Dipol FM | 105,6 fm
89.79
97.13

"Саша "БМВ", или Бюджет Может Всё

(об особенностях взаимоотношений прессы и власти в отдельно взятых городах и весях)

Взаимоотношения прессы и власти строятся по-разному. Где-то они «конструктивно взаимодействуют», где-то ссорятся, а бывает, и судятся. В демократичном Сургуте средства массовой информации освещают деятельность местной администрации с различных позиций. Кто-то нейтрально, кто-то одобрительно, а кто-то и критически. К последним относится сургутская городская газета «Новый город».

В прошлом администрация Сургута выступала учредителем газеты «Новый город», а газета — информационным рупором администрации. Так продолжалось до скончания века, то есть до 2001 года. К тому времени газета уверенно стояла на ногах и не нуждалась в административной и финансовой опеке со стороны администрации города. Редакция пополнилась новыми журналистами. Содержание и тональность статей менялись с каждым днем. И в один из таких дней администрация города объявила о выходе из состава учредителей газеты с передачей «всех прав» коллективу редакции и последующим отказом в каких-либо бюджетных ассигнованиях газете. Газета, набравшая самый крупный тираж по итогам подписной кампании, была отсечена от конкурса на размещение муниципального заказа на информационные услуги под предлогом несвоевременной подачи заявки.

Начался период «холодной войны», плавно переходящей в «горячую». Дошло до судебных разбирательств, которые, правда, ничем не закончились — после того, как коллегия по гражданским делам суда ХМАО отменила решение Сургутского городского суда, вынесенное в пользу администрации Сургута, последняя отозвала свои исковые требования. После судебных тяжб наступило некоторое потепление. Негласный приказ: «Новому городу» информации не давать!" - был также негласно отменен, проблемы с получением официальных сведений были сняты. Но период «оттепели» длился недолго.

Надо сказать, что мэрия Сургута предпринимала и предпринимает все возможное для того, чтобы выстроить оптимальную информационную политику. Мэр Сургута Александр Сидоров придавал этому серьезное значение: расходы городского бюджета на СМИ и издательскую деятельность росли с каждым годом. В 2002 году они достигли 42 миллионов рублей.

В структуре администрации города было создано информационно-аналитическое управление, функции которого намного шире традиционно создаваемых при мэриях пресс-служб. Наконец, администрация Сургута стала издавать собственную официальную газету «Сургутские ведомости». Городские СМИ отнеслись к этому спокойно, — муниципальную газету никто всерьез в качестве конкурента не воспринимал (не те времена). Но, как это часто бывает, «официальная газета» не ограничилась печатанием официальных документов и разъяснением несведущему населению сути принимаемых властью решений. Газета взяла на себя роль адвоката чиновников и, вопреки негласному правилу журналистской солидарности «не бить своих», решила наброситься на коллег, позволивших себе нелестную критику в адрес местной власти.

Не так давно сургутская газета «Новый город» опубликовала статью под заголовком «БМВ — Бюджет Может Все». Статья содержала критику по поводу последнего приобретения мэрии — роскошного автомобиля «БМВ» самой современной (седьмой) серии стоимостью более 100 тысяч евро для мэра города Александра Сидорова. Как правило, чиновники на такие публикации просто никак не реагируют.

И хотя за мэром сразу увязалось прозвище «Саша-БМВ», Александр Сидоров, следуя публично заявленному правилу «не отвечать на каждый чих», промолчал. Но, спустя несколько дней после выхода статьи о мэрском «БМВ», когда главный редактор «Нового города» Тарас Самборский находился в Америке по приглашению Госдепартамента США, признавшего «НГ» самой независимой газетой в Западной Сибири, газета администрации Сургута разразилась публикацией, «похожей на фельетон».

Замысел автора так никому и не остался понятен, но после третьего прочтения можно уловить намек на то, что действующими лицами «фельетона» выступают главный редактор и журналисты «Нового города». Фамилии изменены по принципу детских дразнилок, журналисты лепят какие-то глупости и вообще ведут себя, как идиоты, выказывая страх перед приближением чего-то черного и непонятного. Лишь в конце «фельетона» можно понять, чего они так боятся в образе некоего «агента» в черном плаще. Они боятся, что этот «агент» пришел, чтобы забрать у них подписчиков. А главный редактор ненавистной мэрии газеты в финале почему-то обернулся игрушечным зайцем из рекламы батареек «Энерджайзер», а потом и вовсе взорвался.

Подобную окололитературную глупость можно было и не воспринимать всерьез. С профессиональной точки зрения публикация не выдерживает никакой критики: жанр фельетона предполагает, что действия и поступки людей, положенные в основу сюжета фельетона и являющиеся объектом сатиры, известны и понятны широкому кругу читателей, а не десятку чиновников и журналистов. Но подобная публикация в газете, позиционирующей себя как официальное издание администрации самого крупного города ХМАО, — это удар по репутации не только редакции, но и учредителя. Ведь все понимают, что появление такого материала было невозможно без согласования с некоторыми должностными лицами, отвечающими за информационную политику. Тем более что редакция официальной газеты Сургута даже не имеет статуса юридического лица — ее работники находятся в штате структурного подразделения городской администрации.

Отдельные фрагменты «официального опуса» отдают откровенной пошлостью. Непонятно, чем насолила администрации Сургута секретарь редакции «вражьей» газеты, замужняя женщина, которая, по версии муниципального автора, играет на раздевание с выпускающим редактором? И почему эта пошлость распространяется за счет сургутских налогоплательщиков? И что есть «желтая пресса», если подобные вещи допускает пресса официальная?

Но, быть может, коллеги из «Нового города» на самом деле «перегнули палку» и достойны не только общественного порицания, но и всеобщего осмеяния? Что ж, давайте вместе почитаем материал «НГ», послуживший поводом для сарказма со стороны официального рупора администрации Сургута. Мы публикуем его без изменений.

«БМВ»: Бюджет Может Всё

Лилия Затинацкая, Олег Ермолаев, «Новый Город»

Осмеянная в анекдотах любовь новых русских к шестисотым «Мерседесам» на самом деле является страстью не одних только братков. В стремлении обладать шикарными иномарками с ними успешно соперничают чиновники. За примерами не стоит далеко ходить: сургутянам достижения капиталистического автомобилестроения демонстрирует сам мэр Александр Сидоров. Машина, аналогичная той, на которой ездит глава города, презентовалась на выставке «Сургут. Нефть. Газ», и это особенно отмечали дилеры «БМВ».

Впрочем, за наглядную рекламу «железных» коней градоначальнику обязаны по крайней мере три зарубежных производителя: концерны «Дженерал Моторс» и два немецких автогиганта: «WAQ» («Фольксваген — Ауди групп») и «BMW». Автомобили мэра легко узнаваемы магическими семерками и неизменными «МММ» в номерах.

До недавнего времени под главой была восьмая модель «Ауди» (сейчас передана в департамент имущественных и земельных отношений), а ей предшествовали немецкий «Опель», американский минивен «Шевроле», ну и, для приличия, пара «Волг».

А в конце сентября Александр Леонидович пересел на «БМВ» экстра-класса седьмой серии. Непосвященным марка машины ни о чем не говорит, а между тем эта красавица только появилась на мировом автомобильном рынке и рекламируется исключительно как машина для богачей. Вот некоторые цитаты из глянцевых журналов:

«Новое лицо высшего класса: трудно найти более впечатляющее выражение роскоши и силы»,

«Красота, экстравагантность, величие. Человек, сидящий в новом BMW седьмой серии, познает все грани роскоши»,

«Президентский номер на колесах: самые изысканные путешествия на новом флагмане BMW»,

«Существует немало людей с большими деньгами…»,

«Этот роскошный автомобиль как нельзя лучше отражает статус своего владельца»,

«Новый BMW 7 создает новые представления о … престижном автомобиле для подлинной элиты общества».

Конечно, выложить 115 тысяч евро (именно в эту сумму обошелся бюджету автомобиль) за блестящую скоростную игрушку могут только представители элиты. Российская специфика такова, что к элите относят прежде всего тех, кто смог заработать или украсть много денег. Но, если собственных денег нет или их жалко потратить, можно обратиться к возможностям городского бюджета. Это для решения общегородских проблем сургутская казна скудновата, а для решения одной-единственной проблемы — перевозки сановного тела — вполне достаточна.

Да и нам, людям с широкой душой, жалко что ли, скинуться по 25 рубликов на иномарку для мэра? (Такая сумма получается, если стоимость машины разделить на примерное количество налогоплательщиков в городе). Но все равно, было бы приятно, если бы городская администрация по примеру «троллейбусного» референдума провела опрос граждан, как те относятся к приобретению нового авто для главы города.

Впрочем, и опросы ни к чему, потому, что и так очевидно: шикарный «БМВ» — отнюдь не настоятельная необходимость, наш мэр и без нее совсем «не безлошадный». Да дело, собственно, и не в амбициях Александра Леонидовича, растущих как на дрожжах (вот и в отличной городской квартире уже жить не хочет, строит коттедж на берегу Саймы), а в отсутствии всякого стеснения в распоряжении бюджетными деньгами. И это «автомобильный» почин не только одного городского главы: комфортные служебные тачки: и легковые, и внедорожники — вытребовали себе и замы. Ездят себе на джипах по довольно приличным городским дорогам и думают, что преодолевают трудные километры трассы «Париж — Дакар».

Новая машина под мэром обладает немыслимым набором функций комфорта. Пассажиру Сидорову в «БМВ», например, стало полезнее сидеть: кресла не только обогревают, но и массажируют. С чистым воздухом Александру Леонидовичу тоже повезло: в салоне установлено 60 вентиляторов. В выбранном по собственному усмотрению микроклимате мэр сможет смотреть телевизор, разговаривать по телефону, попивать охлажденные в холодильнике напитки и наслаждаться раздающейся из десяти громкоговорителей музыкой. Противостоять шуму улиц, где галдят, сигналят и ругаются другие участники дорожного движения, кстати, его избиратели, мэру помогает шумоизоляция. А чтобы не видеть постылых картин хмурого утра (дня, вечера) можно воспользоваться электрошторкой.

Но физический комфорт не единственное достоинство покупки. Глубокое моральное удовлетворение получит путешественник от мощностей мотора, позволяющего развивать скорость в 260 километров в час.

Престиж, думается, тоже сыграл не последнюю роль в выборе автомобиля. Собственно, это подтверждают сами продавцы-дилеры, отмечая, что седьмая «бээмвуха» — единственный экземпляр в городе, а мэр в ней — лучшая реклама высочайшего качества автомобиля.

Впрочем, если говорить о качестве, непонятно, чем не устраивали мэра прежние машины — такие же надежные, но менее дорогие? Выходит, весь вопрос «в крутости»? Чем дороже, тем, значит, лучше? Покупка нового авто для мэра в очередной раз убеждает в неумении (или нежелании?) чиновников разумно распоряжаться городской казной. И ладно бы только факт с «БМВ». А сколько таких фактов, которые скрыты от глаз «публики»? Да что говорить, если даже депутаты городской Думы обратили внимание на неуемные аппетиты городской администрации: под столовую на лыжной базе заложили почти миллион долларов в то время, как «Сургутнефтегаз» приобретает на тендерах аналогичные объекты «под ключ» за 300 тысяч долларов…

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
VK Fest в Сочи соберет гостей 15 июня
VK Fest в Сочи соберет гостей 15 июня
Хедлайнером фестиваля станет группа «ЗВЕРИ».
#Сочи
#фестиваль
#Звери
#июнь
#Черное море
#тк
Афиша на выходные в Тюмени: День защиты детей-2024, выставка раритетных машин и концерт Орлова
Афиша на выходные в Тюмени: День защиты детей-2024, выставка раритетных машин и концерт Орлова
Первая неделя лета встречает тюменцев настоящим теплом и общегородскими праздниками. Делимся самыми интересными мероприятиями предстоящих знойных выходных!
#афиша
#тк
#концерт
#спектакль
#маркет
#праздник
#день защиты детей
Тюменский скульптор оживил соболей с герба города
Тюменский скульптор оживил соболей с герба города
Скульптуры установлены в одном из городских общепитов.
#туризм
#столовая
#общепит
#скульптура
#новости Тюмени
#лонг
Светлана Иванова: СНТ Тюмени получат субсидии на противопожарные резервуары
Светлана Иванова: СНТ Тюмени получат субсидии на противопожарные резервуары
В городской думе обсудили пожарную безопасность.
#безопасность
#дума
#Тюменская городская дума
#Светлана Иванова
#Петр Вагин
#Руслан Сабиров
#Сергей Морев
#СНТ
#субсидии
#пляжи
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Тюмень готовит лидеров будущего
Тюмень готовит лидеров будущего
Участниками проектно-образовательного интенсива стали более 70 студентов, преподавателей и сотрудников из тюменских вузов.
#образование
#интенсив
#подготовка
#студенты
#новости Тюмени
#тек