Спасскую церковь могли взорвать

Как уцелел один из самых красивых храмов Тюмени и когда он откроет двери для верующих?

Спасская церковь - один из старейших и наиболее выразительных памятников каменной архитектуры Тюмени.  Храм находится в самом центре города и отличается необыкновенным видом, сочетая в себе сибирское барокко конца 18 века и русский стиль начала 20 века. Несмотря на яркость храмовой архитектуры и древнюю историю, судьба его оказалась нелегкой. После века мытарств, начавшихся со времен богоборческой политики, церковь оказалась самой последней из тюменских храмов, в которой не были возобновлены богослужения. 

В 2019 году начались работы по масштабной реставрации храма. Региональные власти решили привести памятник архитектуры в полный порядок, сделать его украшением столицы региона и передать для прямого назначения Тобольской митрополии. 

В мае 2020 года строители обнаружили неизвестное захоронение в склепе, прямо под алтарем северного придела. Эту сенсацию активно обсуждали тюменские историки и простые горожане. В итоге археологи Сибирского отделения Российской академии наук установили, что найденные останки принадлежат городскому голове Андрею Ивановичу Текутьеву – человеку, который многое сделал для развития города, занимался благотворительностью и меценатством. Городской голова, купец первой гильдии, Почетный гражданин города особо любил Спасскую церковь, был старостой и организовал ее реконструкцию. 

Одна большая загадка, связанная с историей этого храма, наконец, оказалась раскрытой. Какие еще тайны хранит церковь? Чем она уникальна? Как ей удалось избежать участи быть взорванной после революции 1917 года? И как сегодня продвигается ее реставрация? Об этом в нашем материале.

История постройки 

Спасской церкви

Первое упоминание о Спасской церкви в Тюмени относится к первой четверти 17-го века. В 1687-м году деревянный храм на этом месте был уничтожен пожаром, после чего он был отстроен и вновь неоднократно горел на протяжении 17-го и 18-го столетий. Из-за столь частых пожаров встал вопрос о строительстве каменной церкви.

По благословению архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама I (Петрова) двухэтажная каменная церковь была заложена в 1794-м году, точная дата окончания строительства – 26 июня 1796-го года.  

В 1797-м году храм нижнего этажа был освящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Престол в честь Спаса Нерукотворного считался главным. По нему церковь и стала именоваться Спасской, так же как и проходящая мимо церкви улица (с 5 ноября 1922 года переименована в улицу Ленина).

В 1837-м году Спасскую церковь посетил цесаревич Александр, будущий император Александр Второй вместе со своим воспитателем – поэтом Василием Жуковским.  

«Августейший посетитель, проезжая мимо церкви Нерукотворного Спаса, изволил остановиться, с благоговением приложился ко кресту, поднесенному ожидавшим его здесь иереем, и первый шаг Его Высочества на земле сибирской был храм Спасителя. Там при возглашении малой ектеньи и многолетия Императорскому Дому Его Высочество умилил всех примерным благочестием. По выходе из храма тысячи народа сопровождали его до приуготовленного дома для его отдохновения», – отмечает историк 19 века Николай Абрамов. 

Стоит добавить, что в храме находилась особо почитаемая икона Спаса Нерукотворного, написанная в 18-м столетии. Каждый год реликвию несли из церкви за 25 верст в село Каменское и обратно в «благодарственное воспоминание избавления жителей сего селения от упадка на скот и повальной болезни на людей».

В 1893-м году при храме была открыта Спасо-Архангельская церковно-приходская школа. До революции здание дважды претерпело реконструкцию. Сначала по проекту архитектора Тобольской и Сибирской епархии Б.Б. Цинке-Готлиба в 1887-м году с западной стороны была сооружена массивная двухэтажная паперть с шатровыми крыльцами в русском стиле. 

Инициатором следующей реконструкции выступил бывший тюменский городской голова, купец I гильдии, меценат Андрей Иванович Текутьев долгое время (1902-1916) на общественных началах исполнявший в Спасской церкви обязанности старосты. 

Текутьев – личность масштабная и уникальная. Будучи человеком верующим, он на свои деньги построил несколько православных храмов. Но к Спасской церкви у него была особая любовь. Как староста он постоянно заботился о жизни прихода, содержал лучший в городе церковный хор. 

После смерти жены Евдокии Яковлевны Андрей Иванович решил расширить Спасский храм и затеял новый проект, который должен был увеличить церковь в два раза.

 
Тобольский губернский инженер Л. Шокальский в марте 1914-го года в своем письме извещал г-на Текутьева, что он получил его перевод на 100 рублей и что проект пристройки к Тюменской Спасской церкви им утвержден и послан в Консисторию, затруднения в разрешении пристройки к храму исходят от Императорской археологической комиссии. Комиссия воспрещала вести работы, так как «проектируемая пристройка заслонит очень интересные в художественно-архитектурном отношении части северного фасада и уничтожит красивые наличники», приводит цитату в своем материале «Тайны Спасского храма» журналист-писатель Елена Дубовская. 

Несмотря на запрет, по смелому решению Текутьева было начато строительство северного придела храма, в котором размещались два престола: на первом этаже – во имя преподобного Андрея Критского и преподобномученицы Евдокии (небесных покровителей супругов Текутьевых), на втором – во имя святителя Иоанна Тобольского и преподобного Сергия Радонежского. Строительство завершилось в 1916 году – в год смерти Текутьева.

«Текутьев на свои средства начал строить придел именно в год смерти своей жены Евдокии Яковлевны, которая скончалась в июне 1913 года. Ее похоронили в ограде Спасской церкви — это достоверный факт. Он стал сооружать придел, несмотря на запрет Императорской археологической комиссии и другие преткновения, потому что хотел построить для своей жены усыпальницу и впоследствии для себя… В итоге он пристроил этот придел к Спасской церкви и тем самым вдвое увеличил храм», — рассказал тюменский краевед и историк Валерий Чупин.

Символично, что Текутьев умер практически сразу после окончания строительства. Ему было 78 лет. Как будто ушел после завершения финального и самого важного в своей жизни дела.

«В июле 1916 году был достроен церковный придел. Его освятили за неделю до смерти Текутьева. За три дня до кончины он написал свое завещание, где распорядился своим имуществом (много пожертвовал церквям и монастырям). Его похоронили с небывалыми почестями 2 августа 1916 года. Придел был уже готов к этому времени и склеп также готов. На руках его гроб пронесли от улицы Иркутской до Городской Думы, потом обратно до Спасской церкви. Было огромное стечение народа. И, скорее всего, его похоронили в середине алтаря северного придела, под Царскими вратами, там, где и было приготовлено место», - отметил Валерий Чупин.

Уточним, что Текутьев завещал Спасской церкви «5000 рублей на вечный вклад, с тем, чтобы деньги хранились на процентах в Государственном банке, а проценты с них дабы были употреблены на необходимые нужды церкви; причту же этой церкви на вечное поминовение р. б. Андрея и Евдокии…»  

Вклад Текутьева в развитие города превзошел достижения всех тюменских градоначальников и предпринимателей. А что касается размаха благотворительных проектов, то и здесь равных ему не было, и, пожалуй, нет до сегодняшнего времени. Об этом написали его современники в памятном некрологе:

«Незаурядная личность Андрея Ивановича Текутьева, по происхождению крестьянина, бедняка, будет, несомненно, отмечена в истории Тюмени как человека, которого материальное благополучие не только не отстранило от стремления к общественно-полезной деятельности, а наоборот, всегда вызывало желание сделать что-либо полезное, как он сам выражался, для своих граждан».

Эти события в Тюмени происходили за год до начала революционных событий, которые повлекли за собой жестокие гонения на верующих и священство Русской Православной Церкви, разрушение и осквернение храмов.

По данным историков Спасская церковь окончательно закрыла свои двери для горожан в декабре 1929 года. А в 1930-х годах был навсегда разобран еще один храмовый объект – отдельно стоящая колокольня.

Церковь Спаса хотели взорвать? 

После революции 1917 года в стране началась яростная борьба с религией. Новая организация «Союз воинствующих безбожников» стала главным проводником политических целей руководства станы советов по уничтожению веры в Бога. Есть версия, что были даже обозначены планы на две «пятилетки безбожия». 

К 1932-1933 годам предполагалось закрыть все церкви, молитвенные дома, синагоги и мечети. 

К 1933-1934 годам должны были исчезнуть все религиозные представления, привитые литературой и семьей. 

К 1934-1935 годам - страну и прежде всего молодежь необходимо было охватить тотальной антирелигиозной пропагандой. 

К 1935-1937 годам – уничтожить последние молитвенные дома и всех священнослужителей.

В рамках антицерковной кампании изымались церковные ценности, колокола отправляли на переплавку, в храмах устраивали склады, гаражи, клубы…

Из тюменской Спасской церкви было изъято 4 пуда и 6 фунтов серебра. В июне 1927 года в Тюменский окружной комитет партии поступила жалоба от церковного совета Спасской церкви «тихоновского» течения (духовенство, поддерживавшее Патриарха Тихона). Верующие просили отдать им храм. Но ходатайство было отклонено.

К концу 20-х годов исполнительным комитетом Тюмени предпринимается акция по закрытию всех религиозных объединений, и 15 января 1930-го года Спасская церковь была закрыта. 

17 апреля 1930-го года верующие вновь пытаются возвратить церковь Нерукотворного Спаса. Они обращаются в горсовет, однако их прошение опять было отклонено «ввиду того, что церковь закрыта на основании требования рабочих масс и уголовного преступления служителей церкви».

Речь идет о преследовании двух священников Спасской - Ильи Популова и Алексея Тоболкина. Сотрудники уголовного розыска нагрянули к ним домой, нашли иконы и церковные принадлежности, которые батюшки хотели спрятать, зная о предстоящем изъятии ценностей и разорении храма... 

Планы по физическому уничтожению храмов представители новой власти на местах стремились осуществить с особым рвением, отмечает тюменский историк-краевед Александр Петрушин. В своей книге «Тюмень без секретов» он рассказывает подробности взрывов, прогремевших в нашем городе в тот страшный период, и стерших с лица земли два прекрасных храмовых строения – Успенскую церковь и Благовещенский собор. 

Историк, проработавший много лет в системе ФСБ, уверен, что подобная участь могла ожидать и Спасскую церковь, находившуюся в самом центре города, а также другие культовые здания. По мнению Петрушина, верующие тюменцы должны быть благодарны человеку, который тогда встал на защиту памятников архитектуры.

«4 июня 1932 года в Тюмени взорвали Успенский храм, потом настала очередь Благовещенского собора, - рассказывает Александр Петрушин. - Он был уничтожен в ночь с 13 на 14 июня 1932 года бойцами 55-го дивизиона войск ОГПУ. Хотя здание собора 11 декабря 1929 года со всем имуществом было передано председателю местного краеведческого музея Павлу Афанасьевичу Россомахину. Он открыл в нем антирелигиозную экспозицию (ее лозунг «Без Бога - шире дорога»). Воспользовавшись ситуацией, когда Россомахин уехал в один из районов, собор взорвали без его уведомления».

Вернувшись из командировки, хранитель музейных ценностей был шокирован. На месте двух красивейших церквей он увидел обломки. Возмущенный произошедшим Павел Россомахин отправился в суд и подал иск против действий тюменских властей.

«Он приехал, увидел руины и подал иск в суд на неправомерное распоряжение и действия руководства Городского Совета, который принял решение о взрыве храмов. Благовещенский собор был учтен Главнаукой и считался архитектурным шедевром. 17 января 1934-го года суд рассмотрел заявление и приговорил заместителя председателя Тюменского Горсовета Савина к одному году принудительных работ и с удержанием в пользу города четверти годового заработка, - отметил Александр Петрушин».

Взорванные храмы стояли на учете как старинные каменные строения Сибири. Между тем, их незаконно стерли с лица земли…

Через год бывший зампредседатель Горсовета Савин обратился к председателю ВЦИК Калинину с прошением об амнистии.

«Чиновник в своем письме отметил, что вопрос о сносе церквей является не экономическим, а политическим, - обращает внимание Александр Петрушин. - Савин изложил суть судебного решения и сообщил, что действовал согласно документам, а также просил применить досрочное освобождение и снять судимость. И уже через месяц его амнистировали». 

Тем не менее, громкая история с судимостью представителя городской власти стала неким уроком и привлекла внимание к памятникам церковной архитектуры. Сектор науки Наркомпроса взял здания церквей, включая Спасскую, под охрану. Сообщалось, что «искажение её наружной архитектуры недопустимы и будут караться, как нарушение декретов ВЦИК и СНК об охране памятников искусства и старины», уточняет Википедия.

«Благодаря Павлу Афанасьевичу Россомахину в Тюмени сохранилась Спасская церковь. Если бы не он, то в городе взорвали бы и ее, и другие храмы. Я это заявляю как историк. У нас могла бы повториться история с Омском, где были уничтожены все церкви до единой. После судебного процесса над Савиным рвение властей поубавилось, и чиновники воздержались от сноса других тюменских храмов», - резюмировал Петрушин.

Спасский храм не был взорван. Но его ждала нелегкая судьба, верующие не могли молиться здесь, богослужения были запрещены. Здание использовали для размещения разных служб и даже тюрьмы.

Ужасы пересыльной тюрьмы

В 1930 году здание Спасской церкви стало использоваться в качестве пересыльной тюрьмы для транспортируемых на Север раскулаченных граждан. Один из узников Андрей Степанович Аржиловский рассказал о том, что происходило в стенах храма. Он написал в своем дневнике: 

«Рано утром 2 октября в погожий день два молодых парня (исполнители) повели меня в город, и с той минуты начались мои мытарства…В бывшей церкви было душно и тесно до ужаса, так как против нормы набили мужиками до отказа. Многие сидели в обнимку с грязной и вонючей парашей… Другие, более богомольные, не могли справлять нужду в храме и умирали. Духота была такая, что, несмотря на мороз, окна держали открытыми. А еще это время ужасно тем, что открывало ночью двери и выдавало узников для расчета…Даже Москва в журнале «Советский юрист» отмечала обилие смертных приговоров, вынесенных тюменскими судами. Тяжко было смотреть в замерзшие окна на семьи высланных мужиков с тряпьем и ребятишками, которых везли ежедневно на Север длинными обозами… Укоризненно гудели снимаемые с церквей колокола, Спиливали неподдающиеся православные кресты…Производилось обезглавливание Руси Великой. Шел пир во время чумы. Строился новый мир за чужой счет…».

Автор этих строк был безвинно расстрелян 12 сентября 1937 года.

В превращенном в концлагерь Спасском храме умерших и расстрелянных в церковном подвале закапывали здесь же, на территории церкви.

 
Одно из таких захоронений (пять скелетов с пулевыми отверстиями в затылочной части черепов) обнаружено в мае 2006 года при проведении реставрационных работ на улице Ленина, прилегающей к церкви Спаса, пишет в своей книге «Тюмень без секретов» историк-краевед Александр Петрушин. 

Золото Крыма и Спасская церковь

Следующий этап в истории церкви был относительно спокойным. Здание использовали под общежитие агропедагогического института, затем разместили в нем городской архив, переместившийся из Свято-Троицкого монастыря и Центральной городской библиотеки (ныне Тюменская областная научная библиотека имени Менделеева). 

В годы Великой Отечественной войны в атмосфере строгой секретности в здание привезли уникальные музейные экспонаты.


Советское правительство было озабочено сохранением главных художественных и исторических раритетов. Председатель созданного 25 июня 1941-го года комитета по эвакуации при СНК СССР Николай Шверник направил записку первому заместителю председателя Совнаркома и Государственного Комитета Обороны Вячеславу Молотову. 

«Разрешить Комитету искусств эвакуировать из Москвы и других городов уникальные произведения искусства и другие, особо ценные и дорогостоящие экспонаты из Третьяковской галереи, музеев изобразительных искусств имени Пушкина, Нового западного искусства и восточных культур…в пункты согласно приложению».

9 июля последовало еще одно письмо под грифом «секретно»: 

«Комитет вносит предложение: в целях сохранения выдающихся произведений античного, русского и западно-европейского искусства произвести перевозку наиболее значительных из этих ценностей железнодорожным путем в город Новосибирск».

16 июля железнодорожный состав из 24 вагонов тронулся в дальний путь. Учитывая, что Транссиб испытывал невероятное напряжение по более значимым для фронта и тыла перевозкам, часть груза решили оставить в Тюмени.

Ночью несколько грузовиков подъехали к Спасской церкви, где уже располагался областной архив. Бойцы НКВД перенесли в подвальное помещение 96 опечатанных ящиков. Секретный груз сопровождал 23-летний Константин Иосифович Дубинин. Явившимся утром на работу сотрудникам архива он представился «директором архива Октябрьской революции Крымской АССР» и заявил, что будет выполнять в Тюмени «особое задание партии и правительства». Его зачислили в местный архив старшим научным сотрудником (в 1939 году он закончил Московский историко-архивный институт). В охраняемых Дубининым секретных ящиках находились эвакуированные из Симферополя крымское золото и античные музейные ценности.  

Любопытно, что вторую часть сокровищ Крыма в ноябре 1941-го года погрузили в Балаклаве на теплоход «Армения». Вскоре из этого теплохода сделали плавучий госпиталь. 7 ноября 1941-го года немецкая авиация атаковала «Армению» в районе Гурзуфа. Из семи тысяч человек спаслись только семеро. На глубине трехсот метров оказались и секретные сундуки с ценностями и их сопровождающие их люди.

Что касается тех сокровищ Крыма, которые оказались в Тюмени, их «архивариус» Дубинин охранял до марта 1942 года. Потом высокое чекистское начальство решило перебросить в Новосибирск. Ведь в нашем городе, на тот момент, одновременно с этими ценностями, находилось тело Ленина и вывезенные из Ленинграда экспонаты музея имени Ленина в Смольном дворце. Чекисты боялись провокаций и даже не исключали десант гитлеровского спецназа в окрестности Тюмени с целью захвата «партийно-государственных святынь».

Таинственные ящики из Спасской церкви отправили в Новосибирск и сложили в коридорах областного УНКВД. Новосибирские чекисты позднее вспоминали, что долгое время запинались об эти ящики, даже не подозревая, что в них хранится.

Интересно, что Константин Дубинин впоследствии участвовал в марте 1945-го года в операции по возвращению из Тюмени в столицу саркофага с телом Ленина. Потом он работал первым секретарем горкома ВЛКСМ, вторым секретарем Омского обкома комсомола, а позже уехал в Москву. 

В ожидании «оттепели»

Ближе к концу Великой Отечественной войны тюменцы вновь предприняли попытку вернуть храм и возобновить в нем богослужения.

Вдохновлённые изданием постановлений Совнаркома СССР «О порядке открытия церквей» от 28 ноября 1943-го года и «О порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов» от 19 ноября 1944 года, верующие ходатайствовали в 1945-ом году перед Тюменским облисполкомом о возвращении им здания храма, поскольку единственной действующей церковью в городе оставалась маленькая Всехсвятская. Вместо возврата Спасской церкви верующим был передан Знаменский собор.

Храмовое здание приспособили под новые цели, были построены перегородки, кабинеты… Но высокие своды и полукруглая архитектура всегда напоминали об истинном предназначении этого строения.  

Впечатлениями о «храме книг» в 50-е годы с журналистом Еленой Дубовской поделилась тюменка Людмила Геннадьевна Дрозд. Вот что она вспоминает: 

«В библиотеке было прохладно, чисто и торжественно. Читальный зал большой, необычный – округлый, без углов. Пол почти до середины, на одном уровне, а потом – чуть выше. Стены заставлены высокими застекленными шкафами с книгами. Окна большие, кругом много- много цветов в кадках и горшках. В центре зала – огромный стол. За ним на стульях много людей, все склонились над книгами… Кроме большого стола, еще несколько маленьких, за ними по два-три человека. Удивило, что народу так много, а тишина необыкновенная!»

В 1959 году в связи с неудовлетворительными условиями хранения документов архив был переведён в Тобольск, а библиотека в 1981-м году переехала в новое здание по улице Орджоникидзе, 59. 

В храме разместили фонды и научную библиотеку Тюменского областного краеведческого музея.

В 1960-м году Спасская церковь была взята под государственную охрану как памятник архитектуры республиканского значения и включена в реестр монументального зодчества местного значения. 

Любопытно, что в середине 1970-х годов была начата реставрация, вокруг церкви уже поставили строительные леса, но реставраторов срочно отозвали в Москву для подготовки города к приёму летних Олимпийских игр 1980-го года.

Реставрация возобновилась только в 2004-м году, по распоряжению губернатора Сергея Собянина, и продлилась два года.

Столь долгожданное решение о передаче объекта Тобольской митрополии было принято в 1991-м году, но только зимой 2018-го фондохранилище переехало, оставив после себя запущенное помещение, которое требовало капитального ремонта. 

Региональные власти пообещали реставрировать «уставшее» разными «собственниками» храмовое здание. И вот 2019-м году были начаты работы по реставрации храма. 

Завораживающая архитектура барокко и ход реставрации

Спасская церковь - самый яркий образец сибирского барокко в церковном зодчестве Тюмени.   

Архитекторы отмечают, то в композиции двухэтажного здания использованы традиционные для местных церквей приёмы – продолговатая объёмно-планировочная схема, пятиглавие, колокольня типа «восьмерик на четверике». Однако внешний облик памятника наделён необычайной живописностью форм. 

«Стиль барокко ощутим в использовании фигурных купольных покрытий с переломом, «разорванных» фронтонов, ярусных контрастно убывающих восьмериков со скульптурными волютами», - приводит слова специалистов краеведческий интернет-портал «Город Т». 

Реставрация такого объекта – дело сложное и ответственное. Технически работы проходят на памятнике архитектуры иначе, чем на обычном здании. Напомним, на реставрацию выделены средства из областного бюджета. Речь идет о сумме 243,7 миллиона рублей. Церковь преображают специалисты ООО «Дизайн 2000». 

Строительный этап должен завершиться в декабре 2021-го года. Затем начнется этап внутренних работ по воссозданию росписи, которая когда-то украшала храм.

«Реставрация разбита на три этапа. Сейчас мы заканчиваем первый этап, - пояснил главный инженер ООО «Дизайн 2000» Евгений Давыдов. - Мы сняли верхний слой штукатурки и извести, которой были покрыты стены храма. Толщина штукатурки составляла примерно полтора сантиметра. Мы открыли живопись. Очистили, помыли, закрепили. Следующий этап – проектирование реставрации живописи, и за этим последует ее воссоздание». 

В штате организации есть свои опытные реставраторы-художники, которые смогут возродить живопись и максимально приблизить ее к оригиналу, но пока говорить об этом рано.

Сейчас специалисты реставрируют кладки стен, сводов, ремонтируют кровлю, фасады, проводят в старое здание современные системы инженерного обеспечения. Уже заменили все купола и кресты, установили новые стеклопакеты, повторяющие по форме прежние окна. Также в планах — благоустройство прилегающей территории. 

«Основная задача первого этапа – усилить грунты и фундамент, провести современные коммуникации, - прокомментировал Евгений Давыдов. - На втором этаже пришлось усиливать арки, потому что срок их эксплуатации уже слишком велик. Материалы и конструкции, которые используют при реставрации объекта культурного наследия, имеют повышенный запас прочности, можно сказать - это навечно».

Одной из любопытных находок во время реставрации стали необычные колонны. Во время использования церковного здания в качестве «офисов» эти колонны были заложены кирпичом и оказались внутри стены. 

«Две колонны мы обнаружили, когда разобрали стену, построенную еще в советское время. Колонны также были покрашены, и реставраторы слой за слоем добрались до первоначального покрытия. Самое интересное, что эти колонны сделаны из фонарных чугунных столбов. Мы восстановим покраску, и они останутся на прежнем месте», - рассказал главный инженер. 

Колонны стоят между приделами, образуется интересное открытое пространство, которое связывает две части церкви.

На потолках видны красиво оформленные места для паникадил – церковных люстр.

 
Центральную лестницу пришлось восстанавливать с помощью реставрационного кирпича, который повторяет размеры старинного кирпича. 

Двери скоро поменяют на новые. Те, что стоят сейчас - не «родные», они нуждаются в замене.  

Когда специалисты начали исследовать стены, то обнаружили иконопись. Если южный придел украшен сюжетной росписью и ее довольно много, то северный – узорами и мраморным рисунком.  

В проекте по воссозданию живописи будут прописаны все нюансы, вплоть до состава красок и лаков. Основная краска – масляная, как и в прежние времена.

«Стены покрасят краской специального состава. В северном приделе будет светло-зеленый, в алтарной части - голубой. При процессе реставрации цвет подбирается наиболее близкий к тому, который использовали ранее», - отметил Евгений Давыдов.

Специалисты уже составили список иконописных сюжетов, которые будут восстановлены. Среди них композиции «Спас Эммануил», «Моление о Чаше», изображения святых, лики которых сейчас трудно узнаваемы. Как отметили реставраторы, некоторые росписи повреждены дробью, видимо, по святым ликам стреляли…

Еще одним открытием стала обнаруженная в одном из «четвериков» редкая икона «Отечество», написанная на доске, вмонтированной в верхнюю потолочную часть. Стоит пояснить, что «четвери́к» - это четырёхгранный, четырёхугольный объём в русской деревянной и каменной архитектуре.

 
К празднику Троицы иконописцы обновили найденную икону. В русской иконописи композиция «Отечество» известна с XII века. Ее называют Новозаветной Троицей. Бог Отец изображается в образе старца, на его коленях или на груди – Бог Сын, Младенец Христос. В руках Младенца или над его головой Святой Дух в виде белого голубя в круглом ореоле. 

Уникальная настенная живопись была покрыта штукатуркой и краской (белой, серой, зеленой), но в некоторых местах росписи законсервировали и заклеили крафтовой бумагой. То, что они сохранились и им дадут вторую жизнь – большая удача. 

Второе рождение ожидает и лепной декор, которым был украшен храм. Мастера уже восстановили фигуры ангельских сил и растительный орнамент.

Восстанавливать декор и иконописные сюжеты на стенах - трудоемкая работа. Предположительно на нее уйдет год-полтора (начало работ планируется в 2022 году).

Но это не значит, что храм будет все это время закрыт. Возможно, часть Спасской церкви откроют для верующих, и здесь начнутся службы, а во второй половине продолжат работу реставраторы.

Место упокоения для Андрея Ивановича Текутьева

В мае 2020 года в ходе работ по укреплению фундамента прямо под северным алтарем строители нашли захоронение. Было начато расследование, выдвигалось несколько версий… Ученые установили, что останки принадлежат городскому голове Андрею Ивановичу Текутьеву.

Найденное захоронение внесло коррективы в план строительных работ. Рядом с алтарем северного придела, где лежал гроб с останками Андрея Текутьева, пришлось приостановить прокладку коммуникаций. После окончания исследований было принято решение захоронить известного тюменца на том же месте, исполнив его предсмертную волю.

«В той части, где был найден склеп, изначально предполагалось проложить все основные коммуникации – систему вентиляции, тепловые пункты, электроустановки. Но в связи с находкой нам пришлось вносить изменения в проект реставрации. И сейчас мы приступим к реализации нового плана. Выполним весь комплекс работ по усилению грунта и проложим коммуникации на другой стороне придела», - поделился Давыдов.

Сроки и обстоятельства церемонии захоронения Текутьева пока неизвестны, но место, где он обретет последний покой, уже определено.

«Место под склеп практически готово. Останки Андрея Ивановича Текутьева положат в гранитный саркофаг и захоронят под алтарем Северного придела. Сейчас останки находятся в региональном управлении Следственного комитета РФ», - пояснил главный инженер.

Сегодня на этом сложнейшем для реставрации объекте культурного наследия трудится 30 специалистов, работы не прекращаются в любую погоду...

Так получилось, что жизнь этого древнего здания тесно связана с историей города, храм пережил множество различных событий – трагичных и радостных. И именно сейчас, спустя сто лет, суждено было найти место захоронения Андрея Ивановича Текутьева, вклад которого в развитие города был огромным, добрые дела - масштабными, а вера в Бога - искренней. Теперь все должно встать на свои места. У всех есть уверенность, что уже недалек тот час, когда раздастся колокольный звон над многострадальной Спасской церковью и под ее прекрасными сводами зазвучит молитва.

Автор: Елена Кухальская

Фото: Екатерина Христозова, Елена Кухальская 

Использованы сведения из книги Александра Петрушина «Тюмень без секретов»; материалы краеведческого портала «Город Т»; фрагменты статьи «Тайны Спасского храма» из газеты «Тюменская правда» (автора Елена Дубовская); факты из статьи «Спасская церковь в Тюмени» из «Сибирской православной газеты»; фотографии и цитаты из книг Елены Дубовской «Легенды и тайны Тюмени» и «Незабытая Тюмень»; фото из книги Льва Боярского «Пионеры фотографии»; из группы «До революции» (ВКонтакте); фото Тобольской митрополии; фото Тюменского управления СКР РФ.