Нынче исполняется 102 года с прибытия Романовых в Тюмень.
_В 1917 году после подписания «Манифеста об отречении» Романовы были отправлены в ссылку. 4 августа Николай II с женой и детьми, учителями и фрейлинами под конвоем прибыли в Тюмень, чтобы проследовать в Тобольск. Во второй раз члены Царской семьи здесь проезжали уже по пути в расстрельный Екатеринбург. О немых свидетелях пересылки Романовых по Туре, а также особенностях их пребывания в Тюмени рассказывает «Вслух.ру»._
На берегу Туры сохранился единственный молчаливый свидетель их пребывания — дом на ул. Госпаровской, 3, который с 2014 года официально значится как Историко-культурный центр «Царская пристань».
«Царская пристань» объединяет несколько направлений историко-культурной деятельности: музеефикацию посещений Тюмени представителями Дома Романовых; обзор интерьеров и артефактов, связанных с деятельностью промышленника Ивана Ивановича Игнатова и его потомков; историю водолазного дела; картинную галерею и реставрационные мастерские; экологический парк «Три пирса».
Корреспондент «Вслух.ру» с научным сотрудником, автором публикации
«Концепция развития Историко-культурного центра «Царская пристань», экскурсоводом Наталией Косполовой прошли по спуску и реконструированным сходням. По стечению обстоятельств эта встреча произошла в день гибели Романовых ровно через 101 год.
Дом купца
=========
Здание правления пароходства было возведено к 1870 году в первой надпойменной террасе Туры Иваном Игнатовым.
Иван Иванович Игнатов — белевский купец I гильдии, образованный промышленник, потомственный старообрядец, почетный гражданин Тюмени, инициатор создания и руководитель крупнейшего Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли.
В 1874 году на левом берегу Туры Игнатовым был построен Жабынский
Судостроительный завод. На правом — двухэтажное здание представительской конторы и ряд пристанционных сооружений в стиле промышленного модерна.
В Игнатовские времена кровля здания была оформлена наблюдательной башенкой, подобной башне Городской управы, и оснащенной Лейденской банкой (электрическим конденсатором). Со стороны реки была огромная вывеска «Правление». Здание расположено вдоль русла реки так, что из окон открывается вид на Туру, и в течение суток освещение меняется от розовых бликов восхода до оранжевого закатного света.
У дома два крыла, на питерский манер. Окна кабинета Игнатова (он сохранился до наших времен без изменений) выходили на запад, открывая вид на «Крепостную стену Игнатова-Курбатова» и ярмарочную площадь, Ильинский женский монастырь и ссыльные причалы.
Восточное крыло упиралось в пакгаузы (пристанционные склады), контору купца Михаила Плотникова и грузовые причалы. Хозяйственные постройки, возведенные Игнатовым вдоль улицы Набережной (так в те времена называлась Госпаровская), часть района Тычковки и Ильинский женский монастырь освещались электричеством — согласно новейшей моде просвещенного купечества.
К пристани — опять же благодаря Игнатову — были протянуты железнодорожные
пути для удобства разгрузки судов сразу в вагоны и из вагонов на суда.
На территории правления пароходства по-прежнему находят подковы времен Игнатовской промышленной революции: в Западном крыле располагались конюшни, а при входе в водолазную экспозицию мы наблюдаем подземный лаз, приспособленный под дренажную систему. Сеть таких ходов пронизывает
все побережье вплоть до Ильинского монастыря.
Племянник Пришвин
=================
Иван Игнатов — дядя Михаила Пришвина. Будущий писатель был исключен из Елецкой гимназии (Орловская губерния). На таком наказании за дерзость
настоял один из первых его учителей, знаменитый философ
Следствием исключения из гимназии стало пребывание Пришвина в Тюмени, в «нелепом, похожем на корабль» доме, выстроенном Игнатовым на берегу Туры, где располагалось «Правление пароходства». Природа здесь заглядывала прямо в окна, солнце пронизывало каждый кирпич неоренессансной кладки. Особая атмосфера здания у реки определила творческий почерк Пришвина-писателя.
Тюменский период он описал в романе «Кащеева цепь». В частности, так выглядел пышный прием постоянно погруженного в работу дяди: «На большом столе посредине стояла целая бочка с икрой, обложенная кедровыми шишками и потом дальше аршинными навагами, осетрами, стерлядями, нельмами; там дымились горячие пельмени; из кедровых тёмно-зелёных веток выглядывали бутылки».
Благодаря протекции дяди Пришвин поступил и закончил Александровское
училище. Сейчас это корпус Аграрного университета Северного Зауралья на ул. Республики, 7.
_Мемориальная табличка на фасаде здания по ул. Республики, 7._
Проезд царской семьи
====================
В 1917 году Николай II и его семья по решению Временного правительства были высланы в Тобольск. Путь пролегал через областной центр.
До железнодорожного вокзала Тюмени семья ехала со скоростью
40 км в час. Далее поезд двигался по «Игнатовской ветке», чтобы
инкогнито остановиться у пассажирского плавучего причала.
Царская семья пробыла на пристани Западно-Сибирского пароходства шесть часов 4 августа (ночь с 17 на 18 августа).
Из дневника императора Николая Второго: «4 августа, 1917 год. Перевалив Урал, почувствовали значительную прохладу. Екатеринбург проехали рано утром… Тащились невероятно медленно, чтобы прибыть в Тюмень поздно, в 11.30 вечера. Там поезд подошел почти к пристани, так, что пришлось только спуститься на пароход. Наш называется «Русь». Началась перегрузка вещей, продолжавшаяся всю ночь… Отошли от Тюмени около 6 часов».
_Музей «Царская пристань»._
В конце апреля 1918 года тобольские узники, исключая выехавших
ранее Николая II и Александру Федоровну с Марией, вновь прибыли на плавучий причал «Правления» — транзитный пункт маршрута в расстрельный Екатеринбург.
Вдоль берега до сих пор сохранились железнодорожные ветки и уникальная стрелка ручного перевода рельсов, фатально изменившая маршрут следования Царской семьи. Рядом обильно цветет малинник, и красные ягоды вокруг стрелки у туристов ассоциируются с каплями крови.
_Железнодорожные ветки, по которым прибыла Царская семья, до сих пор сохранены. Фото: Ольга Сергеева, «Вслух.ру"_
На месте старинного плавучего причала — деревянные сходни с решетчатыми «воротцами» — символом исторического заточения Царской
семьи. Иностранцы, москвичи, северяне и южане не могут пройти мимо, и у них стало своеобразным ритуалом — фотографироваться на фоне маленьких ворот со стороны реки. Они словно проходят по следам семьи Романовых, чувствуя печаль этого места.
Сейчас на левом берегу высятся новостройки. А в то знаменательное время за растительностью виднелись одинокие дома, да на правом берегу —
молчаливые окна пароходства. Можно было только представить, что испытывала семья, отправляясь с этого места в последний путь.
В XIX веке Тюмень была главным пересыльным пунктом, который открывал
дорогу на Тобольск и далее осужденным на каторгу. Через Тюмень с 1823 по 1889 годы прошло около 800 тысяч арестантов, ссыльных и членов их семей. В конце века их отправляли на баржах и пароходах по 13 тысяч ежегодно.
На эту же пристань на пароходе «Ласточка» в 1914 году из села Покровского в Тюмень привезли раненого Григория Распутина. Его выхаживали в больнице на Даудельной. Среди медицинских работников ведущую роль играла только
что окончившая Харьковский медицинский вуз прабабушка экскурсовода Наталии Косполовой — Елизавета Борисовна Алексеева-Попова, первая женщина-врач Тюмени. Она смогла сохранить православные традиции в многодетной семье в атеистический советский период, успела донести до потомков личные впечатления о визитах Распутина и Вырубовой на причалы Тычковки.
История «Царской пристани», впитавшаяся в прибрежные камни, постоянно напоминает о себе. Когда к причалу выходят туристы, в тихом месте начинают парить чайки, появляются вереницы уток или неожиданно причалит судно к исполненному вечного ожидания пирсу.
Приезд Великих княгинь
======================
Сейчас в собрании «Царской пристани» сосредоточены предметы, связанные
с пребыванием Романовых в Сибири и на Урале. Например, здесь сохранился и обломок стены ныне не существующего дома Ипатьева, где размещались высокородные арестанты в Екатеринбурге. В музее множество фотографий
Романовых, в том числе уникальных, дополняющих рассказ о фактах биографий и обычаях в царской семье.
_Княгиня Ольга Александровна и Николай II._
Православному и творческому подвигу Великой Княгини Ольги
Александровны Романовой, младшей сестры Николая II, посвящен целый зал.
Она — одна из немногих представителей императорского рода, кому удалось спастись после Октябрьской революции и оставить воспоминания. Эти страницы, записанные Йеном Ворресом, вошли в его книгу «Последняя Великая Княгиня».
Ольги Александровны не стало в 1960 году в Торонто. Ей было 78 лет. Ее наследие насчитывает более 2000 произведений в технике акварели, масла и росписи по фарфору. Это пейзажи, иконы, портреты, деревенские картинки, написанные по памяти, и, конечно, одна из самых сложных академических работ —
автопортрет в профиль на белом фоне в технике акварели.
_Приезд Ольги Николаевны Куликовской-Романовой (в центре)._
В 2007 году Тюмень посетила **Великая княгиня Ольга Николаевна
Куликовская-Романова** - общественный деятель, почётный академик Российской академии художеств, третья законная супруга сына Ольги Александровны — Тихона Николаевича. Во время своего визита она побывала на императорской пристани. Ознакомившись с экспозициями, Ольга Николаевна пришла к мнению, что музей дает верное представление о царской семье.
12 июля 2018 года в «Царской пристани» побывала Великая княгиня Мария Владимировна Романова. Внучка Великого Князя Кирилла Владимировича, двоюродного брата Николая II, в настоящее время возглавляет Российский Императорский дом Романовых. После визита Марии Владимировны «Царская пристань» включена в туристический проект «Императорский маршрут».
Паломнический путь
==================
Это место способно заинтересовать не только путешественников,
изучающих историю самодержавной России, но и православных туристов. Начало паломнической истории положил Владыка Димитрий, освятивший
3 ноября 2002 года часть Игнатовской усадьбы, откуда открывается вид на место пересадки Царской семьи.
В этой исторической части здания на берегу реки возведены два памятных распятия — классический тяжеловесный крест на постаменте из красного кирпича и мраморный — с иконографической композицией. Первый поставлен на средства казаков, а второй заменил перенесенный в дар Ильинскому женскому монастырю деревянный крест с именующей надписью.
Знаменательно, что Историко-культурный центр объединил функции музея и храма, что достаточно редко для Урало-Сибирского региона. В правом крыле
расположилась молитвенная комната для совершения молебнов,
продолжающая традицию Царских и дворянских родов. Молитвы о безвременно ушедших не умолкают на месте тюменской пересадки
великомучеников Романовых.