиметров. Часто такую резьбу можно встретить на больших подоконных досках наличников.

  • Рельефная – это резьба по дереву, связанная с ручной обработкой деталей и наложением их на доску-основу. Композиции представляют собой рельефы высокие (горельеф), либо низкие (барельеф). Основные сюжеты такой резьбы – плоды, цветы, травы, виноградные лозы, шишки.

  • Объемную резьбу еще называют скульптурной. Она используется для создания пластических форм, художественные особенности которых выявляются при рассматривании их с разных сторон. Этот вид резьбы встречается на колоннах, кронштейнах, вазонах.

  • Пропильная резьба - это резьба, выпиленная в доске и имеющая сквозные отверстия. Она напоминает кружево. Ей украшают карнизы крыш, наличники и многое другое.

Дом Чираловых – история о двух

дочерях и барочном ажуре

Проходя мимо этого дома, находящегося на углу Володарского, 9 и Семакова, 8/9, даже самый ленивый горожанин обратит внимание на яркий сиреневый цвет, резной наряд наличников, необычную входную группу. В этом здании сейчас располагается ресторан. А что же было раньше?

Особняк был построен в конце 19 века из хвойных пород дерева. В 1915 году здание украсили роскошной резьбой. Верхняя часть наличников напоминает кокошник – старинный женский головной убор, что означало, что здесь проживали девушки на выданье.

Дом принадлежал семье тюменских купцов Чираловых. Купец третьей гильдии Сергей Степанович Чиралов занимался кожевенным производством. Кожи славились не только в окрестностях города, но и по всей Сибири. Завод Сергея Степановича находился на левом берегу Туры – в Зареке, а дом – в центре, на перекрёстке улиц Знаменской и Подаруевской (современные Володарского и Семакова).

У купца была жена – Александра Фёдоровна и две дочери – Виринея и Филанида. Дочери учились в женской прогимназии, которая находилась напротив дома. Виринея закончила обучение в 1876 году, Филанида – чуть позже, но из школы так и не ушла. Почти всю жизнь купеческая дочь преподавала там рукоделие. Она унаследовала дом отца, но его кожевенное дело унаследовать не смогла. Сыновей у Сергея Степановича не было, поэтому семейное дело продолжить было некому.

Сестры Чираловы жили в одном из красивейших районов города. Напротив их дома стояла женская гимназия, неподалеку - любимый ими с детства Знаменский собор. 

Филанида замуж так и не вышла, а Виринея в 23 года сменила фамилию, выйдя замуж за юрисконсульта Городской Думы Константина Попова. Он был востребован и как общественный деятель, участвовал в работе различных городских комиссий. После смерти купца Чиралова, цокольный этаж дома приспособили под частную контору Попова и агентство Первого Российского страхового общества, агентом которого был сам Попов. Второй этаж оставался жилым. 

За удивительной судьбой дочери купца Виринеи внимательно проследил руководитель группы «До революции» (ВКонтакте), краевед Максим Орлов. 

Виринея Сергеевна Чиралова родилась в Тюмени 19 октября 1857 года. В браке с Константином Васильевичем Поповым родилось 5 детей. 

О сыне Александре (1882-1893) ничего не известно. 

Дочь Елена (1884-1964) вышла замуж за капитана Владимира Ужейко, затем эмигрировала в Чехию, ее сыновья позже переехали в Бразилию.

Дочь Лидия (1889-1948) умерла от рака в Тюмени в 59 лет.

Руфина, в замужестве Юдина (1892-1984) переехала в Швейцарию.

Антонина, в замужестве Разманова, (1894-1966) в 1955 года сослана в Казахстан, где умерла в возрасте 72 лет.

Дочь Алевтина, в замужестве Штефка, (1899-1991) переехала к сестре в Чехию.

Виринея Сергеевна после смерти мужа и ареста в 1920 году сбежала в Москву, откуда благодаря родственникам мужа эмигрировала к дочери Руфине, а позже в 1933 году уехала к дочери Алевтине в Чехию. 

Виринея Попова прожила долгую, насыщенную жизнь и скончалась в Праге 26 января 1960 года в возрасте 103 лет. 

Возвращаясь к судьбе дома, отметим, что в 1920 году доме разместилось управление милиции, позднее его передали под жилье сотрудникам педагогического училища. Потом дом использовался как коммунальное жилье для нескольких семей.

В декабре 2018 года уникальный особняк пережил пожар. А затем был восстановлен.

«Дом Чираловых - образец сибирской барочной резьбы. Это европейский стиль, воплощенный в дереве, - объясняет Святослав Шитов. - В отличии от золоченого барокко, резьба была покрыта смолой и воском зеленоватого цвета. Этот состав сохранял дерево на века. Благодаря своему объему эта резьба меняет в течение дня свои оттенки, иногда она сероватая, иногда розоватая, а когда садится солнце, она приобретает чудесный янтарный цвет».

Специалисты считают здание одним из лучших в городе по своему архитектурно-художественному значению. Поставленный на каменный цокольный этаж дом имеет лаконичную объемную композицию, широкие уличные фасады в пять и семь оконных осей.   

Основной деревянный этаж выделен крупными окнами с наличниками в виде пышных арочных корон с ажурной кружевной отсрочкой и замковыми элементами – остролистыми розеттами.   

Тюменцы и гости города могут познакомиться с историей этого необычного здания и сделать фото на память возле прекрасного памятника архитектуры.

Особняк Василия Буркова – говорящая

мозаика из кедра

Имя архитектора и точная дата постройки дома купца первой гильдии Василия Петровича Буркова не известны. Но есть информация о том, что в конце XIX века этот особняк принадлежал тюменской мещанке Поспеловой и вероятно на ее деньги и был сооружен. В 1899 году Поспелова продала свой дом мещанину Буркову, который впоследствии стал известным купцом, владельцем кирпичного завода и типографии и гласным Городской Думы.

Вместе с усадьбой новый хозяин приобрел складское и торговое помещения рядом со своим особняком. Там купец занимался хлеботорговлей, продавал в основном зерно и муку. Кстати, сегодня торговое помещение сохранилось, там располагается магазин «Хозтовары» (ул. Дзержинского, 28 а).

Родился Василий Петрович в 1850-1851 году, предположительно в Таре, в семье мещанина. С чего начинался капитал купца – достоверно неизвестно. Скорее всего, он стал заниматься торговлей мукой, постепенно набирая обороты в бизнесе. Главным делом Василия Буркова стало производство кирпича. Его завод располагался там, где сегодня находится Тюменский кардиоцентр. Предприятие закрылось только в 1960-х годах. 

С 1902 года Бурков состоял членом ученого совета Тюменского отделения Государственного банка. С 1903 по 1910 годы был гласным Городской Думы. Также купец входил в попечительский совет женской прогимназии и Александровского реального училища.

Семья Бурковых пользовалась в городе большим уважением. Со своей женой купец познакомился на Ирбитской ярмарке. Евдокия Ивановна была намного моложе своего мужа. В семье родилось восемь сыновей и две дочери. 

В 1905 году купец Бурков предоставил цокольный этаж своего дома для собраний там Клуба союза рабочих Тюмени. Помимо встреч, на которых обсуждались вопросы общественного и социального плана, в клубе велась культурно-просветительская, интеллектуальная, творческая и образовательная деятельность, проводились благотворительные спектакли, литературные чтения. В частности, богатую библиотеку для клуба пожертвовал пароходовладелец, судостроитель Иван Иванович Игнатов.  

На территории усадьбы Бурковых

Василий Петрович скончался 25 октября 1910 года «от паралича сердца» в возрасте 59 лет. Похоронен на Текутьевском кладбище. 

После революции судьба разбросала детей купца по разным городам. Потомки Бурковых живут в Челябинске, Иркутске, Екатеринбурге, Ноябрьске и Москве. В Тюмени до глубокой старости дожили две сестры из рода Бурковых – Валентина и Елена. 

В годы Великой Отечественной войны в особняке проживал первый секретарь обкома партии Кошелев со своей семьей. Позже здесь разместился детский сад.   

С 1993 года роскошный дом принадлежит центру эстетического воспитания детей, который так и называется – «В доме Буркова».   

В 2006 году усадьба была отреставрирована и сейчас занимает обширный участок на углу квартала. Включает жилой дом, флигель и магазин со складом. 

Конечно, внимание историков, в первую очередь, привлекает жилой дом. Он по своему художественному качеству стоит на уровне лучших образцов деревянного городского зодчества региона. Дом имеет П-образный план с большой лоджией-верандой со стороны двора и очень нарядные фасады, украшенные пышной объемной резьбой, сочетающей элементы различных стилей.

«На одном доме мы можем увидеть шесть разновидностей окон. Мы видим в качестве украшения виноградные лозы – символ добрых дел, меценатства. Таким и был купец первой гильдии Василий Петрович Бурков. Он был благородным человеком, просветителем, меценатом», - уточняет Святослав Шитов.

Дом деревянный, но сделан в стиле каменной архитектуры. Входная группа украшена резьбой в форме райских плодов. Мастер изобразил груши, сливы, ананас. Наличники украшает орнамент из завитков, листьев и стеблей с бутонами.

«Наличники дома массивные, многоярусные, основа сделана из сосны, а резьба – из кедра. Все это набивается на гвозди. Резьба собирается как мозаика, до 30 разных элементов. Вес одного наличника порядка 250 килограммов», - объяснил мастер-реставратор.

Полукруглые фронтоны и парапет с балюстрадой на крыше, пилястры и крупные, разнообразные по форме наличники создают здесь особое пространство декора, которое прекрасно выражает торжественность здания и подчеркивает угловое положение дома.

Главные термины резной архитектуры

  • Этот мини-словарь поможет тюменцам побольше узнать о деревянном зодчестве родного города. Напомним, что у каждого желающего сегодня есть возможность самостоятельно познакомиться с сохранившимися в центре города памятниками архитектуры.

Благодаря мобильному приложению жители и гости города смогут пройти по так называемой «Золотой линии Тюмени» и увидеть уникальную деревянную резьбу, украшающую старинные особняки. Аудиогид поведает об особенностях памятника деревянного зодчества, украшенного резьбой, объяснит, какой загадочный смысл сокрыт в элементах резьбы, расскажет об интересных людях, живших здесь или посетивших когда-то эти дома. Причем аудиосопровождение доступно на двух языках - русском и английском.

Чтобы самостоятельно пройти по всему маршруту «Легенды и символы Тюменской резьбы», необходимо скачать мобильное приложение на сайте izi.travel или зайти по QR-коду, найти в приложении тур и выйти на начальную точку маршрута – ул. Семакова, 1.   

Если мобильное приложение скачано заранее, можно двигаться по маршруту независимо от наличия интернета. На пути движения будут размещены стенды с информацией по объектам маршрута. Аудиогид должен включаться автоматически при приближении к каждому объекту. 

Экскурсия протяженностью два километра займет всего 40-50 минут, но подарит незабываемое эстетическое удовольствие и сделает вас человеком, навсегда влюбленным в резную сказку Тюмени.

Автор: Елена Кухальская

Фото: Екатерина Христозова, Елена Кухальская

Использованы материалы из книги «Резная мелодия Тюмени»; сборника «Книга из дерева и камня»; издания «Волшебный мир Сибирской деревянной игрушки»; данные интернет-портала «ГородТ»; сведения и фото из группы «До революции» (ВКонтакте). 

Благодарим за помощь сотрудников областной научной библиотеки имени Менделеева, лично - Наталью Богданову. А также  реставратора Святослава Шитова, краеведа Максима Орлова, историка Валерия Чупина.