ТАЙНЫ
ЗАГОРОДНОГО САДА
В самый знаменитый и старинный тюменский сад в разное время приезжали сыновья российских императоров. В середине XIX века писали, что «равных ему нет во всей Сибири». О том, как его благоустраивали, вырубали и снова благоустраивали, чем жил парк в советское время, как здесь радовал горожан певец Юрий Гуляев, и почему в отдельные годы загородный сад пользовался дурной славой — в нашем материале.
Это один из немногих парков Тюмени, который имеет двойное название и отличается особым историческим дизайном. Попадая сюда, горожане оказываются в атмосфере садово-парковой культуры позапрошлого столетия.
Здесь не только два названия, но и удивительный эффект «два в одном». С одной стороны, классическая архитектура с фонтаном, арками, чашами, скульптурами, отсылающими в прошлое, с другой - невероятно красивый современный зеленый уголок с чудесными яблоневыми аллеями, раскидистыми старыми деревьями и цветами.
Александровский или Загородный сад имеет глубокую и интересную историю. Он действительно старейший в Тюмени. Сейчас - компактный и расположен в центре города, а когда-то был в десять раз больше по площади и находился на окраине.
Торгово-промышленная роль Тюмени в начале XIX столетия усиливалась. Город расширялся, в 1835 году началось строительство каменного гостиного двора на Царской улице. Бурно развивалось ремесленное производство. Население увеличивалось, а значит, возрастала потребность горожан в местах отдыха.
В честь наследника престола
Рождение одного из первых садов Тюмени связано с именем Александра Второго. Весной 1837 года император Николай Первый отправил своего 19-летнего наследника, великого князя Александра, в большое путешествие по России.
В честь наследника престола
Рождение одного из первых садов Тюмени связано с именем Александра Второго. Весной 1837 года император Николай Первый отправил своего 19-летнего наследника, великого князя Александра, в большое путешествие по России.
Будущего императора сопровождал поэт Василий Жуковский, который сделал небольшую запись в своем дневнике:
Как пишет в своем исследовании кандидат исторических наук, доцент Государственного аграрного университета Северного Зауралья Ольга Гончаренко, тюменцы настолько прониклись событием, что 31 мая объявили ежегодным праздником. Впервые в Тюмени были организованы большие общенародные гуляния. По сути - это аналог сегодняшнего Дня города. Сначала проходило богослужение в Троицком соборе, а затем вечером в Загородной роще (так ее называли из-за отдаленности от центра) горожане праздновали с угощениями, танцами и фейерверком.
Сад благоустраивали с 1838 по 1842 годы. В этом активное участие принимал купец, благотворитель, потомственный почетный господин и городской голова Иван Васильевич Иконников. Он и предложил назвать место отдыха в честь императора Александра Второго.
В фондах Тюменского областного музейного комплекса им. И.Я. Словцова сохранились старинные фото садово-паркового объекта. Научный сотрудник Тюменского музейно-просветительского объединения Лев Боярский объяснил, что снимки переданы из фондов музея реального училища.
Сад был запечатлен современником и попал в альбом видов Тюмени. Всего в музее сохранилось пять фотографий паркового объекта, и все они имеют огромную историческую ценность.
Будущий император в доме Иконникова
Иван Иконников неслучайно оказался у истоков создания одного из самых красивых садов Тюмени.
Именно он 31 мая 1837 года принимал у себя в доме Его Императорское Высочество великого князя Александра Николаевича – будущего императора Александра II. Как отмечает краеведческий портал «Город Т», наследник престола переночевал в особняке Иконниковых в ночь на 1 июня, а в 5 часов утра следующего дня отправился на берег реки Туры, где его ждала изготовленная в кратчайшие сроки специальная шлюпка.
Будущий император
в доме Иконникова
Иван Иконников неслучайно оказался у истоков создания одного из самых красивых садов Тюмени.
Именно он 31 мая 1837 года принимал у себя в доме Его Императорское Высочество великого князя Александра Николаевича – будущего императора Александра II. Как отмечает краеведческий портал «Город Т», наследник престола переночевал в особняке Иконниковых в ночь на 1 июня, а в 5 часов утра следующего дня отправился на берег реки Туры, где его ждала изготовленная в кратчайшие сроки специальная шлюпка.
Дальнейший путь царской делегации лежал в столицу губернии – Тобольск. По пути следования гости побывали в Кургане и Ялуторовске, а 4 июня вновь вернулись на ночлег в дом городского головы Иконникова, о чем в парадном зале его дома на стене была сделана надпись, как раз напротив портрета великого князя Александра Николаевича.
Тюменцы очень ценили и уважали Ивана Васильевича Иконникова за деловую хватку и человеческие качества. В 1836 году его избрали главой города. В Благовещенском соборе Иконников принял присягу и поклялся:
По словам краеведа Ольги Лукошковой, необычная фамилия досталась общественному деятелю неспроста. Он оказался правнуком иконника Спиридона. В «Записках тюменского общества научного изучения местного края» сказано, что в начале XVII века из Устюга Великого в Тюмень переселился иконник Спиридон. Здесь он написал во вновь строящуюся Знаменскую церковь иконы и главный образ - Знамения Божией Матери.
Родился Иван Иконников в 1791 году. В разное время он служил ратманом, затем на должности городового судьи, владел салотопенным заводом, занимался благотворительностью. В октябре 1829 года городовой судья Иван Иконников внес 50 рублей и попал в «именной список купцов и мещан Тюмени, пожертвовавших деньгами по предложению Думы для бедных жителей, потерпевших от пожара и разорения...». Пожертвование Иконникова оказалось самым внушительным.
В 1858 году после легендарного приема Цесаревича в Тюмени, Иконников становится купцом II гильдии. А в 1860 году Иван Васильевич получает статус купца I гильдии.
Много личных средств он жертвовал на нужды города. Участвовал в покупке здания Вознесенского приходского училища и его финансировании. В 1854 на его средства были построены удобные казармы для «инвалидной команды» в составе 90 человек. Это отряд бойцов, не годных к строевой службе по состоянию здоровья или возрасту, по сути – резервисты. Долгое время данный термин, заимствованный у французов, был синонимом понятия «ветеран».
Когда о благотворительности стало известно императору, Иконникову была пожалована золотая медаль с надписью: «За усердие», для ношения на шее на Владимирской ленте. Позже выдающийся тюменец получил темно-бронзовую медаль на Анненской ленте. Такой медалью награждались купцы, пожертвовавшие «на воинские надобности» не менее десятой части своего капитала.
Во всех проектах Иван Васильевич старался участвовать лично. Так получилось и с Александровским садом. Помощником и его правой рукой в вопросах создания парка стал смотритель уездного училища, садовод-любитель Попов. Среди исполнителей были также учителя Александровского реального училища Уткин и Кувичинский и законоучитель Лев Словцов. Первым садовником назначили переселенца Ялуторовского округа Павла Борченка. Вместе эта команда реализовала идею разбивки и благоустройства прекрасного сада на окраине Тюмени.
Тюменский загородный сад открылся для посещений в 1851 году. Здесь проходили гулянья, играл военный оркестр. Кроме того, на территории сада в отдельной оранжерее росли ананасы, инжир и другие тропические растения.
На территории располагался двухэтажный дом с верхней галереей, дом для отдыхающих, оранжерея, дом для караульных, площадка для оркестра и танцев, а также палатки для торговли «фруктами и печеньями» с благотворительной целью. Кроме того, в дни церковных праздников здесь велись богослужения.
Сад описал известный историограф-краевед Николай Абрамов в работе «Город Тюмень». Парк был расположен на скате берега Туры, отличался благоустроенностью и чистотой. Кроме берез, по словам Абрамова, «прочее обширное пространство занимают аллеи из акаций, лип, берез, елей, кустарников малины, смородины и разных цветов…». Во время гуляний в саду находилось «тысяч до пяти городских и сельских жителей». В середине рощи был «двухэтажный дом с верхней галереей, где собиралось чиновное и купеческое общество. Тогда здание называли «вокзал».
Справочно
Изначально словом «фоксаль» французы обозначали загородное увеселительное заведение. Слово пришло из Англии, звучало оно там как Vauxhall (Вокс-холл) и означало «зал госпожи по имени Джейн Вокс» - увеселительное заведение этой особы, находившееся в одном из предместий Лондона. Позднее в России подобного рода заведения стали называть «воксал», а затем и «вокзал» (кое-кто считал, что это сокращение от «вокальный зал»).
Самым популярным местом садово-развлекательного отдыха в Петербурге второй трети XIX столетия стал Павловск. Этому способствовало строительство первой российской железной дороги сначала до Царского Села, а затем и до Павловска. Строитель дороги Франц фон Герстнер, в расчете на привлечение пассажиров, заказал архитектору Штакеншнейдеру сооружение на станции Павловск роскошного музыкального зала с рестораном-вокзалом, который открылся, как и дорога, в мае 1838 года.
Так вокзал стал обозначать не увеселительное заведение, а место отправления железнодорожных поездов.
Александровский сад сочетал в себе все особенности русского паркостроения XIX века. Ольга Гончаренко отмечает в своем исследовании, что тюменский парк был создан, как и в других городах России, в «английском стиле».
В 1868 году князь Владимир Александрович в день приезда на проходившую в Тюмени выставку посадил по просьбе отца в Загородном саду кедр, в знак вечной признательности императора общественности и жителям города, которые сумели создать сад, «равному которому нет по всей Сибири». Хотя для посадок был не сезон – середина лета - кедр прижился. Но до наших дней увы не сохранился, хотя это дерево может жить несколько столетий.
3 июля 1873 года Тюмень посетил еще один сын Александра Второго – Алексей. Он служил в морском флоте, в 23 года уже был контр-адмиралом и дослужился до генерал-адмирала. Для организации встречи Городская Дума выделила 10 тысяч рублей. Берега Туры вычистили как зеркало, а «улица Царская выглядела как царская невеста», отмечает Ольга Гончаренко.
Алексей прибыл в город на пароходе «Константин» из Тобольска. Делегация горожан под руководством городского головы Логинова встречала гостя на той же шлюпке, на которой в 1837 году его родитель переправлялся дважды через Туру. В Загородном Александровском саду в честь гостя устроили бал.
В конце XIX века главный сад тюменцев занимал площадь 4 десятины 861 сажень – около 5,5 гектара. С одной стороны с парком соседствовало старое кладбище и аптекарский огород Дауделей. С другой – ветка Уральской железной дороги, построенная в 1885 году между станциями Тюмень и Тура.
С 1895 года свободная городская территория рядом с садом начала заселяться пришлыми людьми, которые искали работу на соседних пристанях. Так начала формироваться одна из тюменских рабочих окраин.
«Огненные фонтаны»
в тюменском небе
Гулянья в тюменском саду на первых порах проходили настолько грандиозно и ярко, что остается только завидовать горожанам того времени. А если вспомнить, что город был провинциальный, то в некоторые факты даже сложно поверить.
«Огненные фонтаны»
в тюменском небе
Гулянья в тюменском саду на первых порах проходили настолько грандиозно и ярко, что остается только завидовать горожанам того времени. А если вспомнить, что город был провинциальный, то в некоторые факты даже сложно поверить.
Тюменский автор Елена Дубовская в своей статье «Этот дивный Александровский!» приводит воспоминания Николая Абрамова, который описывает картину праздника.
Ближе к вечеру, по воспоминаниям Абрамова, начиналось самое интересное – фейерверк. «Огненные фонтаны» не просто красиво озаряли небесный своды, восхищая публику, но и изображали символы царской власти.
После необычного фейерверка и гуляний публику приглашали в дом, находящийся в роще, которые называли вокзалом. Там проходил ужин с тостами за здравие императорской семьи. Праздник шел до самого утра.
Страшновато, но интересно!
Загородный всегда был популярен. Родившая в конце XIX века тюменка Мария Александровна Полозкова поделилась воспоминаниями о прогулках по саду. Ее слова цитирует историк Ольга Гончаренко.
Страшновато,
но интересно!
Загородный всегда был популярен. Родившая в конце XIX века тюменка Мария Александровна Полозкова поделилась воспоминаниями о прогулках по саду. Ее слова цитирует историк Ольга Гончаренко.
«Были в саду красивые беседки, аллеи разные: березовые, хвойные, липовые…Особенно запомнился канальный мост. Идешь по этому мосту через овраг, а мост качается. Страшновато, но очень интересно!», - отметила Мария Полозкова.
Известный ученый Иван Яковлевич Словцов отмечал огромную роль растительного мира для человека. Он восхищался тюменским садом, отмечая, что «подобных ему, по живописному местоположению и по художественной планировке, нет во всей Западной Сибири».
Однако в прессе того времени есть и нелестные отзывы о месте отдыха горожан. В 1897 году «Сибирская торговая газета» писала о Тюмени:
«Есть здесь городской сад, но он расположен на конце города и поэтому малодоступен для посещения жителям, да притом, как носятся слухи, по отсутствию надзора гуляющие в саду далеко не могут считать себя безопасными. При таких условиях неудивительно, что тюменский городской сад не посещается публикой».
О небезопасности Загородного сада нам рассказала и тюменский краевед Ольга Лукошкова. По ее словам, в 1897 году «Сибирская торговая газета» Критиковала Александровский сад того периода.
«Если попал незнающий здешних порядков человек в Александровский сад, то не выйти ему в том костюме, в каком зашел сюда», - отмечали в газете.
В конце столетия для сада начались не лучшие времена. Он стал полузаброшенным и превратился в пристанище для местной шпаны.
За колючей проволокой
В 1911 году, чтобы навести порядок в некогда популярном у тюменцев саду, Городская Дума приняла решение защитить его изгородью из колючей проволоки.
За колючей проволокой
В 1911 году, чтобы навести порядок в некогда популярном у тюменцев саду, Городская Дума приняла решение защитить его изгородью из колючей проволоки.
В 1912 -1913 годах Загородный отдали в аренду на шесть лет крестьянину Симбирской губернии М.А. Шмырову и оренбургскому мещанину И.А. Паулю. Как пишет краевед Елена Дубовская, предпринимателям разрешалось иметь в саду оркестр и устраивать танцы, балы, иллюминации, фейерверки и «вообще всякого рода народные развлечения, дозволенные законом и не противные правилам нравственности».
В обязанности арендаторов входило устройство в саду дорожек, скамеек, цветников и насаждение многолетних кустарников. Одна из главных задач – защита парка от незаконных вырубок.
Вскоре здесь стали проходить выставки, кинопоказы, танцевальные вечера и мероприятия. Кроме того, у нового управляющего возникла идея организовать автомобильное движения от сада по ул. Новой до железнодорожного вокзала. Но это предложение было принято в штыки.
«Передвигаться по «улице красных фонарей», где находились дома терпимости, жители не захотели и жаловались в Думу», - отметила Ольга Лукошкова.
Когда срок аренды завершился, над садом вновь нависла угроза запустения.
Источник: Группа «Текутьевка» (ВКонтакте)
Источник: Группа «Текутьевка» (ВКонтакте)
В фондах Тюменского музейного комплекса хранится множество фотографий, на которых подробно запечатлены труды заводчан.
«У нас есть серия фотографий благоустройства Сада судостроителей, которое происходило в 1950-е годы, - пояснил научный сотрудник Тюменского музейно-просветительского объединения Лев Боярский. Снимки переданы в фонд музейного комплекса из музея Тюменского судостроительного завода».
Парк достался заводу запущенным, но благодаря усердию работников он за короткое время преобразился и вновь стал излюбленным местом отдыха горожан.
Роща приобрела атрибуты советской идеологии, но при этом сохранила свое зеленое лицо.
Памятник Сталину,
летняя эстрада и пиво
В советские годы вход в сад был платным, горожане покупали билеты. Входную группу украшали колонны. Внутри работал буфет, танцплощадка, карусели и летняя эстрада, где выступали художественные коллективы.
Памятник Сталину,
летняя эстрада
и пиво
В советские годы вход в сад был платным, горожане покупали билеты. Входную группу украшали колонны. Внутри работал буфет, танцплощадка, карусели и летняя эстрада, где выступали художественные коллективы.
Дети и пенсионеры могли посещать парк бесплатно. В 18 часов начинал играть духовой оркестр.
«Для любителей пива привозили по три-четыре 150-литровые бочки. Емкость затыкали большой пробкой, оставляли здесь же, в саду. Никто на пенный напиток не зарился, - пишет в своей статье «Этот дивный Александровский!» Елена Дубовская. – Парни устраивали показательные кулачные бои, учили драться мальчишек. А иногда завсегдатай сада Мирон Васильевич на спор поднимал зубами мешок картошки».
Большой популярностью пользовались танцы. Площадку окружали лавочки, где сидели девушки в ожидании кавалеров.
«Девушки в романтических платьицах и белых носочках, а парни в брюках клеш и сапогах «со страшным скрипом» танцевали вальс, фокстрот, краковяк… Как нравилась всем знаменитая мелодия «Рио-Рита!», - отмечает Елена Дубовская.
Многие пары сложились именно в этом живописном месте. Краевед Ольга Лукошкова добавила интересный факт. Финальный вальс, звучавший в 23 часа, тюменцы называли «вышибаловкой», ведь сад закрывался и влюбленные были вынуждены расходиться по домам.
В советский период в саду росло много цветов. Сохранился подвесной мост над небольшим водоемом, где желающие могли кататься на лодках.
В центре парка установили фонтан, украшенный скульптурами птиц. Неподалеку разместили памятник Сталину и бюст Ворошилову. Висели портреты членов политбюро и Доска почета Судостроительного завода. Также в роще работал тир.
Любопытно, что в те годы, на территории находился тот самый «вокзал». В доме располагался творческий клуб судостроительного завода. По словам историка Льва Боярского, здание просуществовало до 1970-х годов. Оно стояло там, где сейчас расположена скульптура Машенька, ближе к входу в современный сад.
18-летний юноша со своей школьной подругой Ритой Куликовой (будущая супруга певца) постоянно посещал парк и проводил здесь свободное время.
А младший брат Юрия, Борис, в свою очередь, вспоминал об одном из особых украшений сада. Это подвесной мост, под которым красивый водоем. Летом по пруду скользили лодки, а зимой, здесь заливали ледяные горки и молодежь каталась на санках и лыжах.
Тюменка Альфия Терентьева помнит, как Юрий Гуляев посещал сад.
«Он приходил со своим баяном, играл на нем и пел, собирая вокруг себя благодарную публику. Молодой и красивый он был по-доброму озорным юношей. Помню, как однажды будущий артист развеселил всех – залез на дерево и начал перебирать басы. Люди сначала недоумевали, откуда музыка, а после радостно смеялись, слушая. Народ в то время был более открытым, добрым отзывчивым», - вспоминает Альфия Терентьева.
Справочно
Юрий Александрович Гуляев (1930–1986) - российский певец (баритон), народный артист СССР. Выступал в классическом оперном репертуаре, в том числе в партиях Евгения Онегина (одноимённая опера П. И. Чайковского), Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Графа ди Луна («Трубадур» Дж. Верди). Также пользовался огромной популярностью в СССР как концертный певец, исполнял романсы и песни - русские (от М. И. Глинки до С. В. Рахманинова) и зарубежные (Ф. Шуберт, Р. Шуман), народные и советские песни.
Стоит добавить, что изначально ландшафт сада был естественно холмистый. Парк поражал своим простором.
«Когда сад передали Судостроительному заводу, его площадь была гораздо больше нынешнего. Парковая зона начиналась от ул. Циолковского (магазин «Спортивная мода»). Именно там находилась входная торжественная арка», - отметила краевед Ольга Лукошкова.
В 1961 году на месте подвесного моста город запланировал строительство детского сада и мост демонтировали, пишет Татьяна Гуляева в газете «Тюменская область сегодня».
По словам старожилов, в 1967-1968 годах в саду проходили занятия по физкультуре для учеников школы №6. Здесь стояли спортивные снаряды и турники.
В вечернее время сад был плохо освещен. Фонари частенько разбивали хулиганы. Николай Трофимов поделился интересными наблюдениями. По его словам, ребята из центра, которые обычно ходили танцевать и общаться в Городской сад, в Загородный ходить опасались.
«Молодежь, проживающая в этом районе в 1950-х годах прошлого столетия, в основном имела 4-5 классов образования, а затем обучалась в школах фабрично-заводского обучения тюменских заводов, и ее мужская половина не хотела, чтобы их девчонки дружили с ребятами из других районов города. На этой почве часто возникали стычки, поножовщина, в моде были самодельные кастеты, которые отливали и изготавливали на рабочем месте. Как всегда, верховодили ребята, освободившиеся из мест не столь отдаленных. Сад в те времена пользовался дурной славой», - рассказал Николай Трофимов.
Вскоре в этом районе появились жилые дома, гаражи, прошла автомобильная дорога. Остался лишь крошечный зеленый пятачок, да и над ним нависла угроза уничтожения.
Спасение сада
В 1982 году при строительстве моста через Туру была вырублена значительная часть Загородного сада. Более того, срезали уступ коренного берега Туры. От парка осталась лишь часть правого крыла: мост откусил его большой кусок. Горожане с помощью прессы начали бить тревогу, был объявлен сбор подписей в защиту зеленой зоны.
Спасение сада
В 1982 году при строительстве моста через Туру была вырублена значительная часть Загородного сада. Более того, срезали уступ коренного берега Туры. От парка осталась лишь часть правого крыла: мост откусил его большой кусок. Горожане с помощью прессы начали бить тревогу, был объявлен сбор подписей в защиту зеленой зоны.
В газете «Тюменская правда» от 19 ноября 1987 года высказался краевед Герман Ермилов. Он призвал предприятия города, расположенные неподалеку, принять участие в спасении культового сада.
«Разве эти большие предприятия (Речной порт, завод АТЭ, Тюменский судостроительный завод) не могут внести свой вклад в восстановление сада? Он может быть включен и в план городского строительства», - писал Ермилов.
Но никаких действий не последовало, предприятия потеряли свою прежнюю промышленную мощность, для них наступили непростые времена.
Большая реконструкция началась только в 2006 году. Была уложена новая брусчатка, устроены бордюры, завезено 12 тыс. кв.м. газонов. Сад украсили литыми фрагментами балюстрады, фонтаном и скульптурами.
От фонтана радиально расходились дорожки, построили обзорные площадки со спуском к Туре, а также установили колонну при входе в сад.
Авторы проекта постарались реконструировать парк так, чтобы он отсылал нас на полтора века назад. Приходя в Александровский сегодня, мы окунаемся в атмосферу XIX столетия.
Похищение Машеньки
Летом здесь невероятно красивые цветущие яблони, осенью деревья в ярких нарядах. На аллеях парка установлено несколько садово-парковых скульптур, изображающих городских жителей XIX века.
Похищение Машеньки
Летом здесь невероятно красивые цветущие яблони, осенью деревья в ярких нарядах. На аллеях парка установлено несколько садово-парковых скульптур, изображающих городских жителей XIX века.
На главной аллее установлена скульптура двух дам, одетых по моде позапрошлого столетия: шляпки, длинные платья с кружевными оборками. У обеих — дам в руках зонты. Они неспешно прогуливаются по саду.
Еще одна скульптура разместилась на скамейке. Тюменцы ласково называют ее Машенькой. Фигурка девочки, отдыхающей на скамейке, отлита из чугуна в натуральную величину. Одета она по дореволюционной моде. На голове шляпка, волосы заплетены в две тугие косы с бантами.
С другой стороны парка расположена третья скульптура. У металлического парапета стоит, облокотившись, офицер в мундире. Эту скульптуру называют в народе Цесаревичем Александром. Рядом с офицером сидит мальчик, подперев голову рукой. Он смотрит вдаль, о чем-то мечтательно размышляя.
Авторами скульптур выступили тобольский архитектор Елена Клящева и сотрудник департамента градостроительной политики города Тобольска Марина Спирченко. Разработчик проекта - Научно-технологический и проектный институт транспортной инфраструктуры (Тюмень). Скульптуры отлиты в Свердловской области.
Позже в саду установили и арт-объекты. На «Скамье примирения», как ни удерживай равновесие, все равно скатишься к центру. По замыслу, поссорившаяся пара влюбленных обязательно помирится. Поселилась в саду и скульптура аиста.
В Загородном саду
Особая атмосфера стала притягивать сюда множество горожан. И у тюменцев появилась традиция приезжать сюда в день свадьбы и фотографироваться.
В Загородном саду
Почти детективная история приключилась с одной из скульптур сада – Машенькой. Чугунную девочку похитили. Неизвестные вывезли арт-объект за город, пытались распилить, а затем бросили в лесу. Машенька была найдена и восстановлена. Ущерб составил около 3 млн рублей.
Справочно
Основные периоды истории Загородного (Александровского сада)
1 этап – разбивка и открытие (1838-1952 гг.)
2 этап – развитие (1852-1900 гг.)
3 этап – запустение (1901-1948 гг.)
4 этап – восстановление (1948-2006 гг.)
5 этап – реконструкция (2006 г. - по настоящее время)
Город-сад
Загородному саду уже 182 года, почти два века он радует тюменцев своей красотой и чудесной атмосферой. Его судьбу можно считать счастливой по сравнению с другими местами отдыха. Дунькин сад, Сад Дауделей, Текутьевский сад… Их больше нет на карте города.
Город-сад
Загородному саду уже 182 года, почти два века он радует тюменцев своей красотой и чудесной атмосферой. Его судьбу можно считать счастливой по сравнению с другими местами отдыха. Дунькин сад, Сад Дауделей, Текутьевский сад… Их больше нет на карте города.
Известно, что у сибиряков особое отношение к садам и зеленым уголкам. С наступлением тепла мы с нетерпением ждем, когда же появятся первые листья на деревьях и цветы, когда расцветет яблоня, сирень, черемуха, и город окутают весенние ароматы.
Городской житель ищет в парках свежесть воздуха, красоту и хочет почувствовать себя частью природы.
«Парки создают особое ощущение пространства и простора. Все чувства ваши раскрыты для восприятия впечатлений, и смена этих впечатлений создает особую симфонию – красок, объемов, звучаний и даже ощущений, которые приносят вам воздух, ветер, туман, роса…», - так возвышенно говорил о зеленых местах отдыха академик Дмитрий Лихачёв.
Исследователи сравнивают парки и сады с произведениями искусства, которые рождаются в зависимости от культурного и интеллектуального колорита эпохи. Так получилось и с Александровским садом. Каждый период истории наполнял его новым содержанием и смыслом. И сегодня его неповторимое лицо привлекает не только местных жителей, но и гостей региона. И те, и другие любят посещать скверы, парки и рекреационные зоны, где можно отдохнуть от шумных улиц, подышать воздухом, напитаться положительной энергией.
Сегодня, как и полтора века назад, сад нуждается в постоянной заботе и внимании городских служб. Если честно, этой весной он выглядит небрежно. Хочется увидеть здесь свежие зеленые газоны, обновленные чаши для цветов… Некоторым арт-объектам и скульптурам не помешает реставрация. Сад должен сохранить свое неповторимое лицо и достоинство.
Автор: Елена Кухальская
Фото: Екатерина Пономарева
Использованы материалы из источников:
«Александровский сад провинциального города в культурно-историческом ландшафте 19-20 веков» (автор - кандидат исторических наук, доцент Государственного аграрного университета Северного Зауралья);
«Самый знаменитый сад Тюмени намечено снести» (газета «Тюменский ведомости», №48, 1999 год, автор Елена Дубовская);
«Исторические прогулки по Загородному саду» (газета «Тюменская область сегодня», автор Татьяна Гуляева);
«Воспоминания стиляги» (газета «Тюменские известия», №47, 2009 год, автор Николай Трофимов);
«Этот дивный Александровский!» (газета «Тюменская правда в четверг», №18, 2009 год, автор Елена Дубовская);
«Тычковка, Сараи, Потаскуй…» (автор Сергей Кубочкин);
«Встретимся на Царской» (газета «Тюменская область сегодня», №132, 2018 год, автор Светлана Хозяинова);
«Добрый город. А что это значит?» (газета «Тюменские известия», №56, 2007 год, автор Альфия Терентьева).
Фотографии и текстовые материалы: краеведческого портала «Город Т»; из группы «Текутьевка» (ВКонтакте); из фондов Тюменского областного музейного комплекса им. И.Я.Словцова; из фондов Тюменской областной библиотеки Д.И. Менделеева.
Благодарим за сотрудничество!