Каким будет дом-музей Саввы Мамонтова в Ялуторовске

Спецпроект «Вслух о тайнах прошлого» рассказывает о самых интересных событиях из истории Тюмени, о людях и городе в разные эпохи, об удивительных судьбах и интересных фактах.

180 лет исполнилось со дня рождения Саввы Ивановича Мамонтова – известного русского промышленника, мецената, деятеля культуры и искусства. В его жизни было все – от ослепительного успеха до трагедии банкротства. Современники и нынешние исследователи биографии Мамонтова называют его «промышленником по профессии, художником по душе». Именно ему Россия обязана строительством важных железнодорожных магистралей. Кроме того, он буквально обессмертил свое имя многолетним и бескорыстным служением русской культуре. Человек широкой души, яркой самобытности, прекрасного эстетического вкуса, высоких нравственных убеждений. Он талантлив во всем, говорили современники, называя его «Савва Великолепный». Немногие знают, что Савва Иванович родился на тюменской земле. Его родина – город Ялуторовск. Более того, сохранился дом, где жил маленький Савва Мамонтов, и сейчас его готовят к реставрации, чтобы открыть музей, посвященный великому земляку. 

Рожденный в городе декабристов

Савва Иванович Мамонтов родился 2 октября 1841 года в Ялуторовске в семье Ивана Федоровича и Марии Тихоновны Мамонтовых, был четвертым ребенком. Иван Мамонтов - потомственный купец, занимался «винным откупом», говоря современным языком, торговлей алкоголем.

«Иван Федорович приехал в Ялуторовск из Шадринска, где уже занимался винным откупом, - рассказала главный научный сотрудник Ялуторовского музейного комплекса Светлана Булышева. – Глава семейства был человеком передовых взглядов, и возможно это стремление к чему-то новому заставляло его менять места жительства и сферы деятельности. В Ялуторовске он покупает дом, приезжает сюда с женой и двумя детьми. Здесь рождается еще двое сыновей: Савва и Анатолий».

В доме Мамонтовых гостили ссыльные декабристы – это установленный факт. У Ивана Федоровича имелась хорошая личная библиотека, он был уважаемым человеком, успешно занимался предпринимательской деятельностью, что позволило ему сколотить приличный капитал и развиваться уже в сфере строительства железных дорог.

В Ялуторовском музейном комплексе действует постоянная экспозиция, где отражены некоторые вехи жизни Мамонтовых. Кроме того, есть и выставка уникальных фотографий «Труды и проекты Саввы Мамонтова».
Это совместный проект с Государственным историко-художественным и литературным музеем-заповедником «Абрамцево», который передал редкие снимки для показа на родине мецената, в Ялуторовске.

«В экспозиции нашего музея есть портрет отца семейства Ивана Федоровича. Есть выписка из метрической книги, которая фиксирует рождение и крещение Саввы. Здесь записано, что он рожден 2 октября 1841 года, крещен - 9 октября. Родители: купец Иван Федорович Мамонтов и Мария Тихоновна, оба православного вероисповедания. Крестили Савву в Вознесенской церкви, которая была уничтожена в советские годы», - отметила Светлана Юрьевна.

Фотографии, переданные государственным музеем-заповедником «Абрамцево», показывают самые яркие экономические дела и культурные проекты, осуществленные Саввой Мамонтовым на собственные капиталы.

Выставка весьма информативна, по крупицам собрана информация, касающаяся жизни Саввы Ивановича.

«Важнейшая задача этой выставки – показать крупные проекты Саввы Мамонтова, - пояснила Светлана Булышева. - Один из главных – строительство железных дорог, связавших центр России с Севером. На фотографиях изображена прокладка рельсов, рытье траншей, есть изображение с лесопилки на Исакогорке… Еще одним проектом Саввы Ивановича стало открытие Русской частной оперы: на фото мы видим в концертных костюмах Федора Шаляпина, Татьяну Люботович, Изабеллу Врубель (жена художника Врубеля) и других оперных певцов».

На выставке не могли обойти вниманием и создание Абрамцевского художественного кружка – еще одного детища Мамонтова. Здесь можно увидеть фотодокументы, на которых изображены Виктор Васнецов, Василий Поленов и другие художники, ставшие известными, а также скульптор Марк Антокольский, с которым Савва Иванович познакомился в Италии. Есть снимки, связанные с семьей, женой и детьми. Все они хорошо передают атмосферу дореволюционного времени, когда вел свою деятельность крупнейший предприниматель и меценат России.

Сын сибирского купца

Савве было несколько лет, когда его семья уехала из Ялуторовска, но роль малой Родины в его судьбе несомненна. Отец сумел привить Савве любовь к искусству, настойчивость в предпринимательстве, патриотизм. Одной из семейных традиций воспитания было - не ограничивать детей в общении со взрослыми, поэтому можно предположить, что маленький Савва был допущен в круг взрослых, интеллектуально и творчески развитых людей.

Внучатая племянница Павла Третьякова, состоящая с Мамонтовыми в дальнем родстве, вспоминала об отце семейства Иване Федоровиче: «Если бы вы не знали, кто это, то сочли бы, что перед вами английский премьер-министр». Он был всегда элегантен, чисто выбрит, подчеркнуто вежлив и в цилиндре.

Отец Мамонтова развертывал новое дело, и семья переезжала из одного города в другой, пока около 1850 года не обосновалась в Москве. Иван Федорович обладал тонким чутьем нового, пониманием потребностей экономического развития.

 
В столице семья Мамонтовых арендовала роскошный особняк, где устраивала приемы, балы. В 1852 году умерла мать Саввы Мамонтовы, Мария Тихоновна. Семья переехала в более простой, но и более просторный дом. Савву отдали в гимназию, где он проучился год без особых успехов. 

В августе 1854 года Савва вместе с двоюродными братьями был зачислен в Институт Корпуса горных инженеров, учащиеся которого получали как инженерные, так и военные знания. Савва показывал хорошее поведение, однако часто увлекался интересными ему предметами, игнорируя другие, обязательные: так, быстро выучив немецкий язык и имея по нему отличные баллы, он получал двойки и тройки по латыни. Успехами в образовании не отличался, чем вызывал беспокойство своего отца.

Начиная с 1858 года, Савва регулярно посещал театр и высказывал свое мнение о постановках в дневнике. Мамонтовы устраивали вечера, где проводились обсуждения спектаклей и книг.

В 1860 году Савва не выдержал экзамена по латыни и был зачислен на повторное обучение. Он сам и его отец тяжело переживали по этому поводу. В итоге латынь за Савву сдал другой юноша, а Савва поступил в Петербургский университет, переведясь затем на юридический факультет Московского университета.

Это было время нараставших волнений в студенческой среде, время прокламаций и тайных обществ. В 1862 году отец забрал Савву из университета и отправил сначала в Баку, а затем в Персию и Среднюю Азию, поручив 20-летнему сыну первое в его жизни самостоятельное дело. Не завершив образование, Савва вступил во взрослую жизнь. Отец был основателем акционерного железнодорожного общества, проложившего Московско-Ярославскую дорогу, участвовал в разработке первых нефтяных промыслов в Баку. Иван Федорович, желая приобщить сына к семейному делу, отправил его на год на стажировку, а затем ввел наследника в правление Московско-Ярославской железной дороги. 

Печать-оттиск Саввы Мамонтова в Ялуторовском музейном комплексе

Савва Иванович Мамонтов. Рим. 1868 год. Источник: lhistory

Савва Мамонтов в Риме, у дома Поленовых. 1884 год. Источник: lhistory

После возвращения в Москву из своей восточной командировки, Савва Иванович сильно заболел и был послан на лечение в Милан, где неожиданно вновь увлекся театром, на сей раз – оперным, и даже спел несколько басовых партий на сцене «Ла Скала». Здесь же он встретил свою любовь – Елизавету Григорьевну Сапожникову, происходящую из старинного купеческого рода, столь же сильно увлеченную музыкой и искусством, как и сам Савва.

В 1867 году Савва и Елизавета вступили в брак. Через два года скончался отец Иван Федорович, и Савва Иванович унаследовал все его дела.

В семье было пятеро детей – Сергей (1867–1915), Андрей (1869–1891), Всеволод (1870–1951), Вера (1875–1907) и Александра (1878–1952), названных по первым буквам имени Саввы Мамонтова.

Савва с женой и детьми часто приезжал в Италию, где у него сложился определенный круг общения. В ходе одной из таких поездок Елизавета Григорьевна познакомилась со скульптором Марком Антокольским, и позже помогала ему с организацией выставки в Риме. Это событие стало отправной точкой в истории меценатства семьи Мамонтовых. Постепенно, помимо коммерческих дел, Савва все больше внимания стал уделять искусству.

Абрамцевский кружок – место рождения русских талантов

В 1870 году Мамонтовы купили усадьбу Абрамцево, бывшее имение писателя-славянофила Сергея Тимофеевича Аксакова. Усадьба была заброшена, ее пришлось восстанавливать и переделывать. На протяжении четверти века гостями и жителями этого чудесного имения стали многие талантливые люди. 

Савва Мамонтов

Савва Иванович с семьей. Абрамцево. 1893 год

Савва Мамонтов с дочерью Верой. Москва. 1877 год. Источник: lhistory

Художник Илья Репин называл Абрамцево «лучшей в мире дачей», где сложилась первая в истории России «художественная колония, которая объединила единомышленников – энтузиастов нового искусства». Мамонтовский кружок стал уникальным явлением не только в русской, но и мировой культуре.

Савву Мамонтова интересовали изобразительное искусство, скульптура, архитектура, театр… Во время учебы в университете он участвовал в театральном кружке, которым руководил драматург Александр Островский, затем брал уроки пения в Милане, занимался рисунком в Риме.

По собственному утверждению Мамонтова, его главный талант состоял в умении собрать вокруг себя лучших творческих людей его времени. Это выдающиеся художники – Илья Репин, Василий Поленов, братья Виктор и Апполинарий Васнецовы, Василий Суриков, Валентин Серов, Михаил Врубель, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Константин Коровин. Певец Федор Шаляпин, режиссер Константин Станиславский, композиторы Сергей Рахманинов и Николай Римский-Корсаков, писатель Иван Тургенев и многие другие.

Абрамцево - любимое имение Саввы Ивановича

Абрамцево. В.М. Васнецов, А.А.Киселев 

В Абрамцеве. Илья Репин в центре

Душой всей этой компании была Елизавета Григорьевна Мамонтова, которой принадлежит большинство идей по перестройке усадьбы. Именно с ее подачи будет выстроена лечебница для окрестных крестьян, школа, построен и освящен храм Спаса Нерукотворного, созданы керамическая и столярная мастерские, занимающиеся собиранием и переработкой народных орнаментов и мотивов.

На многие годы Абрамцево станет средоточием художественной жизни для русской творческой интеллигенции и послужит образцом для других подобных центров притяжения. Здесь будут написаны многие шедевры - этюды Репина и Поленова, картины Серова, Врубеля, Нестерова и других живописцев.

Символом радостного и теплого Абрамцева навсегда станет картина Валентина Серова «Девочка с персиками». На портрете изображена дочь Саввы Ивановича, всеобщая любимица, 12-летняя Вера Мамонтова. А персики, лежащие на столе, были выращены в местной оранжерее и в саду на территории усадьбы.

Русская частная опера

Ученые считают, что Савва Мамонтов заложил новую традицию в русском театре, соединив в спектакле текст, музыку и художественное оформление. Свою оперу он стал собирать не столько из певцов, сколько из талантливых актеров и художников-декораторов. Первое театральное представление в московском доме Мамонтова было дано в 1898 году. С тех пор спектакли шли постоянно, и Мамонтов принимал в них участие. В 1885 году после отмены императорской монополии на столичные театры меценат создал Частную русскую оперу – первый профессиональный театр подобного типа.

Федор Иванович Шаляпин в роли Олоферна в опере «Юдифь»

Т.С. Любатович в роли Забель в опере Шарля Гуно «Фауст» 

В.Н.Петрова в роли Кащеевны в опере Н.А. Римского-Корсакова «Кощей Бессмертный»

В Русской опере ставили отвергнутые в казенных театрах произведения Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова, а исполнителями главных ролей были певцы масштаба Федора Шаляпина.

Композитор Н.А. Римский-Корсаков 

Оперный певец Федор Шаляпин 

В.Н. Петрова в роли Леля в опере Н.А. Римского Корсакова «Снегурочка»

В создании костюмов и декораций участвовали художники из Абрамцевского кружка. Одной из главных идей нового театра стала постановка русских опер с русскими актерами наравне с господствовавшими повсеместно итальянскими произведениями.

Федор Шаляпин в роли Варяжского гостя в опере «Садко» 

В.Н. Петрова в роли Леля в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» 

Н.И.Забелла - Врубель в роли Волховы в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко»

Сама частная опера изначально занимала сцену театра купца Солодовникова (Б. Дмитровка, 6 – ныне театр «Оперетты»), но Савва Иванович рассчитывал со временем перевести ее в зал, который специально для нее строил в гостинице «Метрополь», чему, к сожалению, не было суждено случиться из-за разорения мецената. Опера окончательно закрылась в 1904 году.

Создатель российских железных дорог

Одним из самых крупных проектов Саввы Ивановича Мамонтова стала деятельность по строительству железных дорог. 

Начал с небольшой ветки Москва – Сергиев Посад в 1862 году, уже к 1870 году было построено в 6 раз больше путей: Сергиев - Ярославль, Иванов - Шуя, Рыбинск - Бологое. Позже на деньги Саввы и его компаньонов были открыты ветки: Ярославль - Рыбинск, Ярославль - Кострома, Ярославль — Вологда - Архангельск, Александро - Киржач, Бельково — Юрьев - Польский, Москва - Савелово, Петербург — Вологда - Вятка. Отдельно следует отметить каменноугольную железную дорогу, которая дала возможность развивать добычу угля в Донецком бассейне.

Большое влияние на Мамонтова оказал промышленник, банкир, ученый, основатель железнодорожного строительства в России Федор Васильевич Чижов. Благодаря хлопотам Чижова, мамонтовское акционерное общество получило концессию на строительство Донецкой железной дороги. Успешный ввод этой дороги принес Савве признание как в деловых, так и в правительственных кругах. Еще одно начинание Саввы – освоение Крайнего Севера – также произошло под влиянием Чижова.

Савва Иванович Мамонтов 

В салоне-вагоне Северной железной дороги. Конец 19 века 

Министр финансов Сергей Витте. Источник: Википедия

Савва Иванович считал русский Север крайне перспективным регионом, главная проблема которого состояла в отсутствии сети коммуникаций и дорог. Строительство жд-магистрали через тундру виделось ему необходимой частью программы освоения богатейшего региона. В своей правоте он сумел убедить министра финансов Сергея Витте и императора Николая Второго.

Прокладка жд-дороги. Настил из бревен на жидком болоте 

Лесопилка на Исакогорке 

Начало постройки участка железной дороги «Ярославль-Архангельск»

Любопытно, что легендарный Федор Чижов в своем завещании поручил Савве несколько крупных проектов в сфере образования, здравоохранения и культуры. И Мамонтов, грамотно распорядившись акциями Чижова после его смерти, открыл на родине Федора Васильевича в Костромской губернии 5 учебных заведений, родильный дом. При каждом училище построили храмы, которые были расписаны известными художниками – друзьями Саввы. Училища содержали на доходы от вкладов в Государственный банк.

История большого разорения

В 1890 годах Савва решает создать объединение промышленных и транспортных предприятий. Были куплены и арендованы несколько заводов, однако они нуждались в модернизации и требовали огромных капиталовложений. Речь шла о Невском судостроительном и механическом заводе в Петербурге и о Николаевском металлургическом заводе в Иркутской губернии. Эти предприятия должны были обеспечить транспортными средствами Московско-Ярославско‑Архангельскую железную дорогу и продолжить ее строительство, что позволило бы энергичнее осваивать Север.

Мария Федоровна Мамонтова (племянница), Савва Иванович, Наталья Васильевна Поленова. 1884 год 

Сергей Мамонтов – сын Саввы Ивановича. 1880-е годы

В августе 1898 года Мамонтов продал 1650 акций данной железной дороги Международному банку и получил специальную ссуду под залог акций и векселей, принадлежащих ему и его родственникам. Это был рискованный шаг, который закончился полным крахом для Мамонтова.

Правление Московско-Ярославской дороги приняло решение продлить пути до Архангельска, что соответствовало увеличению протяженности ветки почти в два раза. Мамонтов считал эту дорогу необходимой стране и строил ее на собственном энтузиазме, не получая прибыли. Савва Иванович надеялся покрыть расходы путем получения государственной концессии на постройку магистрали Петербург - Вятка. У него были и другие планы прокладки дорог, поддерживаемые министром Витте. В июне 1899 года Мамонтов не смог расплатиться с Международным банком и другими кредиторами. Министерство финансов тут же устроило ревизию. По некоторым источниками, ревизия была плодом интриг директора Международного банка Адольфа Ротштейна и министра юстиции Николая Муравьева. Прокурор Московского окружного суда Алексей Лопухин писал:

«То самое министерство финансов, которое в лице главы Сергея Витте, только что выступило в качестве инициатора в вопросах о предоставлении названному обществу выгодной концессии на строительство дороги Петербург - Вятка, выступило в лице того же Витте с требованием об отобрании у него этой самой концессии и о принятии мер, которые были сознательно направлены к финансовой гибели и железнодорожного общества, и крупных его акционеров».

Как заявляют современники и биографы Мамонтова, Сергей Витте, до некоторого момента находившийся в дружеских отношениях с Мамонтовым, резко поменял свою позицию. Говоря современным языком, Савву Мамонтова предали и подставили, обвинив в финансовых махинациях.

Он мог сам распродать свое имущество и погасить задолженности, но дело было доведено до суда. Известного предпринимателя и благотворителя арестовали и посадили в Таганскую тюрьму, его имущество описали. В газетах писали о якобы огромных хищениях, Савва Иванович подвергся самой настоящей травле. Несмотря на все усилия его друзей, Мамонтов несколько месяцев провел в тюрьме. Освобождению сознательно препятствовали, долго и целенаправленно искали сведения о злоупотреблениях, но найти ничего не смогли.

 
Известный адвокат Федор Плевако защищал в суде Савву Мамонтова, свидетели говорили о нем только хорошее, а следствие установило, что подсудимый не присваивал денег. Присяжные оправдали Савву Ивановича, и зал суда сокрушили аплодисменты.

Савва Мамонтов. Источник: persons-info 

Друг мецената – скульптор Марк Антокольский 

Супруга Саввы Мамонтова – Елизавета Григорьевна с внуками

Между тем, имущество Мамонтова было распродано почти полностью, многие ценные произведения искусства отправились в частные руки. Железная дорога ушла в госсобственность по стоимости, значительно ниже рыночной, часть акций досталась другим предпринимателям, в том числе родственникам Витте.
Долги были погашены. Однако Мамонтов потерял деньги и репутацию и перестал заниматься предпринимательской деятельностью.

Потомок Мамонтова Николай Чернышев поделился воспоминаниями своих предков, которые были свидетелями финансового краха Саввы Ивановича. Они указывали на «роль в этой истории разорения министра финансов Витте, получившего в лице его близких большую материальную прибыль». 

Предприниматель хотел приобрести паровозостроительный завод вовсе не из соображений личной наживы, а исходя из национальных интересов. 

«Упустить производство в руки иностранцев Савве казалось недопустимым, но требовалось оплатить громадную сумму без решения акционерного собрания, что являлось нарушением. Собрание в данной ситуации было лишь формальностью, ведь Мамонтовы владели контрольным пакетом акций», - пишет Николай Чернышев.

Витте предложил Мамонтову перевести деньги до решения собрания, пообещал на несколько дней закрыть глаза на нарушение… Однако на следующий день явились ревизоры и установили незаконную операцию.
Арест стал серьезным испытанием. Было сделано все, чтобы Савва лишился капиталов и не смог вылезти из долговой ямы. Финансовый крах был вдвойне тяжел для него не потому что он лишился миллионов, а потому, что утратил возможность работать на благо России: развивать ее экономику и культуру, считает Николай Чернышев.

Последние годы жизни известный меценат провел в Москве в небольшом доме (дом на Садовой был конфискован), к которому примыкали гончарная и скульптурная мастерские.

Скончался он 24 марта 1918 года и был похоронен в своей любимой усадьбе Абрамцево.

Главный талант Саввы Мамонтова

К православной вере, как всякий русский человек, Савва Мамонтов был причастен от колыбели. По свидетельству потомка предпринимателя Николая Чернышева, в семье сохранилась икона Спасителя, которой отец Иван Федорович благословил Савву еще при рождении в Ялуторовске. Всю жизнь он был верующим православным христианином, хотя и не таким горячим, как его жена, которая отличалась исключительной для своего круга привязанностью к Церкви. 

По мнению Николая Чернышева, Савва Иванович пытался возродить религиозную красоту через искусство и театр. В нем самом вера в Бога никогда не угасала.

«Он каждый раз перед обедом в Абрамцеве, как рассказывала бабушка – участница этих объектов – читал вслух «Отче наш». Он оплатил постройку церкви в Абрамцеве, участвовал в обсуждении проектов, сам вместе со многими высекал из белого камня узоры на ее фасадах и вместе с другом Валентином Поленовым пел на клиросе этой церкви», - сообщил потомок Саввы Ивановича.

Чернышев приводит еще один необычный факт: однажды в Риме на Пасху Савва один пел всю пасхальную службу в посольской церкви. Они с Елизаветой Григорьевной пришли помолиться, а хора не оказалось. Священник обратился к собравшимся с просьбой помочь, встать на клирос. Савва Иванович согласился и без регента исполнил пасхальные песнопения, достаточно хорошо зная их.

Поражает и еще одна история. В своем московском доме на Садовой Савва Иванович однажды устроил обед, в приготовлении которого сам принимал участие. Накрыли большой стол, за которым обычно собирали гостей, и он куда-то исчез. Но вскоре появился и привел нищих и бездомных, которых много было рядом на Сухаревке, усадил их за стол, сам хозяйничал и подавал кушанья.

Любовь к Родине, любовь к людям двигала Савву Мамонтова в его бесчисленных начинаниях. Марк Копшицер, автор книги о меценате, писал: «При всей своей любви к произведениям искусства, людей, создавших эти произведения, он любил больше».

Как настоящий христианин он посвятил себя истинному призванию человека – преображению окружающего мира и помощи ближним. Возможно, в этом и заключается главный талант, данный от Бога Савве Ивановичу – через свою искреннюю любовь к окружающим объединять их и приводить к творческому сотрудничеству.

Савва Великолепный

Савва Мамонтов стал автором десятков различных промышленных, образовательных и культурных проектов. Современники дали ему прозвище «Великолепный», а современные исследователи называют его «великим мечтателем». Всего несколько фактов. Например, Савва собирался проложить железнодорожную магистраль «Сибирь - Средняя Азия», предлагал осуществить проект окружной железной дороги, которая соединила бы все вокзалы Москвы. Причем станции Савва Иванович хотел оформить настоящими произведениями искусства. Кроме того, в его планах было построить грандиозный культурный центр в столице, который бы включал оперный театр, выставочный зал и гостиницу. Все это должно было разместиться в отеле «Метрополь», где сегодня хранят память о ее великом создателе.

Портрет С.И. Мамонтова. Автор: Андерс Леонард Цорн 

Художник Исаак Левитан 

Савва Иванович Мамонтов. Источник: образовательный портал infourok 

Стоит добавить, что Савва Мамонтов был кавалером ордена Владимира 4-й степени, работал гласным Московской городской думы, значился почетным и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний, председателем Дельвиговского железнодорожного училища.

В советские годы о роли Мамонтова в истории России почти не говорили, ведь представителей буржуазии занесли в «черные списки». Однако до сегодняшних дней дошли некоторые памятные знаки, посвященные Савве Мамонтову. Памятники ему установлены на привокзальных площадях Сергиева Посада и Ярославля, в честь него названы электропоезд, платформа, микрорайон. Память о Мамонтовых бережно хранят в усадьбе Абрамцево. А в Ялуторовске Савве Великолепному установили бюст возле школы искусств. 

Но самым ярким проектом по увековечиванию светлой памяти Саввы Ивановича на его малой родине обещает стать дом, где он родился и жил в детском возрасте.

Дом, где родился Савва Мамонтов

В октябре 1991 года в Ялуторовск приехала делегация представителей Ассоциации делового сотрудничества «Арт-менеджмент» из Екатеринбурга и студенты из четырех вузов Тюмени и Урала под руководством директора ассоциации Рафаэля Альханова. Вместе с научными сотрудниками музея гости начали поиски места, где жили Мамонтовы. К работе привлекли местных старожилов. Дом был найден!

Его обнаружили на улице Первомайской, которая раньше называлась Вознесенской, поскольку рядом располагался храм в честь Вознесения Господня.

«Проведя в этом доме несколько лет, семья Мамонтовых переехала сначала в Чистополь, затем в Тулу и Псков и только потом в Москву, - рассказала директор Ялуторовского музейного комплекса Лариса Раевская. - К 1846 году дом был передан страховому обществу «Саламандра», далее использовался как вольная аптека, как жилой дом. В 20 веке строение превратилось в жилье барачного типа. Его разделили на четыре части и поселили в нем разные семьи. Конечно, дом перестроили, многие элементы декора утрачены».

Дом находится в статусе нежилого объекта, передан в оперативное управление Тюменского областного музейно-просветительского управления в апреле 2021 года.

Для музейщиков поставлена глобальная задача - в будущем открыть здесь Дом-музей Саввы Ивановича Мамонтова.

«Это настоящее чудо, что дом так хорошо сохранился, он двухэтажный с цокольным этажом, где можно видеть старинную кирпичную кладку. Цокольный этаж сохранился в первозданном виде, единственное, что были заложены современным кирпичом оконные проемы. Первый этаж был хозяйственным, предназначался для прислуги, там находилась кухня, а второй этаж занимали хозяева, он имел отдельный вход. На территории усадьбы стояли амбар, баня, каретная, а также был колодец из лиственницы. Кроме того, обнаружен старинный ледник-погреб, сохранились его фрагменты», - прокомментировала Лариса Вячеславовна.

Обшивка, карнизы, наличники являются поздними. Но сохранились межэтажные перекрытия и одна из родных дверей со старинными ручками и навесами. Этому дому более 200 лет, он является памятником деревянного градостроительства.

«Верхний уровень дома построен из хвойных пород деревьев, скорее всего, сосны диаметром 30 см, - отметила Лариса Раевская. - Это дает право утверждать, что сруб находится в удовлетворительном состоянии и основные элементы конструкции принадлежат к первоначальному строению дома. Более основательное глубокое исследование сруба и перекрытий провести удастся позже, когда начнутся реставрационные работы. Дом интересен, в нем просматриваются элементы деревянного зодчества».

Благодаря усилиям музейщиков и региональных властей, семьям, проживавшим в этом доме, выделили современное жилье. И теперь исторический объект свободен для реставрации. Дом обретет вторую жизнь.

Концепция дома-музея Саввы Мамонтова

Дом, где родился и провел первые годы жизни известный промышленник и меценат, сейчас пуст и взят под охрану. Впереди нелегкий и недешевый процесс его реставрации, наполнение смысловой начинкой и артефактами.

Концепция дома-музея Саввы Мамонтова уже готова, ялуторовские специалисты представили свое видение нового музейного объекта.

«Мы планируем воссоздать купеческий интерьер того времени, чтобы можно было представить, как жила семья Мамонтовых, - рассказала главный научный сотрудник Светлана Булышева. - В цокольном этаже организуем рецепцию, где планируем встречать гостей, там будет сувенирная лавка, и возможно, чайная зона. На первом этаже хотим организовать большую гостиную, где будут проходить основные выставочные мероприятия, и где планируем рассказывать о деятельности как Мамонтовых, так и о других представителей местного купечества».

Уникальные фотографии, связанные с судьбой Саввы Мамонтова, которые сейчас украшают музейный комплекс, впоследствии перенесут в отремонтированный особняк и разместят их в соответствии с концепцией.

«По нашему мнению, необходимо воссоздать детскую комнату, где жили братья Савва и Анатолий, - размышляет Светлана Юрьевна. - Здесь разговор будет идти о воспитании детей в купеческих семьях. Иван Федорович Мамонтов был довольно суровым человеком, требовал от своих сыновей качественной учебы, приучал их к труду. В воспитании детей помогали книги из библиотеки в доме Мамонтовых, которую мы также хотим воссоздать. Любопытно, что один из братьев - Сергей держал в столице типографию, издавал литературу, и это тоже показатель того, что книги оказали большое влияние на Мамонтовых и послужили толчком к развитию творческого мышления».

Действительно, многие исследователи задаются вопросом, как купец из провинции смог заложить в сыне столь глубокое понимание и видение культуры и истории. Ведь Савва стал человеком, который обладал невиданной тягой к искусству, имел безупречный вкус, видел и помогал развивать таланты, заложенные в людях. Он признавался в своем дневнике, что посещая художественную академию и наблюдая, как работают художники, он каждый раз был поражен тому, как из-под руки живописца рождается картина.

Одаренность, зерно этой тяги к искусству, очевидно, было посеяно еще в детстве. Поразмышлять об этом можно будет во время посещения нового музея - усадьбы.

«Мы планируем привлечь туристов и подготовить для них программу с питанием, размещением и познавательными мероприятиями. Есть идея и создания оранжереи, как в усадьбе Абрамцево. Также появится инфраструктура на территории дома-музея. Вся культурная программа будет строиться вокруг семьи Мамонтовых», - пояснила Светлана Булышева.

По словам музейщиков, Ялуторовск вполне можно считать не только городом декабристов, но и купеческим городом. До революции здесь ежегодно проходило 4 сезонных ярмарки. Сюда съезжались торговые люди со всей Тобольской губернии.

В Ялуторовском музейном комплексе 

В городе жили и вели свою деятельность купцы: Лагин, Нохрина, Давыдовский-Смолин, Колмогоров… В Ялуторовске зародилось маслодельное производство, город славился стеклодельными мастерскими. В новом музее можно будет уделить время и рассказам о местном купечестве.

В Ялуторовском музейном комплексе

Кроме того, усадьба Саввы Мамонтова станет особым местом и для современных предпринимателей. Здесь планируют проводить церемонии подписания соглашений, городские приемы для представителей бизнеса. И, конечно, здесь будут проходить мероприятия Благотворительного фонда имени Саввы Мамонтова, который создан в Ялуторовске с целью поддержки талантливой молодежи.

Автор: Елена Кухальская, Николай Кочатков

Фото: Екатерина Христозова, Елена Кухальская

Использованы материалы из статей, опубликованных в сборнике «Наследие промышленника и мецената С.И.Мамонтова – пример для нового поколения российских предпринимателей» (авторы: Н.С. Чернышев, П.Белоглазов, С.А. Пахомчик, А.Л. Вычугжанин, И.Н. Косогорова, К.А.Анкушева); фотографии и материалы Ялуторовского музейного комплекса, среди которых снимки, предоставленные в рамках сотрудничества с государственным музеем-заповедником Абрамцево..

Благодарим за помощь в подготовке проекта руководителя и специалистов Ялуторовского музейного комплекса, а также сотрудников областной научной библиотеки имени Д.И. Менделеева.