Снимали большой диалог Паниковского с Шурой Благановым. Режиссер остановила съемку со словами: «Паниковский еще не вошел в Окунева». Да, никак не мог войти.
_Актер и художественный руководитель театра «Ангажемент» Леонид Окунев рассказал читателям детской библиотеки о киношных контрактах, журналистских штучках и о гусе Паниковского. Встреча состоялась сегодня в Центральной детской библиотеке «Радуга» в рамках Недели детской и юношеской книги. Организаторы сделали акцент на одной из литературных ролей тюменского актера — Паниковском из романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок». Многосерийный фильм вышел на экраны 10 лет назад, но эту роль зрители помнят._
— Леонид Григорьевич, как удалось найти время, чтобы прийти сюда?
— А мы раньше договорились — и все. За месяц. И я здесь. Ради юношества что не сделаешь?!
— Часто ли приходится бывать на встречах с молодым поколением?
— Часто, последняя встреча была в кадетском училище перед днем театра (27 марта — _Прим. ред._). Молодежь у нас любознательная, хорошая, прогрессивная, ищущая. Хорошее поколение растет.
— Спрашиваете ли вы, какие они читают книги?
— Спрашиваю, но они читают редко. Я сам редко читаю, время такое, не книжное. Сейчас время «хвать». Не надо, не хватайте, не урывайте, читайте больше!
— Сами в библиотеки ходите?
— Нет времени. Раньше часто бывал. А сейчас нажал — и оно выскочило. Интернет! У меня мама работала в магазине «Книга почтой», тогда был хороший книжный дефицит, страна читала. А сейчас другое коллекционируют.
— Какая самая первая прочитанная вами книга?
— Сейчас-то как же вспомнить? Когда уходил из детского сада, мне подарили красочную книгу «Конек-Горбунок». Но я не помню, сам ли я читал, хотя читать научился еще до школы. Может, «Конек» и был той самой книгой.
— Есть ли такая книга, которую вы в зрелом возрасте перечитывали много раз?
— «Мастер и Маргарита» Булгакова. Я раза четыре начинал Маркеса «Сто лет одиночества», и никак не могу осилить. А говорили, что это латиноамериканский Булгаков, но ничего общего.
— Сегодня речь пойдет о Паниковском. С удовольствием вспоминаете эту работу?
— С удовольствием, с удовольствием, потому что киношные контракты — это очень хорошее для актера дело.
— Как вы готовились к роли?
— Кино снимается по дублям, выдается явочный лист, и ты знаешь, какие сцены будут сниматься.
— А как же внутренний настрой? Как умудрились так сыграть вместе с гусем?
— Проходили предварительные репетиции, режиссер раскладывал картинку по кадрам. Если в театре репетиционный период побольше, то тут надо уложиться в малый временной промежуток. Мизансцену в театре не возбраняется менять с разрешения режиссера, а в кино работать надо четко, по меткам.
Первые съемочные дни шли в Одессе. Снимали большой диалог Паниковского с Шурой Благановым. Режиссер Ульяна Шилкина остановила съемку со словами: «Паниковский еще не вошел в Окунева». Да, никак не мог войти. Дело-то не в тексте, а в том, как свободно ты себя чувствуешь в этой роли.
— Комфортно было работать?
— Поначалу нет. Есть же Зиновий Ефимович — как уйти от этого? У Швейцера были сняты две серии, а у нас 12. Надо было привнести свое, но гердтовский образ все равно довлел.
Наш сериал очень ругали, я слышал. Особенно Олегу Евгеньевичу (Меньшикову — _Прим. ред._) доставалось. Одно дело укусить какого-то неизвестного Пунькина-Мунькина, а другое — выдающегося актера с мировым именем. Сравнивать его с Юрским бессмысленно. Это совсем другая история.
У меня сохранилась статья, где ростовская журналистка назвала меня «сибирский мужичок». Но это ее профессия, ей надо, чтобы читали. И если какая-то скандалёза появляется — это всегда читаемо. А статью про «сочными, яркими мазками лепит свой образ» кто будет читать?
Я пересматриваю фильм иногда, закрадываются мысли: может, надо было его подрезать и ужать? Но образы там прекрасные, актеры чудесные: Михаил Ефремов, Федор Добронравов, Инга Оболдина… Зритель просто отвык от таких длинных историй, сейчас у молодых клиповое мышление.
— А какие-то интересные, курьезные моменты были? Вы гуся-то своего не боялись?
— На нем был гусиный наклювник! К концу съемки я вспомнил свое детство у бабушки, когда меня и петух клевал, и гуси все время шипели. А здесь чего — хитрости съемочного периода. Было несколько дублей, к концу гусь уже не обращал на нас внимания.
А курьезов всяких много было. Например, случай с постижерами (специалист, который создаёт парики, усы, бороды и бакенбарды из натуральных и искусственных волос — _Прим. ред._). Мне нужно было в кадре что-то сказать, а усов нет! Прикрылся рукой. Стоп! Окунев, что такое? А постижеры забыли приклеить усы. Не буду же я подставлять людей!
— Как вас пригласили на пробы?
— Я благодарен Ульяне Шилкиной, что она нашла меня. Что это: чудо, удача? Я ведь здесь, в Тюмени, у меня нет агентов в Москве, просто такое стечение обстоятельств. И вдруг звонок. А я тогда болел, не сразу сообразил, что это не розыгрыш, через пару дней вылетел на пробы. Сначала испытываешь радость, а потом понимаешь меру ответственности — после Зиновия-то Ефимовича.
_Неделя детской и юношеской книги проходит в Тюмени с 23 по 30 марта. Среди 50 мероприятий — встречи с писателями и создателями художественного кино, музыкантами, исполняющими музыку из мультфильмов, квесты по произведениям Владислава Крапивина и другие занимательные события._