В подробностях: как пользоваться, сколько стоит и чего остерегаться. Проверено на себе.
Какие виды общественного транспорта есть в Тюмени? Автобусы, маршрутки, такси. Когда-то был троллейбус. Когда-нибудь (в светлых мечтах) появится метро или трамвай. Все? Нет. С января в областную столицу приехал новый вид транспорта, кардинально отличающийся от вышеперечисленных. Это каршеринг. Поминутная аренда автомобиля без водителя. Каршеринг для Тюмени — совершенно незнакомое явление. Кто-то им пользовался в других городах, кто-то о нем что-то слышал, но многие, наверное, даже не догадываются о достоинствах аренды машины через смартфон. И вот в Тюмень пришла компания Cars7, уже успешно реализованная в нескольких городах. Мы, как всегда, протестировали услугу на себе.
Каршеринг — это краткосрочная аренда автомобиля. В отличие от посуточной аренды, здесь не надо приходить в офис, подписывать кучу бумаг, платить заранее. Не надо и держать машину при себе, если она больше не нужна. Машины каршеринга стоят по всему городу в свободных парковочных зонах. Их легко отличить по специальной фирменной ливрее. Вся суть аренды сводится к простым действиям: скачать мобильное приложение, зарегистрироваться в нем, найти с его помощью свободный автомобиль поблизости, забронировать, сесть за руль и поехать. По окончании поездки машина паркуется в свободной зоне, аренда завершается через мобильный телефон. С привязанной карты снимается сумма, которую вы наездили. Эта сумма значительно ниже арендной платы и, как правило, дешевле аналогичной поездки на такси. Вроде звучит неплохо, но есть и нюансы.
Регистрация в приложении
Чтобы иметь возможность арендовать машину в пару кликов, необходимо скачать приложение и зарегистрироваться в нем. С первым сложностей никаких нет, Cars7 доступно по ссылкам как для смартфонов на Android, так и для айфонов. С регистрацией сложнее. Во-первых, пользоваться приложением могут только водители со стажем не менее трех лет. Во-вторых, даже соответствие этому требованию не гарантирует вам успешной валидации. Например, у нас сперва пытался зарегистрироваться Юрий Шестак, но проверку почему-то не прошел, у приложения появились вопросы к документам. Хотя у него и стаж большой, и манера вождения спокойная, и без аварий отъездил много лет. А вот Дмитрий Карпов зарегистрировался без проблем, никаких вопросов к нему не возникло, приложение дало добро.
Регистрация и общение со службой поддержки ведется через чат. На звонки же отвечает исключительно бот
Для самой регистрации необходимо заранее подготовить водительское удостоверение, паспорт и банковскую карту, которую нужно привязать к приложению. Далее придется ответить на несколько вопросов в чате приложения: фамилия, имя и отчество, дата рождения, место проживания. Привязать банковскую карту, с которой за поездки будут сниматься деньги.
Лучше всего, наверное, воспользоваться не основной платежной картой, не зарплатной, а привязать второстепенную, на которую уже отдельно класть деньги для аренды. Во избежание риска ненужных списаний. Cars7 не был замечен в сомнительных махинациях, но лучше поостеречься.
Нужно сфотографировать два разворота паспорта и обе стороны водительского, причем так, чтобы документы попадали в специальные рамки, отмеченные на камере приложения. Звучит зловеще, но на самом деле ничего сложного. И нужно будет сделать два селфи: с паспортом в руках и скрючив пальцы в необычный жест. Как гарантия, что это действительно вы, здесь и сейчас. Дальше остается только ждать, примерно через час результат проверки придет в чат и на указанную при регистрации электронную почту. Уверены, что вы окажетесь удачливее Шестака и проблем у вас не возникнет.
Перед поездкой
Само приложение в использовании просто и в то же время информативно. Сразу на карте отображаются свободные автомобили. Можно как выбрать наиболее удобный, так и просто ткнуть в кнопку «Поиск ближайшего автомобиля». Поскольку сервис для Тюмени совсем новый, то и автомобилей на линии мало (во время проверки было всего четыре свободных, а забронированные приложение не показывает), ближайший может оказаться как совсем рядом, так и в пяти километрах от вас. Если каршеринг приживется в городе, то и машин будет больше, и, возможно, придут другие, конкурирующие фирмы. Например, в Москве или том же Сочи на каждом шагу припаркованы автомобили BelkaCar, «Делимобиль» и других компаний.
Как только мы выбрали для аренды нужный автомобиль, его можно забронировать на двадцать минут. Удобная услуга, чтобы никто не забрал машину раньше нас, пока идем к ней. Оплачивать бронирование не нужно, машина закреплена за нами бесплатно. Заодно можно пока ее прогреть специальной кнопкой в меню автомобиля, которое появляется сразу после бронирования. В нем же есть возможность помигать аварийкой. В Тюмени пока функция бесполезна, но в Москве, где на одном пятачке могут стоять пять одинаковых машин каршеринга, удобнее моргнуть аварийкой, чем сверять номера каждой.
В приложении есть вся необходимая информация
Также приложение показывает количество топлива в выбранном автомобиле, тип трансмиссии (механика — автомат), наличие кондиционера и информацию о тарифе. Например, нам аренда обошлась в 7,9 рублей за минуту в движении и 2,5 рубля за минуту в режиме парковки. Кстати, не забываем включать этот режим, если нужно поставить машину и ненадолго отойти по своим делам. Во-первых, он дешевле, а во-вторых, если просто завершить аренду, есть риск, что машину на прежнем месте вы уже не найдете: мало что ли желающих воспользоваться каршерингом?
Итак, до машины мы добрались, прогрели, узнали ее среди миллионов таких же рядом. Самое время приступить к осмотру. Для этого мы свайпаем бегунок «Начать осмотр» и изучаем машину на предмет повреждений. В нашем случае повреждений нет, машина новая, но со временем автомобили каршеринга получат по полной. В Сочи не удалось ни разу взять в аренду идеальный транспорт, на каждом были потертости, царапины, оставшиеся от предыдущих водителей.
Приложение подсказывает, какие повреждения уже есть на вашей машине, обязательно сверьтесь с ними и осмотрите кузов на наличие новых, не указанных в приложении. Это необходимо, чтобы в будущем все недочеты не повесили на вас. Все повреждения, не зафиксированные ранее, необходимо сфотографировать и отправить через специальную форму в приложении. В этом случае можно быть уверенным, что проблем не возникнет.
Соответственно, если произошло ДТП или появились вследствие эксплуатации новые «косяки», нужно сразу сообщить об этом в службу поддержки, чтобы не попасть на крупный штраф в дальнейшем. Дело в том, что все автомобили зарегистрированы только ОСАГО, никакого Каско нет, поэтому все возникшие неурядицы решаются индивидуально или через суд. Пожалуй, риск повредить машину — главный минус каршеринга, как явления.
После проведенного осмотра снаружи приступаем к осмотру внутри. Тут все просто, главное заглянуть в бардачок и проверить наличие документов. Должны быть талон страховки, сервисная книжка, свидетельство о регистрации транспортного средства, топливная карта. Топливная карта нужна для заправки автомобиля, если в нем осталось мало бензина.
Все документы хранятся в бардачке
Поездка на АЗС и обратно тарифицируется по режиму парковки, так что на заправку уйдет не только время, но и личные деньги. Которые, впрочем, потом компенсируются бонусными баллами, их можно потратить на аренду. За каждый литр заправленного бензина начисляется по два бонуса. Заправлять, кстати, можно только на специальных станциях, отмеченных на карте, не абы где. И только АИ-92, никаких творческих порывов.
Кстати, в нашей машине топливной карты не оказалось, о чем мы сразу сообщили в службу поддержки. Оказалось, не проблема, за ее отсутствие никто потом спрашивать не будет, а если требуется заправка, то можно заправить за свой счет, сфотографировать чек и прислать фотографию чека в службу поддержки (кстати, в бардачке уже лежит чей-то чек за бензин, так что не мы первые оценили отстутствие топливной карты) Потраченные деньги компенсируются баллами. Удобно только в том случае, если услугами каршеринга пользуетесь постоянно. Тогда вы и бензин компенсируете, и бонусы заработаете. В остальных случаях лучше выбирать автомобили с достаточным количеством бензина в баке. Благо, приложение показывает, сколько топлива осталось.
Во время движения
Сейчас в Тюмени, как уже писали выше, автомобилей не так много. Да и разнообразием они не отличаются. Если в Новосибирске, Волгограде и других городах машин хватает и есть разные классы на выбор, то у нас Cars7 представлена только Skoda Rapid. Автомобили все новые, в салоне до сих пор пахнет пластиком, а одометр показывает общий пробег в 349 километров. Ведет себя машина, как и подобает новой, спокойно, скучно и безопасно. Коробка-автомат (не уверены, что будут варианты с механикой) позволяет расслабиться, антиблокировочная система тормозов и система антизаносов следят за дорогой внимательнее водителя. Почти все автоматизировано: зеркала настраиваются кнопками, а информационное табло показывает состояние автомобиля, включает музыку и прокладывает маршрут в навигаторе, если потребуется.
Смотрится бело-зеленая «Шкода» в городе вполне симпатично
Из минусов можно отметить туговатую педаль газа. Машина не очень отзывчива в начале движения. В этом плане автомобиль напоминает ленивую лошадь: раздумывает, стоит ли слушать команду, а вдруг передумает хозяин, только потом неохотно начинает движение. Впрочем, к этой особенности быстро привыкаешь. В остальном машина послушная, чуткая к движению руля, тормоз работает без задержки, резво набирает ход, если надавить на газ сильнее. К габаритам тоже привыкаешь быстро, а боковые зеркала «Шкоды», несмотря на небольшой размер, умудряются показывать почти все пространство сзади.
Зоны действия
Карту приложения можно разделить на три зоны: зона поездок, зона парковок, зона окончания аренды. Первая — куда вы можете поехать на арендованном автомобиле. Это самая большая зона, она охватывает Тюмень и почти все близлежащие поселки, города, деревни. Например, можно запросто поехать в Ялуторовск, Заводоуковск, Исетское или Нижнюю Тавду, ограничивается яркой синей линией.
Собственно, вот так зоны и выглядят
Вторая — где можно ставить автомобиль в режим парковки, но аренду завершать нельзя. Она отображается, если карту использовать в масштабе города, а не региона. Приближаем Тюмень на экране смартфона — и вот уже карта делится на темные и светлые участки. Темные — это как раз зона парковой. Сюда можно заезжать, можно уходить по своим делам, но потом обязательно нужно вернуться, снять автомобиль с парковочного режима и поехать в третью зону, где можно завершить аренду. Она на карте самая светлая, охватывает сам город, за исключением отдаленных районов. Например, на Войновке завершить аренду можно, а вот в Антипино уже нет.
После поездки
Мы взяли машину на парковке на улице Клары Цеткин, возле пересечения с улицами Таврическая и Белинского. Неспеша доехали до ДК «Железнодорожников» на Первомайской, постояли минут пять там без режима парковки. Потом поехали до ТРЦ «Вояж» на Мориса Тореза. Хотели завершить аренду там, но вспомнили, что на ночь стоянку у центра огораживают, а значит бросать там машину нельзя. Выругались, вывернули на Герцена и через Мориса Тореза прикатили на парковку возле «Универсама» на углу Максима Горького и Республики. Весь этот топонимический реестр мы упомянули, чтоб вы оценили масштаб поездки.
В итоге аренда заняла 28 минут и обошлась в 221 рубль. Более чем достойно в сравнении с ценами на такси.
После поездки приложение показывает не только маршрут, продолжительность и цену, но и присваивает рейтинг вождения
После завершения аренды нужно заглушить автомобиль, оставив ключ в замке зажигания, поставить рычаг в режим Parking и поднять ручной тормоз. Только при соблюдении этих условий аренда завершится, в ином случае приложение напомнит, что вы забыли сделать. Также после аренды необходимо сфотографировать автомобиль камерой приложения под углом 45 градусов с каждой стороны. Все. Жмем на кнопку завершения, двери блокируются, машина снова отображается в приложении как свободная.
Выводы и мнения
Вероятно, описываемый процесс аренды, осмотра, работы с приложением может вызвать дикий ужас у людей, которые никогда не сталкивались с каршерингом. Но на самом деле достаточно один раз арендовать машину, как вопросы отпадут. Все сделано максимально логично и требует минимум усилий и времени. Плюсы каршеринга очевидны: дешевле, чем в такси, комфортнее, чем в автобусе, не менее удобно, чем на своей машине. Действительно, за полчаса поездки с ожиданием и остановками отдать чуть больше 200 рублей — очень недорого.
К минусам можно отнести риск повредить автомобиль. Все-таки за ДТП и поломки такси отвечает водитель такси, а здесь вся ответственность лежит на вас. Но часто ли вы попадаете в аварии вообще? Если соблюдать правила дорожного движения, то и проблем никаких не возникнет. Внимательно осматривайте машину перед началом аренды, будьте аккуратны на дороге — и все, этот минус нивелируется. А если авария произойдет по вине других водителей, то и отвечать им, ведь ОСАГО никто не отменял. Второй минус: сложности заправки, о которых мы описывали выше. Его легко избежать: просто нужно выбирать автомобили с полным баком, приложение ведь показывает уровень бензина.
Мнение Дмитрия Карпова: «На мой взгляд, самый существенный сейчас недостаток — слишком мало машин для полноценного сервиса в крупном городе. Этот минус, думаю, ликвидируется сам собой: начало положено, а количество автомобилей и, возможно, конкурирующих фирм, будет только расти. В любом случае, шеринг теплого комфортного автомобиля представляется более удачливым вариантом, чем аренда электросамокатов и велосипедов в городе, где зима длится больше полугода. Сейчас, после поездки, для меня вообще вопрос не стоит, такси или каршеринг. Куда удобнее в час пик не платить обнаглевшим таксистам по 350 — 400 рублей за поездку, а арендовать автомобиль и, минуя самые большие заторы, добраться до дома в два-три раза дешевле. Интересно, как отреагирует рынок такси на появление в Тюмени нового конкурирующего сервиса?»
Мнение Юрия Шестака: «Для меня сервис не стал приятным подарком к Новому году. Как только о нем узнал, сразу же решил зарегистрироваться. Проблемы возникли уже на этом этапе. Для меня нерешаемые. Не знаю, почему, но система не позволила пройти регистрацию. Против банковской карты, на которую я положил всего 100 рублей, не было никаких возражений, но вот фотографии паспорта и водительского удостоверения чат-бот забраковал, попросил сделать более четкие снимки. Переснимаю, отправляю, жду одобрения. Однако в чат опять приходит сообщение, что опять надо переснять. Потом еще и еще. После шестого по счету отказа махнул на затею с тестом рукой. Осадочек на сервис остался. Непонятно, чем не угодил с положительной автобиографией. Или для сервиса важнее тугой кошелек клиента? Посмотрим, что будет с бело-зелеными иномарками в Тюмени через год ну или через полгода»
Мнение Сергея Ханина: «Какой еще каршеринг? Мне все равно, я на даче уже два дня. Зачем звоните вообще?»
Фото и видео: Юрий Шестак